Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 17:15, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение возрастной динамики речевого развития младшего школьника.
Изучение возрастной динамики даёт возможность проследить те существенные изменения, которые происходят в развитии речи младших школьников в процессе систематического школьного обучения.
Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников.
Предмет исследования: психологические особенности речевой деятельности учащихся 3 и 2 классов.
На наш взгляд, совершенствование речевой деятельности будет осуществляться на протяжении всего обучения ребенка в начальной школе. Основными показателями существенных изменений речевой деятельности будут являться увеличение словарного запаса и развитие грамматических навыков у ребёнка.
Целью исследования дана возможность сформулировать следующие задачи исследования:
1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речевой деятельности младших школьников.
2.Определение психологических особенностей речевой деятельности учащихся первого класса.
3.Определение психологических особенностей речевой деятельности учащихся четвёртого класса.
4.Разработка психолого-педагогических рекомендаций по совершенствованию речевой деятельности детей младшего школьного возраста.
Введение 3
Глава I. Психологические основы речевой деятельности младших
школьников в отечественной и зарубежной психологии 6
1.Изучение проблемы речевой деятельности в отечественной и
зарубежной психологии . 6
2.Психологические особенности речевой деятельности младших
школьников 18
3.Отклонения в речевом развитии детей 29
Глава П. Эмпирическое исследование речевой деятельности детей
младшего школьного возраста (учащихся первых и
четвёртых классов) 35
1.Задачи и методы исследования 35
2.Анализ фактического материала 39
3.Психолого-педагогические выводы . 87
4.Психолого-педагогические рекомендации 89
Заключение 116
Список использованной литературы 118
Российская Федерация ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ОСНОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
МАШИНИСТОВА АЛИНА ВЛАДИМИРОВНА
»
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выпускная квалификационная работа по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»
Допущена к
защите Зав. кафедрой
Нау
к.
пс. наук, доцент Т.Г.
Захарова к. пс. наук,
доцент Т.Г. Захарова
(ученая степень, звание, И.О.Фамилия) (ученая степень, звание, И.О.Фамилия)
i %> 2009 г.
Орёл
- 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Психологические основы речевой деятельности младших
школьников в отечественной и зарубежной психологии 6
зарубежной психологии . 6
школьников 18
Глава П. Эмпирическое исследование речевой деятельности детей
младшего школьного возраста (учащихся первых и
четвёртых классов) 35
Заключение 116
Список использованной литературы 118
Приложение
Одним из компонентов психологической готовности к школьному обучению является интеллектуальная готовность ребёнка, в составе которой особое место занимает речевая готовность ребёнка к школе.
Проблема речевого развития младшего школьника всегда была одной из самых актуальных в контексте проблем обучения. Успешное решение задач развития личности ребёнка невозможно без уделения должного внимания развитию его речи. На важность данного направления указывали такие выдающиеся психологи и педагоги, как C.Л. Рубинштейн, Л.C. Выготский, В.А. Крутецкий, В.В. Зеньковский и многие другие. По данным статистики, 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть с недостаточно сформированными компонентами психологической готовности. Снижение уровня речевого развития не может не отразиться на успеваемости детей и на процессе обучения в целом. Хорошо развитая речь является показателем хорошо развитых высших психологических функций, и в первую очередь мышления. Речь - это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в познании. Она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.
Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определённые взаимоотношения со всеми психическими процессами: словесно-логическим мышлением, целенаправленным восприятием, произвольным вниманием и памятью.
На основе вышесказанного целью нашей дипломной работы является изучение возрастной динамики речевого развития младшего школьника.
Изучение возрастной динамики даёт возможность проследить те существенные изменения, которые происходят в развитии речи младших школьников в процессе систематического школьного обучения.
Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников.
Предмет исследования: психологические особенности речевой деятельности учащихся 3 и 2 классов.
На наш взгляд,
совершенствование речевой
Целью исследования дана возможность сформулировать следующие задачи исследования:
1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речевой деятельности младших школьников.
2.Определение психологических особенностей речевой деятельности учащихся первого класса.
3.Определение психологических особенностей речевой деятельности учащихся четвёртого класса.
4.Разработка психолого-педагогических рекомендаций по совершенствованию речевой деятельности детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
3 .Естественный эксперимент.
Исследование
Квалификационная работа состоит введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Во
введении обосновывается актуальность
исследования, определяются объект, предмет,
цель, задачи и методы исследования.
В первой главе описываются психологические
основы речевой деятельности младших
школьников в отечественной и зарубежной
психологии, отклонения в речевом развитии
детей. Во второй главе описываются
результаты и методика исследования, обсуждаются
результаты экспериментального исследования,
даются психолого-педагогические выводы
и рекомендации.
Глава I Психологические основы речевой деятельности младших школьников в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Изучение проблемы речевой деятельности в отечественной и
зарубежной психологии
Проблема речевой деятельности, как одна из центральных проблем возрастной и педагогической психологии, по-разному рассматривается психологами и педагогами, так как существуют разные подходы к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии. Остановимся на некоторых из них.
Одни исследователи считали, что речь развивается спонтанно, сама собой, по мере обогащения сознания ребёнка разнообразными представлениями и понятиями, по мере расширения жизненного опыта ребёнка. Поэтому нет нужды в специально организованном обучении.
По мнению других, развивать речь - это значит обучать детей связанному выражению мыслей в устной и письменной форме.
Третьи предлагали развивать у детей умение свободно, гладко, по возможности красиво говорить и писать о разных предметах и явлениях жизни, требуя от школы не связывать речь специальным обучением, а предоставлять полную свободу речевому творчеству детей.
Но при любом подходе к данной проблеме несомненным остаётся тот факт, что речь ребёнка должна совершенствоваться по мере взросления.
Развиваясь, речь человека попутно способствует развитию связанных с ней психических процессов: словесно-логического мышления, целенаправленного восприятия, произвольного внимания и памяти, воображения.
В отечественной психологии проблему речи обычно ставят в контексте: мышление и речь. Эта связь действительно очевидна.
C.JI. Рубинштейн [31, с.381-417] в работе «Основы общей психологии» утверждает, что развитие речи - это и развитие мышления. Материализуя свою мысль, иногда не вполне чёткую, мы подчиняем её жёстким, чётким законам языка и таким образом упорядочиваем саму мысль. Речь невозможна без мысли, без
опережающего внутреннего процесса. Но и мысль не может успешно работать без языкобого оформления. «В речи мы формулируем мысль, но, формулируя её, мы сплошь и рядом её формируем». Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия.
По выражению C.J1. Рубинштейна [31, с.392], «речь является по существу первой элементарной формой знания. Язык — общественная форма познания. Через посредство языка общественное познание формирует мышление ребенка и определяет, таким образом, структуру его сознания. Самая формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребенок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки своей мысли: формулируясь, мысль формируется. Речь, таким образом, не только сообщает уже готовую мысль, она включается в процесс формирования мышления. В этом ее значение для умственного развития».
Генетически речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой практики и складывалась в процессе общественно- исторического развития человечества в единстве с мышлением. Но речь всё же выходит за пределы соотношения с мышлением. Значительную роль в речи играют и эмоциональные моменты: «речь коррелирует с сознанием в целом». Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется через посредство речи.
По мнению С. Л. Рубинштейна [31, с.381], «речь - это деятельность
общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка; речь – это
язык
в действии». Речь, слово - не условный
знак; эти понятия имеют
Иными словами, речь является формой существования мысли. Этим обуславливается единство между речью и мышлением. Но это единство, а не тождество. «Нельзя свести мышление к речи, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению. Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга», - утверждает С.Л. Рубинштейн [31, с.394].
Эта мысль получает подтверждение в работе В.А. Крутецкого «Психология» [15, с. 137]: «Неправильно мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление - это речь, лишённая звучания («речь минус звук»), а речь - «озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний».
Связь мышления и речи подчёркивает В.В. Зеньковский [12, с.115] в своей работе «Психология детства»: «Наша мысль воплощается прежде всего в душе в некоторые языковые образы - и только благодаря этому она может регулировать процесс речи, внешнего выговаривания слов».
Таким образом: 1) между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а диалектическое единство; 2) речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.
Речь у детей
младшего школьного возраста развивается
параллельно с
Информация о работе Возрастная динамика речевого развития младших школьников