Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа
Цель исследования.
Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы и представить собственные методические разработки и рекомендации.
Задачи исследования.
1. систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;
Введение………………………………………………………………...……3
Глава 1 .Теоретические основы внеклассной работы…………………..…6
1.1 .Внеклассная работа как педагогическое явление…………….6
1.2. Внеклассная работа как педагогическая система………...…..8
1 -Принципы организации внеклассной работы ……..……8
2-Цели и задачи внеклассной работы…………………...…11
3-Содержание, мотивы, формы и методы внеклассной
работы ……………………………………………………………………….15
Глава 2.Практические рекомендации и результаты эмпирического
исследования внеклассной работы………………………………………..23
2.1 .Результаты эмпирического исследования……………..….…23
2.2.Игровые формы внеклассной работы………………….……..25
2.3.Факультативные занятия и экскурсии как формы внеклассной
работы…………………………………………………………………….…27
2.4.Домашние работы учащихся как форма внеклассных занятий…………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………..….38
Приложения………………………………………………………………...40
- систематическое ознакомление подростков и старших школьников с
актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом;
- широкое использование краеведческого материала;
- использование на внеклассных занятиях материалов из жизни школьников.
Принцип воспитания личности в коллективе является одним из ведущих в педагогике. Сущность его состоит в организации воспитательного влияния коллектива на личность.
Большие возможности для воспитания личности в коллективе создаёт внеклассная работа, в процессе которой организуется совместная деятельность учащихся для достижения общественно полезных целей. При педагогически правильной организации внеклассная работа способствует созданию между детьми подлинно коллективистических отношений, воспитывает требовательность, интерес и внимание детей друг к другу, забота о товарищах. Жизнь ребёнка в коллективе постепенно приводит его к самовоспитанию, превращая члена коллектива в субъект собственного воспитания. Педагогически организованный коллектив создаёт наиболее благоприятные возможности для развития и расцвета индивидуальных способностей и талантов личности.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает внимательное изучение и знание педагогом возможностей каждого ребёнка. Содержание, методы, формы внеклассной работы изменяются в связи с развитием детей, они не могут быть одинаковыми для всех возрастных групп. Та внеклассная работа, которая необходима и уместна в 1 классе, может быть неинтересна для третьеклассников. Дети развиваются и изменяются - ум их обогащается новыми знаниями, развиваются мыслительные способности, появляются новые умения и навыки, складывается характер. Всё это следует иметь в виду при организации внеклассной воспитательной работы.
В процессе организации внеклассной работы важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей. У каждого ребёнка свой темперамент, свои способности, возможности, интересы, каждый ребёнок - неповторимая индивидуальность. Знание индивидуальных особенностей детей поможет учителю подобрать посильное поручение каждому школьнику, включить ребёнка в деятельность, которая принесёт наибольший воспитательный эффект. Индивидуальный подход к учащимся в процессе внеклассной работы предполагает заботу учителя о развитии способностей каждого ребёнка.
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива.
Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы. Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы - формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами.
Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных
мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность;
- привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.
Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в
комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности.
2-Цели и задачи внеклассной работы
Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса является создание единой системы урочной и внеурочной работы, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внеклассной работы педагогический коллектив учителей должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Целями внеклассной работы являются:
- расширение и углубление знаний;
- стимулирование интереса учащихся к обучению;
- всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Во внеклассной работе реализуются общие задачи воспитания: умственное развитие детей. Педагогически верно организованные внеклассные занятия способствуют закреплению у учащихся положительного отношения к школе, к обучению. Так, чрезмерно подвижные, постоянно отвлекающиеся от дела, а потом слабо успевающий ученик проявляет удивительную сосредоточенность на занятиях кружка. Учитель, поручая ребёнку выполнение посильных и интересных ему заданий, требующих внимания и усидчивости, имеет возможность подбодрить ребёнка, поддержать его веру в себя, что может благотворно повлиять на отношение ученика к учению и будет способствовать его умственному развитию.
Во внеклассной работе осуществляется нравственное воспитание учащихся. Нравственное понятие и убеждения, навыки и привычки нравственного поведения формируются с помощью методов убеждения и методов организации коллективной деятельности школьников. Занимаясь общественно полезной деятельностью, участвуя в игре, руководимой педагогом, этической беседе, учащиеся приобретают знания принципов морали и соответствующих им навыков поведения. Необходимым условием нравственного воспитания детей является создание в классе дружного коллектива.
Трудовое воспитание.
Во внеурочное время учащиеся начальных классов принимают участие в различных видах трудовой деятельности, которая тесно связана ещё с игровой (особенно в 1 классе). Выполняя обязанности дежурного, санитара, ухаживая за цветами в классе школьник приобретает трудовые навыки, в процессе трудовой деятельности воспитывается уважение и готовность к труду на пользу обществу, людям.
Эстетическое воспитание.
Внеклассная работа создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания. Эстетическое воспитание связано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, физическим. Развитие у учащихся способности восприятия прекрасного в явлениях природы, общественной жизни и художественных произведениях, развитие эстетических суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов, творческих способностей может осуществляться при подготовке и проведении различных внеклассных занятий. Так, подготовка и проведение многочисленных праздников позволяют расширить возможности урока для ознакомления детей с музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Участие школьников в хоре, хореографическом ансамбле, художественном кружке, детском и кукольном театре создаёт возможности для развития художественных способностей.
Физическое воспитание.
Во внеклассной работе решаются важные задачи физического воспитания. Спортивно-массовая и оздоровительная работа в школе имеет своей целью укрепление здоровья детей и одновременно воспитание нравственности, воли, дисциплинированности, активности, самостоятельности. Учитель вовлекает в занятия физической культурой всех учеников, в первую очередь наиболее нуждающихся в занятиях физическими упражнениями. Физическая культура, спорт должны войти в режим дня учащихся. Внеклассная работа строится на основе широкой самодеятельности учащихся.
Таким образом, внеклассная работа способствует достижению основной цели воспитания - всестороннему развитию личности. Эффективность внеклассной работы зависит от правильного педагогического руководства ею, от умения учителя решать задачи развития общественно значимых мотивов поведения, деятельности школьников, формирования и развития разных интересов, склонностей детей, тактического воздействия педагога на выбор школьниками групп, отдельных детей для общения вне урока.
Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей обучения на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности.
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.
Знание психологических особенностей учеников - необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определения содержания этих форм, организации и проведения внеклассного мероприятия.
Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы почти полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в
отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для
себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде
всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое.
Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в
отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места,
формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал
музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний,
навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной
работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов и т. д.
При этом зачастую учителя выражают письменную оценку деятельности
школьников через благодарственные записи в дневнике или отметкой в
журнале, либо тем и другим вместе.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении
внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя
играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше
самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в
организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих
интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.
З-Содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы:
- соревновательные,
- средства массовой информации,
- культурно-массовые,
- политико-массовые.
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия культурно-массового характера, вечер-праздник; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Индивидуальная работа с отдельными учащимися имеет место и в тех случаях, когда ребята, занимавшиеся в кружке, "выросли" из него, но охотно работают по интересующей их тематике самостоятельно, получая консультации у учителя. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
Информация о работе Задачи и содержание внеклассной воспитательной работы в школе