Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа
Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению..6
1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»……………………………………………………………………………..6
1.2. Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе……………………………………………………..12
1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образовани……………………………………………………………………….18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……..27
2.1. Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе……………………………………………………….....27
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению………….....42
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия доу с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению ……………………………..51
Заключение………………………………………………………………….55
Список литературы…………………………………
Современные программы подчеркивают значимость взаимодействия с семьей и рассматривают различные подходы к взаимодействию с ней.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе
2.1. Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе
Опытно-экспериментальная работа была организованна на базе МДОУ – детского сада комбинированного вида №4 «Аленушка» города Димитровграда Ульяновской области, которое аккредитовано в декабре 2007 г.
Режим работы в МДОУ № 4 - пятидневный, с 7.00 до 18.00. Детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами и обслуживающим персоналом. По результатам аттестации 8 педагогов имеют первую категорию, 10 – вторую категорию, 3 – высшую квалификационную категорию.
В МДОУ работают специалисты: педагог, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель – дефектолог, музыкальный руководитель. Уровень подготовки специалистов в наибольшей степени соответствует требованиям, предъявляемым к обучению и воспитанию детей, обеспечению предшкольной подготовки. Все педагоги регулярно проходят переподготовку на курсах по обновлению содержания дошкольного образования.
В МДОУ № 4 используется Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой . Наряду с комплексной программой в детском саду используются парциальные программы и пособия, рекомендованные Министерством образования РФ: программа экологического образования «Юный эколог » С.Н. Николаевой, программа по социальному развитию дошкольников «Я – человек» С.А. Козловой, программа «Вместе веселее» Е. В. Рылеевой по развитию самосознания и речевой активности; программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер; программа «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Таким образом, анализ условий показал, что МДОУ №4 является оптимальной базой для проведения исследования эффективности взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к обучению в школе.
Опытно-экспериментальное исследование состояло из трех этапов:
- констатирующий эксперимент (сентябрь – октябрь 2011);
- формирующий эксперимент (октябрь 2011 – февраль 2012);
- контрольный эксперимент (февраль - март 2012).
В исследовании приняли участие 20 родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Все являются биологическими родителями детей. Возраст испытуемых от 28 до 45 лет, и 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Все испытуемые родители работают.
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление особенностей взаимодействия ДОУ с семьей в процессе подготовки старших дошкольников к школе.
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень готовности старших дошкольников к школе;
2. Определить особенности взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
Для организации работы дети были разделены на контрольную и экспериментальную группу, с которой проводилась работа. В каждой группе было по 10 человек.
Для осуществления первой задачи были использованы такие тестовые процедуры:
1. «Нелепицы»: Цель: установление эмоционального контакта с ребенком.
2. Пространственно-арифметический диктант. Цель: диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и диагностика наглядно-образного мышления (ориентировка в пространстве). Педагогический аспект – диагностика сформированности навыков счета в пределах 10.
3. «Последовательные картинки». Цель: диагностика умения
устанавливать причинно-следственные отношение и диагностика
развития монологической речи.
4. «Геометрические фигуры». Цель: диагностика уровня развития наглядно-схематического мышления и умения действовать по образцу. Педагогический аспект – диагностика знания ребенком названий геометрических фигур.
5. «Аналогии». Цель: диагностика сформированности основ понятийного мышления.
6. «Логопедический». Цель: диагностика звукопроизношения и умения произвести звукобуквенный анализ.
7. «Запрещенные слова». Цель: диагностика произвольности в общении со взрослым и умения действовать по правилам.
8. «Ключи». Цель: диагностика умения устанавливать и использовать закономерности.
9. «Чтение». Педагогический аспект – диагностика знания букв, умения читать.
10. «Рисунок человека». Цель: диагностика образного мышления и тонкой моторики.
11. «Составление слов». Цель: диагностика наглядно-схематического мышления и словарного запаса.
В содержание диагностики можно выделить группы субтестов: субтесты 1, 3, 6 и 7 в совокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка; субтесты 2, 4 и 8 – о развитии его пространственных представлений; субтесты 5, 8 и 11 – о развитии логического мышления. Если видно, что результаты всех субтестов в какой-либо из указанных групп низкие, то можно сразу предполагать, что у этого ребенка существуют проблемы в развитии определенной сферы и учитывать это как при проведении дополнительной углубленной диагностике, так и при выборе корректирующих заданий, обычно предлагаемых родителям для занятий дома.
Данные процедуры отобраны на основе методических рекомендаций по проведению диагностики готовности к школе Л.А. Венгера и Г.Г. Кравцова.
За выполнение каждого субтеста выставлялись следующие баллы:
3 балла – правильное, точное и быстрое выполнение задания;
2 балла – выполнение с некоторыми неточностями, допуск незначительных ошибок, сниженная скорость выполнения;
1 балл – неправильное выполнение задания, допуск грубых ошибок, отказ от выполнения.
По полученным результатам была составлена следующая таблица.
Таблица 1
Показатели по выполненным субтестам
Имя ребенка | № субтеста | итого | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА | ||||||||||||
1.Аня | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 17 |
2.Антон | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 19 |
3.Витя | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 21 |
4.Дима | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 19 |
5.Ира К. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 23 |
6.Ира Б. | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 26 |
7.Коля | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 27 |
8.Катя | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 26 |
9.Настя | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 22 |
10.Оля | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 27 |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА | ||||||||||||
11.Олег | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 28 |
12.Семен | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 18 |
13.Таня | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 16 |
14.Федя | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 25 |
15.Юра | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 27 |
16.Марат | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 26 |
17.Алина | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 25 |
18.Даша | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 26 |
19.Леша | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 23 |
20.Никита | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 16 |
Анализ полученных результатов позволил нам выделить 3 уровня готовности старших дошкольников к школе.
1 уровень – высокий (27 – 33 баллов).
Высокий уровень характеризуется выполнением всех заданий. У ребенка отмечается высокий уровень развития образного мышления, произвольности, достаточно прочные основы понятийного мышления, развитая речь, сформированные умения рассуждать, большой словарный запас.
2 уровень – средний (20 – 26).
Средний уровень характеризуется выполнением всех заданий, но с некоторыми неточностями и ошибками. У ребенка отмечается хорошо сформированное наглядно-образное мышление, но понятийное мышление только на стадии становления, речевые умения хорошие, но недостаточно грамотно строит рассуждения, словарный запас в норме.
3 уровень – низкий (10 – 19).
Низкий уровень характеризуется частичным выполнением заданий, наличием грубых ошибок при выполнении, отказом от заданий. У ребенка недостаточно развито наглядно-образное мышление, нет элементарных форм понятийного мышления, низкие речевые умения, маленький словарный запас.
Проанализировав полученные результаты, было выявлено следующее количество детей высокого уровня – 4 ребенка; среднего – 10 человек; низкого уровня – 6 детей.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о недостаточной готовности детей к школе. У детей зарегистрирован недостаточный уровень развития понятийного мышления, речевых умений и т.д. В связи с этим было выдвинуто предположение о том, что такие результаты связаны с тем, что семья не включена в процесс подготовки детей к школе, т.к. в детском саду педагоги ведут целенаправленную подготовку на занятиях.
Для решения второй задачи были использованы следующие диагностические процедуры:
- анкетирование родителей, направленное на выявление отношения к проблеме готовности ребенка к школе, определение предпринимаемых действий по отношению к подготовке собственного ребенка, а также анкетирование по определению степени вовлеченности в управление образовательным процессом ДОУ (см. Приложение 2).
- «Опросник родительского отношения» А.Я Варга и В.В.Столина, направленный на выявление родительского отношения к детям, на эмоциональную связь и родительскую установку.
Последняя методика включена для того, чтобы определить основную воспитательную тактику и уровень эмоциональной связи с ребенком, для наиболее эффективного построения модели общения родителя и ребенка, для коррекции этого общения. Так как родительская установка во многом обуславливает эффективность занятий ребенка;
- анализ педагогической документации и педагогического опыта взаимодействия ДОУ и семьи на этапе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе, а также анкета для педагогов ДОУ по определению степени удовлетворенности существующим взаимодействием с родителями (см. Приложение 3).
В начале была изучена педагогическая документация и передовой педагогический опыт, накопленный в МДОУ №4 по организации взаимодействия детского сада и семьи при подготовке дошкольников к школе. Были проанализированы годовые планы, перспективные планы педагогов, программа развития ДОУ, проведено анкетирование заведующей и педагогов дошкольного учреждения.
Необходимо отметить, что проблема взаимодействия с семьей в данном дошкольном учреждении заявлена во всех педагогических документах как приоритетная.
Имеется перспективный план работы с родителями детей всех групп на учебный год. Анализ данного плана показал, что в ДОУ проводятся разнообразные формы работы с родителями – собрания, консультации, семинары, совместные праздники и т.д. Но в плане мало мероприятий, связанных с вопросами подготовки старших дошкольников к школе при взаимодействии с родителями (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Выписка из перспективного плана мероприятияй по взаимодействию с родителями по вопросам подготовки детей к школе
Формы работы | Задачи | Срок | Группа | Ответственные |
Групповые родительские собрание | - Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей -Выборы родительского комитета группы | Сентябрь | Все возрастные группы | Зам. зав. по УВР заведующий, воспитатели групп, педагог-психолог |
Консультация «Учимся, играя» | -Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье -Повышение уровня ответственности родителей за успешного обучение ребенка в школе | Сентябрь | Родители подготовительной группы | Зам. зав. по УВР |
Анкетирование «Скоро в школу» | -Анализ родительского запроса по подготовке детей к школе -Разработка и реализация обоснованного плана работы ДОУ по подготовке детей к школе | Сентябрь | Родители подготовительной группы | Воспитатели, Зам. зав. по УВР |
Педагогический совет «Стратегия взаимодействия детского сада и семьи» | Активизация педагогических умений воспитателей по взаимодействию с родителями | Октябрь | воспитатели всех возрастных групп | Заведующий Зам. зав. по УВР |
Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе