Возрастная динамика речевого развития младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 17:15, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение возрастной динамики речевого развития младшего школьника.
Изучение возрастной динамики даёт возможность проследить те существенные изменения, которые происходят в развитии речи младших школьников в процессе систематического школьного обучения.
Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников.
Предмет исследования: психологические особенности речевой деятельности учащихся 3 и 2 классов.
На наш взгляд, совершенствование речевой деятельности будет осуществляться на протяжении всего обучения ребенка в начальной школе. Основными показателями существенных изменений речевой деятельности будут являться увеличение словарного запаса и развитие грамматических навыков у ребёнка.
Целью исследования дана возможность сформулировать следующие задачи исследования:

1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речевой деятельности младших школьников.

2.Определение психологических особенностей речевой деятельности учащихся первого класса.

3.Определение психологических особенностей речевой деятельности учащихся четвёртого класса.

4.Разработка психолого-педагогических рекомендаций по совершенствованию речевой деятельности детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава I. Психологические основы речевой деятельности младших

школьников в отечественной и зарубежной психологии 6

1.Изучение проблемы речевой деятельности в отечественной и
зарубежной психологии . 6

2.Психологические особенности речевой деятельности младших
школьников 18

3.Отклонения в речевом развитии детей 29
Глава П. Эмпирическое исследование речевой деятельности детей

младшего школьного возраста (учащихся первых и

четвёртых классов) 35

1.Задачи и методы исследования 35
2.Анализ фактического материала 39
3.Психолого-педагогические выводы . 87
4.Психолого-педагогические рекомендации 89
Заключение 116

Список использованной литературы 118

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 66.44 Кб (Скачать)

      Так как письменная речь лишена жеста, интонации  и должна быть (в отличие от внутренней) более развернутой, для младшего школьника перевод внутренней речи в письменную вначале очень труден. Ребенок, как правило, не может стать  на позицию читателя, который не знает описываемого события.

      То  есть устная и письменная речь различаются  не только своими механизмами или  способами порождения, но и языковыми, внешними, признаками:

Сходства  и различия устной и письменной речи

Таблица 1

Сходства/ различия
      Устная речь
    Письменная  речь
По  стилю Разговорные стили

           

Письменно-книжные  стили
По  степени подготовленности Импровизированная, моментальная, ситуативная Обдуманная, подготовленная, проверенная
По  точности выбора слов Моментальный  выбор, не всегда удачный Тщательный, обдуманный выбор
По  объёму единиц речи Сравнительно  малый объём предложений Уравнительно  большой объём
По  средствам выразительности Паузы, логические ударения, интонации, темп, тембр, мимика, жесты на ряду с фигурами Фигуры, тропы
По  сохранности Только в  момент исполнения (или звукозаписи) Долговременная  сохранность
 

       Таким образом, сложность вопроса о  развитии речи заключается не только в многогранности, в разнообразии сторон языка, который приходится усваивать  ребёнку, но и в том, что речевая  деятельность проявляется в разных формах. Как правило, развивается  речь внутренняя и внешняя, причём последняя  выступает в свою очередь в  форме устной и письменной. Из сопоставления  этих форм речи ясно вытекает, что они  различны, поэтому и развивать  устную и письменную речь одними и  теми же методами нельзя, хотя, без сомнения, и ту и другую надо развивать не отдельно друг от друга, а параллельно  и в единстве.

     Научить маленького школьника ясно и грамматически  правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные  мысли  свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное - эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке. 

1.2. Психологические  особенности речевой  деятельности младших

              школьников

    Речевая деятельность младшего школьника имеет  свои особенности. Для ребёнка хорошая  речь - залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается  ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная  речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты  языка стихийно усвоены быть не могут  и поэтому находятся в ведении  школы.

    «Речь - основа всякой умственной деятельности, - пишет Политова Н.И. в исследовании «Развитие речи учащихся начальных  классов на уроках русского языка» [27, с.5], - средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются  в процессе овладения знаниями через  речь и проявляются так же в  речевой деятельности. Логическая, чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития».

     Ребёнок, поступивший в школу, переходит  от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой. «Ведущая деятельность - учебная: речь становится инструментом познавательной деятельности, все её виды участвуют  в получении знаний, формировании умений; быстро накапливается словарь, к речи школьника предъявляются  требования литературной нормы. Язык становится предметом изучения. Появляется письменная речь в вариантах чтения и письма. Ситуативная речь расценивается  как примитивная, она отходит  на второй план; усиливается сознательно-волевой  фактор в речи», - так опр'еделяет  изменения в развитии ребёнка  Львов М.Р. в работе «Основы теории речи» [20, с.З, 200]. Он же утверждает, что  «языковая способность, язык делают нас людьми: в мире живых существ  выработаны и другие кодовые системы  общения, но они не идут ни в какое  сравнение с человеческим языком и механизмом его использования, т.е. речи». К семи годам все большую роль в жизни и деятельности ребенка будет играть слово. Идет процесс накопление и совершенствование словарного запаса (разные авторы называют различные данные по словарному запасу детей этого возраста — от 3-3,5 до 7 тысяч слов), развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Дети этого возраста могут осознанно анализировать речь, но этому нужно научить, могут проводить звуковой анализ, очень любят играть «в слова», «ловить» звуки, подбирать слова-ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова. Шести-семилетний малыш может пересказать прочитанную сказку, рассказ, в состоянии вести диалог, может составить простой рассказ по картинкам, уловить и объяснить смысл прочитанного. Однако следует заметить, что большое значение для развития его речи имеют среда, в которой он растет, требования окружающих и целенаправленная работа взрослых по развитию речи. В этот период «развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.» - пишет Мухина B.C. в своей работе «Детская психология» [24, с.213].

     В исследованиях Н. Г. Салминой [32, с. 112] показано, что дети 6-7 лет овладевают всеми формами устной речи, присущими  взрослому. У них появляются развёрнутые  сообщения - монологи, рассказы, в общении  со сверстниками развивается диалогическая  речь, включающая указания, оценку, согласование игровой деятельности.

      Очень важно, чтобы первоклассник правильно  произносил все звуки, правильно  строил предложение, умел «с выражением»  прочитать стихотворение. Но не менее  важно, по мнению Мусатова В.Н. («Русский язык» [23, с.9]) научить ребёнка понимать те или иные языковые явления, а не просто механически их зазубривать. «Без обращения в прошлое многие явления современного русского языка  остаются непонятными, необъяснимыми  для ребёнка».

    В исследовании М.М. Безруких и С.П. Ефимовой «Знаете ли вы своего ученика?» [3, с.73] сказано, что дети этого возраста очень любят слушать речь взрослых. Но взрослые и учитель часто не учитывают, что порог слышимости и острота слуха достигнут  своих наибольших величин лишь в  подростковом возрасте, а в шесть-семь лет тоны и звуки ребенок воспринимает хуже, чем слова». Поэтому так важно учителю следить за своей речью: «не глотать» окончания, четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное — помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен.

    Сферы и содержание общения младших  школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают  в роли учителей, расширяются, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.

     В это время появляется и развивается  более сложная самостоятельная  форма речи - развёрнутое монологическое высказывание. К этому времени  лексикон ребёнка состоит примерно из 14 .тысяч слов. Он уже владеет  словоизменением, образованием времён, правилами составления предложения. Для сравнения, словарный запас  нынешних четвероклассников насчитывает  примерно 3500 - 4000 слов [22, с.111]. Влияние  школьного обучения проявляется  не только в том, что значительно  обогащается словарный запас  ребёнка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно  и письменно излагать свои мысли.

     Д.Б. Эльконин в работе «Развитие устной и письменной речи учащихся» [40, с. 110] определяет письменную речь как «своеобразный  процесс, находящийся в специфических  отношениях с устной речью, мышлением, воображением, внутренней речью и  вниманием».

     Письменная  речь младшего школьника беднее, чем  устная. Однако, как показывают исследования, к четвёртому классу письменная речь по своей морфологической структуре  не отстает от устной, а в определенном отношении даже опережает ее. Так, в письменной речи выше процент существительных  и прилагательных, в ней меньше местоимений, союзов, засоряющих устную речь. Иным в письменной речи является соотношение между существительными и глаголами. Если в устной речи проценты их примерно совпадают, то в письменной существительных значительно больше, что и приближает показатели письменной речи четвёртого класса к соответствующим  показателям речи учащихся последующих  классов.

      В письменной речи учащихся четвёртых  классов преобладают простые  распространенные предложения (71%). Сложные  предложения составляют 29%, а в  устной речи — 35%,' причем сложноподчиненные  предложения преобладают над  сложносочиненными, особенно в устной речи. Это говорит о том, что  она по составу синтаксических конструкций  опережает письменную.

      Количество  предложений и слов в устных и  письменных высказываниях также  является показателем развития речи, ее синтаксической структуры. Количество слов в письменных работах четвероклассников  колеблется от 30 до 150. Устные их рассказы многословнее, больше объемом. Количество слов в предложениях — важный показатель развития речи. Учащиеся четвёртого класса пишут короткими предложениями (6—7 слов). В устной же речи предложения  длиннее, но менее упорядочены.

      Письменные  работы короче, в них меньше слов-повторений, не так часты однообразные соединительные союзы, особенно «и». В четвёртом  классе дети правильно расчленяют предложения, чаще обращаются к литературным образцам. Фраза в целом (логически и  грамматически) более упорядочена, выше уровень связности речи.

      Понимание читаемого текста для младшего школьника  представляет определенную трудность. Его затрудняет отсутствие интонации, мимики, жеста. В то же время школьник еще не знает всех приемов (усилительные слова, знаки препинания, порядок  слов, построение фразы), которые помогают понять поведение героев, отношение  автора к ним.

     Звуковой  анализ и синтез, навык беглого, плавного чтения, развитие сложных мыслительных процессов, позволяющих уловить  богатство смыслового и идейного содержания, — все это способствует овладению чтением. «Понимающее» чтение дается не сразу. Прежде всего помогает выразительное чтение вслух учителем, а затем и самими учениками; письменный текст дополняется живой интонацией, выражающей переживание, эмоциональное  отношение к прочитанному.

     Особый  интерес представляет переход от громкого чтения к чтению про себя, т. е. интериоризация чтения. В результате исследования Б. Ф. Бабаева и J1. С. Житченко [22, с.110]. обнаружено несколько форм речевого поведения детей:

  1. развернутый шепот — совершенно отчетливое и полное проговаривание слов и фраз с уменьшением громкости;
  2. редуцированный шепот — шепотное проговаривание отдельных слогов слова при торможении остальных; озвучиваются слоги, на которых ученик считает нужным сделать ударение; заметно снижается активность органов артикуляции;
  3. беззвучное шевеление губ — действие инерции внешнеречевого проговаривания, но без участия голоса;
  4. невокализованное вздрагивание губ, возникающее, как правило, в начале чтения и исчезающее по прочтении первых фраз;
  5. чтение «одними глазами», приближающееся по внешним показателям к молчаливому чтению старших детей и взрослых.

     У первоклассников не обнаружено какой-либо преобладающей формы речевого поведения. То же самое наблюдается у второклассников. У учащихся IV класса совершенно очевиден переход, к чтению про себя без  сколько-нибудь выраженных внешних  его проявлений.

     Исследование  показывает, что шепотное чтение не является переходом от громкого к  молчаливому. По скорости, способу артикуляции  оно полностью совпадает с  громким, отличаясь от него только таким  чисто физическим признаком, как сила звука. В шепотном чтении не появляется никаких новых качеств, никаких структурных изменений по сравнению с громким чтением — оно не является внутренне необходимым, диктуемым самой письменной речью.

     Большой интерес с точки зрения перехода от громкого к молчаливому

чтению  представляет редуцированный шепот. Он соответствует тому уровню громкого чтения, когда оно совершается  уже полными словами, т. е. когда  единицей речевого восприятия становится не слог, а слово. На этом уровне ребенок  начинает оперировать воспринятыми в тексте словесными образами с опорой на внешнеречевое произношение отдельных  элементов. Это подтверждается тем, что чтение при беззвучном шевелении  губ, следующее сразу же за редуцированным шепотом, соответствует фразовому, т. е. относительно беглому громкому чтению. На этом уровне скорость молчаливого чтения заметно возрастает по сравнению со скоростью громкого чтения за, счет дальнейшего свертывания речевых артикуляций.

Информация о работе Возрастная динамика речевого развития младших школьников