Задачи и содержание внеклассной воспитательной работы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования.
Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы и представить собственные методические разработки и рекомендации.
Задачи исследования.
1. систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;

Содержание

Введение………………………………………………………………...……3
Глава 1 .Теоретические основы внеклассной работы…………………..…6
1.1 .Внеклассная работа как педагогическое явление…………….6
1.2. Внеклассная работа как педагогическая система………...…..8
1 -Принципы организации внеклассной работы ……..……8
2-Цели и задачи внеклассной работы…………………...…11
3-Содержание, мотивы, формы и методы внеклассной
работы ……………………………………………………………………….15
Глава 2.Практические рекомендации и результаты эмпирического
исследования внеклассной работы………………………………………..23
2.1 .Результаты эмпирического исследования……………..….…23
2.2.Игровые формы внеклассной работы………………….……..25
2.3.Факультативные занятия и экскурсии как формы внеклассной
работы…………………………………………………………………….…27
2.4.Домашние работы учащихся как форма внеклассных занятий…………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………..….38
Приложения………………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

3 курс курсовая.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

Эффективной формой работы является научно-практическая конференция, которой завершается факультативный курс. Она проводится по актуальной теме. Основные задачи такой конференции — глубокое раскрытие проблемы, пополнение знаний новыми сведениями, практическое применение усвоенных знаний, ознакомление участников конференции с результатами экспериментальной работы, выполненной членами факультатива, профориентация.

Экскурсия как форма внеклассной работы.

Экскурсия — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности. Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; любовь к природе; развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мыш­ление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению.

В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может входить от десяти до сорока учеников. Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависи­мости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста учащихся.

Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Практика показывает, что экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей.

Объяснение учителя, экскурсовода требует размышлений учащегося, осознания полученной информации. Наблюдение предметов и явлений действительности невозможно без выполнения логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Экскурсия обеспечивает учащихся материалом для самостоятельного творческого изучения, способствует формированию основ творческого мышления. Все это, как и самостоятельный поиск ответов на эвристические вопросы, выполнение познавательных задач и проблемных заданий, содействует интеллектуаль­ному развитию школьников.

На экскурсии в единстве и взаимосвязи осуществляются образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения, но в конкретных условиях на первый план может выходить одна из них. Учитывая моторную, активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие учащихся.

Типология и структура учебных экскурсий.

Деление учебных экскурсий на типы имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Нельзя правильно организовать учебно-воспитательный процесс на экскурсии, не выделив для решения поставленных задач наиболее подходящий ее тип.

В педагогике учебные экскурсии разделяют по разным основаниям и признакам. По отношению к учебным программам экскурсии делят на программные (рекомендуются учебными программами) и внепрограммные (выходят за рамки программы).

По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические (однотемные и многотемные) и комплексные (обзорные).

Тематические экскурсии проводят в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета.

Комплексные или межпредметные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов.

По времени проведения относительно изучаемых на уроках учебных тем какого-либо раздела различают вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии.

Вводные экскурсии предваряют изучение нового материала. Чаще всего они проводятся для того, чтобы ввести учащихся в новый для них учебный предмет или раздел. На таких экскурсиях учащиеся усваивают опорные поня­тия, получают наглядные представления и практический опыт, необходимые им для сознательного изучения нового учебного материала, знакомятся с фактами, сущность которых будет раскрыта позднее на уроках.

Сопутствующие экскурсии проводятся параллельно с изучением теоретического материала и призваны обеспечить более глубокое его понимание учащимися, дополнить их знания новыми фактами, наглядными представлениями.

Заключительные экскурсии проводятся в конце учебного года или после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации теоретических знаний, углубления и закрепления навыков и умений учащихся. Важная задача заключительных экскурсий — способствовать выявлению связи изученного на уроках материала с реальными процессами или явлениями.

Существенным моментом при проведении экскурсии по природоведению, ботанике, зоологии, биологии является время года, поэтом природоведческие экскурсии в методике разделяют на осенние, зимние, весенние, летние.

Методика проведения экскурсий.

Проведение экскурсий требует большой и серьезной подготовки к ней, которая часто оказывается сложнее, чем подготовка к уроку или семинару. К ее организации и проведению предъявляются определенные организационные, дидактические, воспитательные требования.

Экскурсия зависит от тщательности подготовки. Учитель внимательно изучает экскурсионный объект, выясняет его образовательные и воспитательные возможности, определяет цели и задачи, тип и структуру экскурсии, готовит проблемные вопросы и задания для учащихся, уста­навливает основные и дополнительные источники информации, выбирает оптимальное сочетание методов и приемов обучения, составляет план экскурсии, знакомится на месте с экскурсионным объектом, намечает маршрут передвижения, готовит дополнительные наглядные пособия (схемы, таблицы, фотографии) и необходимое оборудование (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, гербарные папки, фотоаппарат, компас), проводит организационную беседу с учащимися, во время которой сообщает дату, место, цель и задачи экскурсии, разъясняет правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко характеризует экскурсионный объект, советует, как и что смотреть, за чем наблюдать, как и что записывать и фото­графировать, как передвигаться по маршруту. Учитель распределяет обязанности среди всех учащихся; если нужно по плану, делит их на звенья, назначает звеньевых и определяет задания для каждого звена; назначает ответственных за наглядные пособия и оборудование, старших на маршруте; инструктирует учащихся о порядке обработки информации и материалов, составления письменных отчетов, подведения итогов.

В конце экскурсии учитель проверяет работу учащихся: все ли выполнено по плану, сделаны ли записи, зарисовки, измерения. Затем проводится заключительная беседа, на которой учитель отвечает на вопросы учащихся, выясняет их впечатления от экскурсии.

2.4. Домашние работы учащихся как форма внеклассных занятий

Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно возрастает. Поэтому приучение детей к систематическому умственному труду делает необходимыми домашние учебные занятия. Их характер, объем, сложность должны быть научно обоснованы. Но ни по одной из проблем дидактики за последнее десятилетие, пожалуй, не велось столько споров, как по проблеме домашней работы школьников. Иногда можно слышать: «А нужны ли домашние задания? Известен опыт грузинских психологов и педагогов по обучению детей начальных классов без домашних заданий; некоторые педагоги нашей страны, успевая быстро пройти всю программу, весной работают без домашних заданий» и т.п.

Специальными исследованиями доказано, что на данном этапе развития школы домашние задания нужны, но они требуют значительной модернизации. Домашняя учебная работа, как никакая другая форма обучения, воспитывает самостоятельность учащихся. Правильно организованная домашняя работа школьников — это такая работа, которая дает наилучшие результаты (систему глубоких и прочных знаний, умений и навыков, высокий уровень развития и воспитания школьников) в пределах положенного времени.

Исследования показывают, что количество, объем и характер домашних заданий часто противоречат дидактическим требованиям, устанавливаются без учета реальных учебных возможностей школьников, в отрыве от системы общей работы, проводимой на уроках, рассчитаны на абстрактного «среднего» ученика. Наблюдается перегрузка учащихся практически по всем предметам. Причем замечено, что слабые ученики в основном тратят на домашние задания больше времени, чем успевающие ученики. По объему домашняя работа не должна превышать одной трети того, что сделано на уроке в 1—7-м классах, и половины — в 8—11-м классах.

В самоподготовке в домашних условиях, которая чаще называется домашняя работа, большая роль принадлежит родителям учащихся, а также общению одноклассников между собой. Поскольку родители не всегда в состоянии оказать ребёнку помощь в выполнении домашней работы, особая ответственность ложится на учителя. Его инструктаж и разъяснения по выполнению домашних заданий должны быть чёткими, несуетливыми, даваться до звонка с урока и являться логическим продолжением серии предшествующих уроков.

 



50

 

Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы: систематизация теоретического и практического опыта воспитательной работы в современной школе убедила нас в том, что она является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Благодаря внеклассной работе углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе. Иначе говоря, внеклассная работа способствует более эффективному усвоению содержания образования.

Внеклассная работа способствует достижению основной цели воспитания - всестороннему развитию личности. Эффективность внеклассной работы напрямую зависит от правильного педагогического руководства ею, от умения учителя решать задачи развития общественно значимых мотивов поведения, деятельности школьников, формирования и развития разных интересов, склонностей детей, тактического воздействия педагога на выбор школьниками групп, отдельных детей для общения вне урока.

В первой главе курсовой работы мы рассмотрели внеклассную работу с точки зрения педагогической системы и педагогического явления. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: внеклассная воспитательная работа является неотъемлемой частью педагогического процесса, имеет большое значение для всестороннего развития школьников, в том числе интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционально-волевого. Внеклассная работа имеет свои цели и задачи и строится по определённым принципам. Содержание внеклассной работы ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является её логическим продолжением.

              Многообразие форм внеклассной работы предоставляет широкий спектр деятельности для учителей.

Вторая глава курсовой работы посвящена рассмотрению различных форм внеклассной работы и выявлению педагогических характеристик этих форм. Кроме того, мы рассмотрели такие формы внеклассной работы как различные виды экскурсий и домашние задания учащихся.

В работе были рассмотрены основные цели и задачи внеклассных мероприятий, методика их проведения, требования к ним, а также современные методы и средства в проведении факультативных занятий. Данные исследования показали, что внеклассная работа занимает важное место в образовательном процессе. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний по предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания. Таким образом, в целом была проанализирована внеклассная воспитательная работа.

 

 



50

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдов В.В. Внеурочная работа // Российская Педагогическая Энциклопедия, том 1. - М.: 1993. - С. 151

2. Давыдов В.В. Внеурочные учебные занятия // Российская Педагогическая Энциклопедия, том 1. - М.: 1993. - С. 152

3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973. - 431 с.

4. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 1983. - 234 с.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: 1981.

- 234 с.

6. Кобзарь Б.С, Кумарина Ю.А., Кусый Ю.А. Дидактика современной школы: Пособие для учителей. - Киев, 1987. - 351 с.

7. Павлова Т.П. Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях по

английскому языку // ИЯШ. - 1995. - № 8. - С.46-48.

8. Подласый И.П. Педагогика: Учеб для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Просвещение, 1996. -432 с.

9. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

Информация о работе Задачи и содержание внеклассной воспитательной работы в школе