Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению..6
1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»……………………………………………………………………………..6
1.2. Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе……………………………………………………..12
1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образовани……………………………………………………………………….18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……..27
2.1. Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……………………………………………………….....27
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению………….....42
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия доу с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению ……………………………..51
Заключение………………………………………………………………….55
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Взаимодействие ДОУ и родителей при подготовке ребенка к школе,.doc

— 631.00 Кб (Скачать)


Список литературы

 

1.      Агапова, И.Ю., Чеховская, В.Б. Подготовка детей к школе. /И.Ю. Агапова, В.Б. Чеховская. // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 19.

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2001. – 263 с.
  2. Антонова, Т., Волкова, Е., Мишина, Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. / Т.Антонова, Е.Волкова, Н. Мишина. // Дошкольное воспитание. – 1998. – N 6. – С. 66.
  3. Арнаутова, Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. / Е.Арнаутова. // Дошкольное воспитание. – 2002. – N 9. – С. 52.

5.      Бабаева, Т.И. У школьного порога. / Т.И. Бабаева. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13.

  1. Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. – 224 с.
  2. Белкина, В.Н., Васильева, Н.Н., Елкина, Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Белкина В.Н., Н.Н.Васильева, Н.В.Елкина. – Ярославль: Академия, 2006. – 320 с.
  3. Белоногова, Г., Хитрова, Л. Педагогические знания – родителям. / Г.Белоногова, Л. Хитрова. // Дошкольное воспитание. – 2003. – N 1. – С. 82.

9.      Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 480 с.

10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С.Выготский. –  СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. /Л.С.Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 534 с.

12. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Владос , 2000. – 218 с.

  1. Григорьева, Н., Козлова, Л. Как мы работаем с родителями. / Н.Григорьева, Л.Козлова. // Дошкольное воспитание. – 1998. – N 9. – С. 23.
  2. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н.И.Гуткина. – М.: Академический проект, 2000. – 168 с.

15. Данилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. / Т. Данилина. // Дошкольное воспитание, 2005. - N 1. - С. 41.

16. Данилина, Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. / Т.А.Данилина.– М.: Айрис-пресс, 2003. – 104с.

  1. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. / Т.Н. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. – N 1. С. 60.

18. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество». / Т.Н.Доронова. // Дошкольное воспитание, 2005. - N 3. - С. 87.

19. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2006. - С. 25 - 26.

20. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога. / И.В.Дубровина. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.

  1. Ильина, М.Н. Подготовка к школе. / М.Н.Ильина. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.
  2. Козлова, А. В., Дешеулина, Р. П. Работа ДОУ с семьей. / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

23. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. /А.В.Козлова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.

  1. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Академия, 2006. – 434 с.

25. Концепция дошкольного воспитания /Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М.: Издательство АСТЬ, 1997.

26. Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М., Знание, 1987. – 80 с.

  1. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. /Р. Кэмпбелл. – М.: Знание, 1992. – 190 с.

28. Кудрявцев, В.Т. Дошкольное воспитание: Учебник по педагогике. / В.Т.Кудрявцев. – М.: Профиздат,  2003. – 345 с.

  1. Лапочкин, С.В. Влияние эмоционально-волевых и коммуникативных характеристик участников педагогического взаимодействия на эффективность учебной деятельности учащихся. / С.В. Лапочкин. – Казань, 2002. – 19 с.

30. Леонтьев, А.А. Психология общения. / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.

  1. Любина, Г.  Как воспитать своего ребенка удачником. / Г.Любина. // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 12. – С. 50.

32. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. Вузов. / В.С.Мухина. – М.: Академия, 2003. – 456 с.

33. Немов, Р.С. Психологическое консультирование. / Р.С.Немов. – М.: Владос, 2001. – 527 с.

34. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6–7 лет. / Н.И.Непомнящая. – М.: Педагогика, 1992. – 168с.

35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. / Л.Ф.Обухова.– М.: Педагогическое общество России, 2003. – 448 с.

36. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В.Овчарова. – М.: Сфера, 2001. – 238 с.

37. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. / В. Оклендер. – М.: Класс, 2001. - 336 с.

38. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 48 с.

39. Подготовка детей к школе в детском саду: Учебное пособие / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Турунтаевой. – М.: Педагогика, 1978. – 160 с.

40. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: Феникс, 1998, - 544 с.

41. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн.  / Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.: ил.

42. Семейное воспитание: Словарь. / Под ред. М.И.Кондакова. – М.: Педагогика, 1972.

43. Скоролупова, О. Образование детей старшего дошкольного возраста как одна из приоритетных направлений государственной политики в области образования. / О. Скоролупова. // Дошкольное воспитание. – 2007. - №8. – С. 4.

44. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Академия , 1999.

45. Спиваковская, А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). / А.С. Спиваковская. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.

46. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников. / М.Ю. Стожарова. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2004. – 115с.

47. Стожарова, М.Ю, Судакова, В.Е. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе / Диалог культур в современном образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). / М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 89.

48. Стожарова, М.Ю. Лекции и практические занятия по курсу: «Формирование школьной зрелости дошкольников». / М.Ю. Стожарова. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2009. – 134 с.

49. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. / Г.А.Урунтаева. – М.: Academ A. – 1997. – 236с.

50. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкий, В. Психология и психотерапия семьи. / Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкий. – СПб: Питер, 2001. – 344 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина

Инструкция: «Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадает с Вашим отношением к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает.

1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.

2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.

3. Я уважаю своего ребёнка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю  к ребёнку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.

8. Мой ребёнок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.

12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.

14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.

16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как «губка».

18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.

19. Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своём ребёнке.

22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное.

23. Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.

25. Я жалею своего ребёнка.

26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

34. Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.

35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребёнком.

38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.

41. Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.

44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.

46. Мой ребёнок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребёнку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.

52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребёнка.

54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.

59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25 31, 34, 35, 36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе