Задачи и содержание внеклассной воспитательной работы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования.
Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы и представить собственные методические разработки и рекомендации.
Задачи исследования.
1. систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;

Содержание

Введение………………………………………………………………...……3
Глава 1 .Теоретические основы внеклассной работы…………………..…6
1.1 .Внеклассная работа как педагогическое явление…………….6
1.2. Внеклассная работа как педагогическая система………...…..8
1 -Принципы организации внеклассной работы ……..……8
2-Цели и задачи внеклассной работы…………………...…11
3-Содержание, мотивы, формы и методы внеклассной
работы ……………………………………………………………………….15
Глава 2.Практические рекомендации и результаты эмпирического
исследования внеклассной работы………………………………………..23
2.1 .Результаты эмпирического исследования……………..….…23
2.2.Игровые формы внеклассной работы………………….……..25
2.3.Факультативные занятия и экскурсии как формы внеклассной
работы…………………………………………………………………….…27
2.4.Домашние работы учащихся как форма внеклассных занятий…………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………..….38
Приложения………………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

3 курс курсовая.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

В педагогической литературе есть понятие "объединяющие формы внеклассной работы" (Т.М.Калечиц, З.О.Кейлина). К объединяющим, формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.

Важным элементом познавательной деятельности учащихся являются и ее мотивы. Вопрос о мотивах учения довольно хорошо разработан в современной педагогической науке. Опираясь на теоретические и практические исследования А. Марковой, Г. Щукиной и других дидактов, мы трактуем мотив как субъектную причину (осознанную или неосознанную) того или иного поведения, действия человека. Мотив - психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. Во внеклассной воспитательной работе, также как и в любом ином виде познавательной деятельности, мы развиваем как познавательные, так и социальные мотивы учения. Это означает:

1. необходимо организовать внеклассную работу таким образом, чтобы активность учащихся была направлена на работу с «самим изучаемым объектом», т.е. на овладение новыми знаниями, на усвоения способов добывания новых знаний, интерес к приёмам самостоятельного приобретения знаний и т.д. Для этого учитель должен рекомендовать и советовать детям какие именно культурообразные источники они могут использовать в своей самостоятельной творческой работе;

2. на наш взгляд, центральную роль в совершенствовании социальных мотивов познавательной деятельности играет сама личность учителя, которая должна усиливать внутреннюю мотивацию ребенка. Кроме того, для развития социальных мотивов учитель имеет возможность укрепить социальное сотрудничество учащихся разных классов (разновозрастные творческие объединения учащихся) помогает школьникам занять определенную позицию в отношениях с окружающими, заслужить авторитет, получить одобрения сверстников и самоутвердиться в референтной группе.

В рамках классификации, в основе которой лежит критерий - степень активности, самостоятельности и креативности учебно-познавательной деятельности ребёнка, мы опираемся на современную классификацию методов Лернера, Давыдовой, Скаткина, состоящую из двух групп: репродуктивные (информационно-рецептивный, репродуктивный) и продуктивные (частично-поисковый, исследовательский).

Репродуктивные общедидактические методы предназначены для организации учащихся на усвоение готовых знаний и воспроизведение уже известных им способов деятельности. Продуктивные общедидактические методы применяются для организации учащихся на поиски субъективно новых знаний в ходе творческой деятельности.

Полноценное усвоение учеником содержания образования предполагает использование обеих групп общедидактических методов. Выбор метода обучения зависит от цепи обучения, уровня подготовки учащихся и характера учебного материала. В учебном процессе при организации усвоения, конкретного учебного материала общедидактический метод реализуется в виде обоснованных сочетаний приемов обучения. Поэтому педагогические возможности таких приемов определяются тем общедидактическим методом, который реализуется в данных приемах.

Предметные кружки как групповая форма внеклассной работы.

Кружок — эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач:

- привитие интереса к предмету;

- расширение и углубление знаний, полученных на уроке;

- формирование и совершенствование практических навыков и умений по тому или иному учебному предмету;

- развитие индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки;

- развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности;

- вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду;

- организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание.

              Предметным кружкам, в сравнении их с другими формами внеклассной учебной работы, присущи такие особенности: общность познавательных интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного предмета, любознательность и др.

В школе организуются кружки по всем предметам для учащихся 4— 10х классов. Кружки лучше всего организовать из учащихся параллельных классов и в состав каждого включать по 10—20 учащихся. Членами кружка могут быть не только хорошо успевающие учащиеся, по любой ученик, изъявивший желание заниматься в данном кружке. Практика существования предметных кружков показывает, что ученики со средней успеваемостью, ра­ботая активно в кружке, начинают хорошо учиться как по данному, так и по другим предметам. Опытные учителя специально вовлекают в кружок и плохо успевающего учащегося, стараются заинтересовать его, а заинтересовав, ставят перед ним требование — ликвидировать проблемы в своей учебной работе. В случае необходимости учитель организует через коллектив помощь этому учащемуся. Результаты такой работы, как правило, положительные.

Каждый член кружка принимает активное и добровольное участие во всех мероприятиях, проводимых кружком, выполняет конкретную работу в соответствии со своими интересами и возможностями. Предметный кружок может избирать старосту, его заместителя, секретаря, редколлегию стенной газеты. Как правило, работой кружка руководит учитель или родители, или специалисты ВУЗов, учёные, либо старшеклассники.

Кружок работает систематически (обычно 2— 3 раза в месяц), продолжительность занятий 1,5—2 часа. Все предметные кружки работают по плану согласно общешкольному расписанию (графику) кружковой ра­боты, а занятия фиксируются секретарем в специальном журнале. План должен быть органически связан со школьной учебной программой по данному предмету, но вместе с тем может выходить за ее пределы и дополнять ее. В плане необходимо отобразить цели и задачи, содержание работы кружка (указать конкретные темы, разделы предмета, подлежащие изучению), а также виды, методы и формы работы.

Учитель может на кружковом занятии применять проблемное изложение материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. В первом случае учащиеся будут следить за ходом мысли, рассуждений учителя, во втором - частично привлекаться к поисковой деятельности и в третьем -самостоятельно осуществлять все этапы поисковой деятельности.

Такие задания развивают сообразительность и настойчивость, элементы нестандартного мышления, умения анализировать и обобщать, реферировать и моделировать языковой материал. Это стимулирует учебно-познавательную деятельность учащихся, становится фактором создания творческой атмосферы в процессе внеклассной работы.

Слаженная работа предметного кружка способствует повышению успеваемости всех учащихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.

Ученические конференции.

Ученическая конференция, как правило, носит тематический характер. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовит доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематики. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников.

Задача ученической конференции — привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся. В конференции могут принимать участие как учащиеся параллельных, так и непараллельных классов.

Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора, что связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада (сообщения), но и с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, пра­вильной интонации, простоты, научности, доступности, четкости.

Особенности внеклассной работы с «трудными» детьми

Печальной реалией нашей жизни стали так называемые «трудные» дети. Профессор С.А. Завражин даёт следующее определение категории «трудные дети/подростки»: это дети/подростки с затруднениями или нарушениями процесса социализации. К ним относят: «а) неуспевающих; б) недисциплинированных; в) имеющих физические или психические недостатки; г) болезненных; д) отстающих в интеллектуальном плане; е) педагогически запущенных; ж) социально запущенных; з) несовершеннолетних правонарушителей, иногда, к числу «трудных» детей относят учащихся, опережающих сверстников в своём интеллектуальном развитии, это может сочетаться с таким чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство, пренебрежительное отношение к старшим и товарищам. Сюда же порой причисляют детей с самобытными чертами темперамента и характера («лгуны», «тихони», «лентяи», «гордецы» и т.д.)».

Такие дети, как правило, живут в «неблагополучных» семьях, а именно:

- в конфликтных семьях, в которых родители не ладят друг с другом;

- в аморальных семьях, в которых супруги ведут образ жизни, являющийся
объектом общественного осуждения;

- в педагогически несостоятельных семьях, в которых отношения между
супругами и детьми сравнительно благоприятные, но способы
воспитательного              воздействия неправильны (родители в таких семьях чрезмерно потакают детям или, наоборот, держат их в чрезвычайной стро­гости; возможна и ситуация, когда родители просто «разводят руками», не зная, как воздействовать на ребенка);

- семьи с социально-экономическими факторами риска (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия).

Дети из «неблагополучных» семей характеризуются замкнутостью, ранимостью, повышенной обидчивостью, а иногда можно наблюдать их грубость и даже агрессивность по отношению к одноклассникам и взрослым. Воспитание у таких детей чувства гуманности является важной задачей. Думается, что учителя обладают большими возможностями для решения этой задачи в процессе окультуривающего общения с детьми, как на уроках, так и во внеурочное время.

Мы бы рекомендовали, прежде всего, общаться с этими детьми во время внеклассных мероприятий, сублимируя их отрицательную энергию в творческое, созидательное русло, поощрять их участие в различных мероприятиях, стараться заинтересовать их и выделять им посильные роли. При этом важны похвала учителя, одобрение одноклассников, добрый и ласковый взгляд, толерантность в случае возможной неудачи ребёнка, подбадривание, оптимистический настрой, а также чувство юмора. На наш взгляд, наиболее целесообразными мероприятиями, в которых участвуют «трудные» дети могли бы быть следующие дела:

- театральная деятельность («трудные» дети могут участвовать не только в
роли актёров, но и в роли реквизиторов, оформителей, звукооператоров,
визажистов, декораторов, а также статистов);

- игровая деятельность (игры помогают замкнутым и ранимым детям обрести инициативу, «чувство локтя», смысл жизни, а гиперактивным и даже агрессивным детям получить опыт «окультуривания» собственных чувств и поведения, благодаря соблюдению общепринятых в игре правил, необходимости действовать по определённому плану и приучают к дисциплинированности и ответственности).



50

 

 

Глава 2. Практические рекомендации и результаты эмпирического исследования внеклассной работы

2.1.Результаты эмпирического исследования

По вопросам внеклассной работы было проведено исследование в школе № 24, и были получены следующие результаты:

комментарий к анкете старшеклассника.

Опрос проводился в 2003 году в школе № 24. Опрошены были: 10 «Б» класс (29 человек), 9 «В» класс (22 человек), 11 «В» класс (27 человек).

Информация о работе Задачи и содержание внеклассной воспитательной работы в школе