Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа
Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению..6
1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»……………………………………………………………………………..6
1.2. Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе……………………………………………………..12
1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образовани……………………………………………………………………….18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……..27
2.1. Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……………………………………………………….....27
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению………….....42
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия доу с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению ……………………………..51
Заключение………………………………………………………………….55
Список литературы…………………………………
Графически результаты частотного анализа результатов исследования ведущего типа родительского отношения представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Представленность ведущих типов родительского отношения по группе испытуемых
Таким образом, данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, показывают, что
- у старших дошкольников достаточно низкие показатели готовности к школьному обучению;
- в ДОУ не разработана систематическая и целенаправленная работа по взаимодействию с семьей;
- при взаимодействии используются традиционные и не достаточно эффективные формы (собрания, консультации и пр.);
- родители заинтересованы в углубленной подготовке детей к школе, главным при этом считают формирование системы знаний и умений;
- основной стиль общения с ребенком многих родителей принятие и гиперсоциализация, что свидетельствует о готовности родителей к улучшению условий, касающихся воспитания и обучения их детей.
Данные выводы свидетельствуют о необходимости проведения специально организованной работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки старших дошкольников к школе.
Для решения проблемы взаимодействия ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе была разработана специальная система работы.
Система работы включала следующие направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школе;
- проведение совместных образовательных мероприятий родителей с детьми, организованных педагогами;
- включение родителей будущих первоклассников в процесс управления образовательной работой ДОУ.
Для реализации намеченных направлений была разработана программа – «Школа для родителей будущего первоклассника» (Положение о Школе см. Приложение 4), которая создана с целью установления сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста, подготовке их к школе. «Школа для родителей будущего первоклассника» осуществляла свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, Уставом ДОУ, Положением о «Школе для родителей будущего первоклассника». Участниками «Школы для родителей будущего первоклассника» являлись: родители детей подготовительных к школе групп, педагоги ДОУ, старшая медсестра ДОУ, врачи детской поликлиники, а также учителя начальных классов МОУ СОШ № 16. Основными принципами работы «Школы для родителей будущего первоклассника» явились добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
Основные направления деятельности «Школы для родителей будущего первоклассника»: оказание медико-психолого-
Организация работы исходила из положения о том, что родители законные представители имеют право: на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам воспитания, развития и подготовке ребенка к школе; на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; на высказывание собственного мнения и обмен опытом семейного воспитания детей.
ДОУ имеет право: на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания; на внесение корректировки в план работы «Школы для родителей будущего первоклассника» в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей. ДОУ обязано: организовать работу «Школы для родителей будущего первоклассника» в соответствии с планом, утвержденным заведующей ДОУ и учетом интересов и потребностей родителей; предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
Основной принцип «Школы» – принцип формирования единства координации усилий ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе.
Значимость тесного взаимодействия с семьей в процессе подготовки дошкольников к школе обусловлена следующими положениями:
1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой «по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье». Отсюда требование – поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.
3. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.
4. Практическая реализация внедрения различных форм взаимодействия ДОУ с родителями требует создания единой системы воспитания на занятиях. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.
Одной из главных целей работы было включение родителей в целостный педагогический процесс, направленный на подготовку старших дошкольников к школе. Под «включением родителей» в деятельность дошкольного учреждения понималось активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и дальнейшее развитие (совместные мероприятия с детьми, педагогические Советы и пр.).
Критериями эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения явилось:
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- посещение родителями мероприятий, проводимых в ДОУ;
-овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
-участие родителей в планировании и управлении образовательного процесса.
Таким образом, взаимодействие с родителями осуществлялось по двум направлениям – образовательно-
Основные формы организации работы «Школы для родителей будущего первоклассника»: круглый стол, психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, видео просмотры по организации жизни детей в ДОУ, педагогические Советы (см. Приложения – 5 – 8).
Таблица 5
План работы «Школы для родителей будущего первоклассника»
Месяц | Содержание работы |
Октябрь | Тема «Психологическая готовность детей к школе» 1. Что такое психологическая школьная готовность 2. «Значимость типов готовности для родителей» 3. «Хорошо – плохо» 4.Занятие «Знакомство» Тема «Межличностные отношения в группе детского сада» 1. Роль межличностного общения 2. Знакомство с итогами диагностики 3. Взаимоотношения детей в повседневной деятельности (положительные моменты, проблемы) 4. Педагогические ситуации 5. Занятие «Формирование самооценки: язык принятия – язык непринятия» |
Ноябрь
| Тема «Физическая готовность» 1. Здоровье – важнейший фактор будущего первоклассника 2. Работа по оздоровлению и закаливанию детей в детском саду 3. Физическая подготовленность детей (на начало учебного года) 4. Содержание занятий из серии «Забочусь о своем здоровье» 5. Коррекция осанки 6. Что дает для физического развития детей хореография |
Тема «Интеллектуальная готовность» 1. Содержание интеллектуальной готовности 2. КВН «Умники и умницы» 3. Состояние психических процессов у детей 4. Дополнительные услуги в ДОУ: обучение детей игре в шахматы; по изобразительной деятельности; хореография 5. Игры и упражнения на развитие интеллекта 6. Занятие «Взаимодействие с детьми. Произвольная сфера ребенка» (см. Приложение 9) | |
Декабрь
| Тема «Эмоционально-волевая готовность» 1. Содержание эмоционально-волевой готовности 2. Психотренинг 3. Волевые проявления у детей 4. Рисунки детей – проявления внутреннего мира 5. Экран настроений |
Тема «Развитие моторики» 1. Занятие по моторике 2. Роль руки в подготовке руки к письму 3. Определение ведущей руки | |
Январь | Тема «Мотивационная готовность» 1. Мотивация перед школой 2. Итоги диагностики: сравнительный анализ с началом учебного года 3. Образ учителя в моем представлении и в представлении моего ребенка 4. Работа по развитию мотивации в группе 5. Выявление родительских установок на самочувствие детей 6. Занятие «Мотивационная готовность» |
Февраль | Тема «Речевое развитие детей» 1. Речь детей 7-го года жизни 2. Занятие по обучению грамоте 3. Подборка игр и упражнений по развитию речи 4. Рекомендации педагогов 5. Интеллектуальный марафон между детьми и родителями 6 КВН «Книга в кругу семьи» |
Март | Тема «В преддверии школы» 1. О подготовке детей к школе 2. Итоги школьной готовности 3. Условия успешной адаптации детей к школе 4. Легко ли собрать портфель 5. Занятие «Первый раз в первый класс» (совместное занятие родителей и детей) 6. Итоговые занятия 7. Педагогический Совет |
Каждое образовательное занятие состояло из нескольких частей: «Приветствие», «Разминка», «Основная часть», «Обратная связь», «Ритуал прощания». Занятие с родителями тематически связано с предыдущим занятием с детьми. Цель «Приветствия» и «Разминки» – сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В «Основной части» педагог продвигал группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делились своими впечатлениями, прощались.
Ожидаемые результаты: отработка новых способов и приемов поведения; преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения; отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком; расширение сферы психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Одной из главных задач было развитие у родителей рефлексии собственных воспитательных и образовательных приемов при подготовке детей к школе. Для этого использовались такие методы: обсуждение разных точек зрения на вопрос, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей.
Охарактеризуем некоторые методы.
Обсуждение разных точек зрения на вопрос позволяло настраивать родителей на размышление об организации и осуществлении ими работы по подготовке детей к школе. Например, был задан вопрос: в чем, по вашему мнению, заключается главный залог успешности ребенка в обучении – в большом объеме знаний и умений, в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях? Многие родители ответили, что объем знаний и умений главный элемент успеха в обучении, двое родителей уверены, что в крепком здоровье, т.к. за последние годы увеличилась учебная нагрузка, и только одна мама сказала, что успех обучения заключается в умственных способностях ребенка. Далее родители находили плюсы и минусы своих убеждений, что в итоге позволило им прийти к выводу, что все составляющие необходимы, но главным является уровень психофизического развития ребенка.
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждало родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняло в логичности и доказательности рассуждений, развивало чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагались различные проблемные ситуации, связанные с подготовкой ребенка к школе. Например, Ваш ребенок шалит, бегает, и не желает решать занимательные задачи, которые были заданы ребенку. Вы разозлились и наказали ребенка, сурово отчитав и забрав игрушки. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации? Практически все родители в начале были уверены, что ребенок ненадолго обидеться, но потом начнет выполнять задания, и у него сформируется представление о том, что занятия не игры, а серьезное дело. После такого решения данной педагогической ситуации, воспитатель разъяснил минусы такого подхода, основываясь на психолого-педагогических исследованиях о наказаниях и поощрениях в обучении.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители давали оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирали более удачные, заменяли нежелательные конструктивными (вместо «Почему ты опять не хочешь решать задачи?» - «Я не сомневаюсь, что эти задачки очень легкие для тебя, ты можешь быстро их решать!»). Или родители определяли, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь, надо заниматься!», «Что бы ты без меня делал(а)?», и др. Задания могли выполняться в такой форме: воспитатель начинал фразу: «Хорошо учиться в школе - это значит...» или «Для меня диалог с ребенком – это...». Мать или отец должны закончить предложение.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствовало приобретению опыта партнерских отношений, решения проблемных ситуаций.
Необходимо отметить, что родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинал заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.
Известно, что традиционное открытое занятие всегда довольно волнующий момент для проводящего его педагога и участвующих в нем детей и часто не может отразить систему работы и показать знания, умения и навыки детей. Но мы сделали родителей полноправными участниками праздников, развлечений, досугов и занятий, проводимых в детском саду, они сами участвовали в образовании своих детей, видели их неудачи и достижения.
Особенно понравившаяся форма занятий для родителей стала форма «Путешествия по станциям» (итоговые занятия), где родители являлись ведущими этих станций. Таким образом, совместное занятие с родителями превращается в праздник и для детей за счет всегда интересной для них формы работы, и для родителей, потому что позволяет выступить в необычной роли и увидеть возможности и проблемы своего ребенка, и для педагога, так как он выступает в психологически приемлемой для себя роли – роли организатора образовательного процесса.
Кроме того, занятия с родителями обогатили их педагогический опыт, позволили сформировать основные представления о составляющих готовности к школе с точки зрения психолого-педагогических исследований.
Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе