Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению..6
1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»……………………………………………………………………………..6
1.2. Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе……………………………………………………..12
1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образовани……………………………………………………………………….18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……..27
2.1. Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……………………………………………………….....27
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению………….....42
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия доу с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению ……………………………..51
Заключение………………………………………………………………….55
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Взаимодействие ДОУ и родителей при подготовке ребенка к школе,.doc

— 631.00 Кб (Скачать)

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

— отвержение,

— социальная желательность,

— симбиоз,

— гиперсоциализация,

— инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

 

1 шкала «Принятие-отвержение

«сырой» балл

0-5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

процентильный ранг

0

0,63

3,79

12,02

31,01

53,79

68,35

77,21

84,17

88,60

«сырой» балл

15

16

17

18

19

20

21

22-23

24

25-30

процентильный ранг

90,50

92,40

93,67

94,30

95,50

97,46

98,10

98,73

99,36

100

 

2 шкала «Кооперация»

«сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

процентильный ранг

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

38,82

80,93

 

3 шкала «Симбиоз»

«сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

процентильный ранг

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65

 

4 шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

«сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

процентильный ранг

39,06

39,06

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65

 

5 шкала «Маленький неудачник»

«сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

процентильный ранг

0

14,55

45,57

70,25

84,81

93,04

96,83

99,37

100,0


Приложение 2

Анкета для родителей по определению степени их вовлеченности в управление образовательным процессом дошкольного учреждения

1.       Знакомы ли Вы:

-  с целями образовательного процесса в ДОУ? (Да, частично, нет).

- с содержанием  Устава ДОУ;

-  программой развития  ДОУ;

-  образовательной программой ДОУ.

2.       Знаете ли Вы,  какая программа обучения и воспитания детей используется в дошкольном учреждении? (? (Да, частично, нет).

3.       Назовите   приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения?  (Да, частично, нет).

4.       Деятельностью какого кружка (студии) Вы довольны в большей степени?

5.       Знакомы ли Вы с деятельностью воспитателя, специалистов, работающих  в ДОУ?  (Да, частично, нет).

6.       Как часто Вы откликаетесь на приглашения педагогов для  участия в совместных мероприятиях) (Часто, иногда, редко). Почему?

7.       Часто ли Вы обращаетесь за консультацией к специалистам ДОУ с целью больше узнать о развитии ребенка, о его успехах (неудачах) в различных видах деятельности. (Часто, редко,  никогда).

8.       Участвуете ли Вы в участии в  создании и  пополнении предметно-развивающей среды дошкольного учреждения? (Да, нет, частично).

9.       Какие формы сотрудничества с педагогами для Вас наиболее привлекательны?

- возможность видеть ребенка в группе в разных видах деятельности;

- обмен мнениями о развитии детей в беседах, дискуссиях;

- участие в совместных с детьми досугах, викторинах и т.д.

- другое;

(Нужное подчеркните).

12.На Ваш взгляд, поддерживает ли педагогический коллектив ДОУ  общественную активность родителей и  их готовность  пойти  на встречу инициативным действиям семьи. (Да, частично, нет).

13. Как Вы думаете, должны ли родители принимать участие в работе педагогического совета с правом совещательного голоса? (Да, нет, не знаю).

14.Как Вы считаете, должны ли родители иметь возможность наблюдать за деятельностью детей на занятиях, на прогулке, при организации режимных моментов и т.д.? (Да, нет, не знаю).

15. Считаете ли Вы целесообразным создание попечительского совета в ДОУ? (Да, нет,  не знаю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 3

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О «Школе для родителей будущих первоклассников»

 

 

1.   Общие положения

 1.1.     «Школа для родителей будущих первоклассников» (именуемая в дальнейшем – Школа родителей) является структурным подразделением  МДОУ - детского сада комбинированного вида № 4 «Аленушка» г. Димитровграда Ульяновской  области я (именуемый в дальнейшем – Учреждение). 

1.2.    Школа родителей  организует свою деятельность на основании Устава Учреждения, лицензии на право ведения образовательной деятельности, данного Положения.

1.3.     Школа родителей оказывает бесплатные образовательные услуги родителям по их просвещению о подготовке самих родителей и их детей к школьному обучению в соответствии с утвержденным Учебным планом, дополнительными образовательными программами, календарно-тематическими планами. 

1.4.    Обучение в Школе родителей строится на педагогически обоснованном выборе педагогами технологий, методик, средств, форм и методов взаимодействия с семьей, способствующих эффективной подготовке детей к школе, формирования интеллекта, общеучебных навыков, ориентированных на развитие обучающихся.

1.5.    Открытие Школы родителей, определение сроков начала и окончания ее работы в текущем учебном году осуществляется на основе приказа заведующего Учреждения

1.6.    Занятия с родителями проводятся в учебных помещениях ДОУ педагогическими работниками,  привлечёнными к работе.

1.7. В рамках работы предполагается создание Попечительского совета, состоящего из родителей детей группы.

 

 2. Цели и задачи образовательного процесса в школе развития

 2.1.  Основными целями работы Школы родителей являются:

            - педагогическое просвещение и обучение родителей по вопросам подготовки детей к школе;

            - привлечение родителей к активному взаимодействию с Учреждением в образовательных и управленческих аспектах деятельности Учреждения.                                                                     

2.2.  Основные задачи образовательного процесса в Школе родителей:

   - формирование у родителей необходимых для эффективной подготовки детей к школе педагогических знаний, умений и навыков;           

    -  включение родителей в педагогический процесс, в качестве активных участников в вопросах планирования, управления, осуществления и контроля процесса обучения и воспитания детей;          

    - развитие у родителей будущих школьников инициативности в вопросах обучения и воспитания;

    - психологическая поддержка родителей.

 3. Порядок и условия приема в Школу родителей 

3.1.    Прием заявлений для участия в Школе родителей объявляется Учреждением за 10 дней до начала ее работы на родительском собрании.

3.2.    В школу развития принимаются родители, которые имеют детей в возрасте от  5, 5 до 7 лет, посещающих данное Учреждение, и которые изъявили добровольное участие в ней.

3.3.   Из числа родителей выбирается актив, который образует администрацию Попечительского совета.

4. Участники образовательного процесса. Их права и обязанности.

 4.1. Участниками образовательного процесса являются родители детей, педагогические работники Школы родителей.

4.2.Родители, входящие в Школу имеют право на:                                                                    

- получение полной информации о педагогическом процессе;

-участие в различных образовательных и управленческих мероприятиях Учреждения;

- уважение человеческого достоинства.

4.3.Родители, как участники Школы обязаны:

      - бережно относиться к имуществу Учреждения;

      - уважать честь и достоинство других родителей и работников Учреждения.

4.4. Педагогические работники Школы развития имеют право:

       - изменять условия обучения в зависимости от запросов родителей, администрации Учреждения и других обстоятельств.     

5.      Заключительные положения

 5.1.Школа родителей, действующая в течение учебного года, может прекратить свое существование или быть реорганизованной на основе приказа заведующего Учреждения в соответствии с законодательством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Текст консультации для родителей

Готовность к школе: Что мы не понимаем?

Весна – время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»

Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.

В чём же суть «готовности»?

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.

Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе