Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа
Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению..6
1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»……………………………………………………………………………..6
1.2. Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе……………………………………………………..12
1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образовани……………………………………………………………………….18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……..27
2.1. Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……………………………………………………….....27
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению………….....42
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия доу с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению ……………………………..51
Заключение………………………………………………………………….55
Список литературы…………………………………
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
— отвержение,
— социальная желательность,
— симбиоз,
— гиперсоциализация,
— инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
| 1 шкала «Принятие-отвержение | ||||||||||||||||||||||||||||||||
«сырой» балл | 0-5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |||||||||||||||||||||||
процентильный ранг | 0 | 0,63 | 3,79 | 12,02 | 31,01 | 53,79 | 68,35 | 77,21 | 84,17 | 88,60 | |||||||||||||||||||||||
«сырой» балл | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22-23 | 24 | 25-30 | |||||||||||||||||||||||
процентильный ранг | 90,50 | 92,40 | 93,67 | 94,30 | 95,50 | 97,46 | 98,10 | 98,73 | 99,36 | 100 | |||||||||||||||||||||||
| 2 шкала «Кооперация» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
«сырой» балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||||||||||||||||
процентильный ранг | 1,57 | 3,46 | 5,67 | 7,88 | 9,77 | 12,29 | 19,22 | 38,82 | 80,93 | ||||||||||||||||||||||||
| 3 шкала «Симбиоз» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
«сырой» балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||||||||||||
процентильный ранг | 4,72 | 19,53 | 39,06 | 57,96 | 74,97 | 86,63 | 92,93 | 96,65 | |||||||||||||||||||||||||
| 4 шкала «Авторитарная гиперсоциализация» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
«сырой» балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||||||||||||
процентильный ранг | 39,06 | 39,06 | 39,06 | 57,96 | 74,97 | 86,63 | 92,93 | 96,65 | |||||||||||||||||||||||||
| 5 шкала «Маленький неудачник» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
«сырой» балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||||||||||||||||
процентильный ранг | 0 | 14,55 | 45,57 | 70,25 | 84,81 | 93,04 | 96,83 | 99,37 | 100,0 |
Приложение 2
Анкета для родителей по определению степени их вовлеченности в управление образовательным процессом дошкольного учреждения
1. Знакомы ли Вы:
- с целями образовательного процесса в ДОУ? (Да, частично, нет).
- с содержанием Устава ДОУ;
- программой развития ДОУ;
- образовательной программой ДОУ.
2. Знаете ли Вы, какая программа обучения и воспитания детей используется в дошкольном учреждении? (? (Да, частично, нет).
3. Назовите приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения? (Да, частично, нет).
4. Деятельностью какого кружка (студии) Вы довольны в большей степени?
5. Знакомы ли Вы с деятельностью воспитателя, специалистов, работающих в ДОУ? (Да, частично, нет).
6. Как часто Вы откликаетесь на приглашения педагогов для участия в совместных мероприятиях) (Часто, иногда, редко). Почему?
7. Часто ли Вы обращаетесь за консультацией к специалистам ДОУ с целью больше узнать о развитии ребенка, о его успехах (неудачах) в различных видах деятельности. (Часто, редко, никогда).
8. Участвуете ли Вы в участии в создании и пополнении предметно-развивающей среды дошкольного учреждения? (Да, нет, частично).
9. Какие формы сотрудничества с педагогами для Вас наиболее привлекательны?
- возможность видеть ребенка в группе в разных видах деятельности;
- обмен мнениями о развитии детей в беседах, дискуссиях;
- участие в совместных с детьми досугах, викторинах и т.д.
- другое;
(Нужное подчеркните).
12.На Ваш взгляд, поддерживает ли педагогический коллектив ДОУ общественную активность родителей и их готовность пойти на встречу инициативным действиям семьи. (Да, частично, нет).
13. Как Вы думаете, должны ли родители принимать участие в работе педагогического совета с правом совещательного голоса? (Да, нет, не знаю).
14.Как Вы считаете, должны ли родители иметь возможность наблюдать за деятельностью детей на занятиях, на прогулке, при организации режимных моментов и т.д.? (Да, нет, не знаю).
15. Считаете ли Вы целесообразным создание попечительского совета в ДОУ? (Да, нет, не знаю).
Приложение 3
ПОЛОЖЕНИЕ
О «Школе для родителей будущих первоклассников»
1. Общие положения
1.1. «Школа для родителей будущих первоклассников» (именуемая в дальнейшем – Школа родителей) является структурным подразделением МДОУ - детского сада комбинированного вида № 4 «Аленушка» г. Димитровграда Ульяновской области я (именуемый в дальнейшем – Учреждение).
1.2. Школа родителей организует свою деятельность на основании Устава Учреждения, лицензии на право ведения образовательной деятельности, данного Положения.
1.3. Школа родителей оказывает бесплатные образовательные услуги родителям по их просвещению о подготовке самих родителей и их детей к школьному обучению в соответствии с утвержденным Учебным планом, дополнительными образовательными программами, календарно-тематическими планами.
1.4. Обучение в Школе родителей строится на педагогически обоснованном выборе педагогами технологий, методик, средств, форм и методов взаимодействия с семьей, способствующих эффективной подготовке детей к школе, формирования интеллекта, общеучебных навыков, ориентированных на развитие обучающихся.
1.5. Открытие Школы родителей, определение сроков начала и окончания ее работы в текущем учебном году осуществляется на основе приказа заведующего Учреждения
1.6. Занятия с родителями проводятся в учебных помещениях ДОУ педагогическими работниками, привлечёнными к работе.
1.7. В рамках работы предполагается создание Попечительского совета, состоящего из родителей детей группы.
2. Цели и задачи образовательного процесса в школе развития
2.1. Основными целями работы Школы родителей являются:
- педагогическое просвещение и обучение родителей по вопросам подготовки детей к школе;
- привлечение родителей к активному взаимодействию с Учреждением в образовательных и управленческих аспектах деятельности Учреждения.
2.2. Основные задачи образовательного процесса в Школе родителей:
- формирование у родителей необходимых для эффективной подготовки детей к школе педагогических знаний, умений и навыков;
- включение родителей в педагогический процесс, в качестве активных участников в вопросах планирования, управления, осуществления и контроля процесса обучения и воспитания детей;
- развитие у родителей будущих школьников инициативности в вопросах обучения и воспитания;
- психологическая поддержка родителей.
3. Порядок и условия приема в Школу родителей
3.1. Прием заявлений для участия в Школе родителей объявляется Учреждением за 10 дней до начала ее работы на родительском собрании.
3.2. В школу развития принимаются родители, которые имеют детей в возрасте от 5, 5 до 7 лет, посещающих данное Учреждение, и которые изъявили добровольное участие в ней.
3.3. Из числа родителей выбирается актив, который образует администрацию Попечительского совета.
4. Участники образовательного процесса. Их права и обязанности.
4.1. Участниками образовательного процесса являются родители детей, педагогические работники Школы родителей.
4.2.Родители, входящие в Школу имеют право на:
- получение полной информации о педагогическом процессе;
-участие в различных образовательных и управленческих мероприятиях Учреждения;
- уважение человеческого достоинства.
4.3.Родители, как участники Школы обязаны:
- бережно относиться к имуществу Учреждения;
- уважать честь и достоинство других родителей и работников Учреждения.
4.4. Педагогические работники Школы развития имеют право:
- изменять условия обучения в зависимости от запросов родителей, администрации Учреждения и других обстоятельств.
5. Заключительные положения
5.1.Школа родителей, действующая в течение учебного года, может прекратить свое существование или быть реорганизованной на основе приказа заведующего Учреждения в соответствии с законодательством РФ.
Приложение 4
Текст консультации для родителей
Готовность к школе: Что мы не понимаем?
Весна – время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»
Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.
В чём же суть «готовности»?
Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.
Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе