Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа
Цель исследования.
Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы и представить собственные методические разработки и рекомендации.
Задачи исследования.
1. систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;
Введение………………………………………………………………...……3
Глава 1 .Теоретические основы внеклассной работы…………………..…6
1.1 .Внеклассная работа как педагогическое явление…………….6
1.2. Внеклассная работа как педагогическая система………...…..8
1 -Принципы организации внеклассной работы ……..……8
2-Цели и задачи внеклассной работы…………………...…11
3-Содержание, мотивы, формы и методы внеклассной
работы ……………………………………………………………………….15
Глава 2.Практические рекомендации и результаты эмпирического
исследования внеклассной работы………………………………………..23
2.1 .Результаты эмпирического исследования……………..….…23
2.2.Игровые формы внеклассной работы………………….……..25
2.3.Факультативные занятия и экскурсии как формы внеклассной
работы…………………………………………………………………….…27
2.4.Домашние работы учащихся как форма внеклассных занятий…………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………..….38
Приложения………………………………………………………………...40
50
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Таганрогский Государственный педагогический институт»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Задачи и содержание внеклассной
воспитательной работы в школе»
студентка заочной формы обучения
Прайс М.С.
г. Таганрог
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 .Теоретические основы внеклассной работы…………………..…6
1.1 .Внеклассная работа как педагогическое явление…………….6
1.2. Внеклассная работа как педагогическая система………...…..8
1 -Принципы организации внеклассной работы ……..……8
2-Цели и задачи внеклассной работы…………………...…11
3-Содержание, мотивы, формы и методы внеклассной
работы ……………………………………………………………………….15
Глава 2.Практические рекомендации и результаты эмпирического
исследования внеклассной работы………………………………………..23
2.1 .Результаты эмпирического исследования……………..….…23
2.2.Игровые формы внеклассной работы………………….……..25
2.3.Факультативные занятия и экскурсии как формы внеклассной
работы………………………………………………………………
2.4.Домашние работы учащихся как форма внеклассных занятий……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..….38
Приложения……………………………………………………
50
Введение
Актуальность исследования. Внеклассная работа имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов.
В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе.
В 20 - 80е годы XX века в советской школе внеклассная работа велась достаточно активно, являясь продолжением регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов XX века в отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства», когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы. Это объяснялось главным образом причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы существенным образом ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и несколько улучшили финансирование системы образования, возникла необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в отечественной школе.
Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и содержания внеклассной работы. В частности, широкое распространение в системе образования получила работа с компьютерами, использование Интернет сети в обучении различным предметам, особенно в процессе контроля знаний, умений, навыков.
Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой
культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала возрождаться внеклассная воспитательная работа.
Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и методически оформить новые требования к организации внеклассной работы. В данном исследовании мы руководствовались этой насущной потребностью современного процесса обучения. Систематизация накопленного опыта и обогащение его новыми подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным.
Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной заинтересованности. Это связано с будущей профессией учителя, использующего в своей практической деятельности самостоятельно разработанные методические рекомендации и материалы к внеклассной работе.
Объект исследования.
Внеклассная работа по учебным предметам в современной школе.
Предмет исследования.
Содержание внеклассной работы в современной школе.
Цель исследования.
Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы и представить собственные методические разработки и рекомендации.
Задачи исследования.
1. систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;
2. проанализировать внеклассную воспитательную работу с точки зрения
системного подхода;
3. выявить основные педагогические характеристики игровых форм,
факультативных занятий, экскурсий, домашних работ учащихся.
4. определить место внеклассной работы в школьной жизни.
Методы исследования.
1. теоретический анализ педагогической литературы;
2. систематизация материалов по структурным (системным) компонентам
внеклассной работы;
3. классификация различных форм внеклассной работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- осуществлён теоретический анализ внеклассной работы как педагогической системы (принципы организации, цели и задачи, содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы);
- представлена педагогическая характеристика отдельных форм внеклассной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа, а именно: в лекциях, семинарах и лабораторно-практических занятиях по дидактике, в процессе написания курсовых и дипломных работ, в ходе педагогической практики студентов, а также в педагогической деятельности учителей в современной школе.
Тема курсовой работы была выбрана исходя из того, что внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладения дополнительными знаниями с использованием доступных и интересных методов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
50
Глава 1. Теоретические основы внеклассной работы
1.1. Внеклассная работа как педагогическое явление
Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеклассная работа получила в 20е годы XX века, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная работа чаще всего сливалась с работой этих организаций.
До сер. 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации. Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.
Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.
Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п., развитие художественного и технического творчества учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. С учётом воспитательного значения производственной трудовой деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов и других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и учреждений.
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продлённого дня. Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.
Внеурочные учебные занятия.
Различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Часть внеурочных учебных занятий непосредственно связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Другая часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных учебных занятий в ходе обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности смыкается с внеурочной воспитательной работой.
Участие школьников в общественно полезной деятельности с использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения к образованию.
Воспитательное и образовательное значение внеурочных учебных занятий высоко оценивалось педагогами с самого начала становления советской школы. В современной дидактике виды внеурочных учебных занятий трактуются как внеурочный этап процесса обучения. Примерное содержание тех видов работы учащихся, в которых усвоенное на уроках используется для обществ, целей, должно указываться в учебных программах. Организация их и первоначальная помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого рода внеклассная работа является естественным продолжением преподавания.
1.2. Внеклассная работа как педагогическая система
Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-воспитательной работы, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.
1-Принципы организации внеклассной работы
В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.
Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы с условиями жизни и деятельности ребёнка. Основные условия реализации этого принципа следующие:
Информация о работе Задачи и содержание внеклассной воспитательной работы в школе