Воспитательный процесс в СПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы состоит в выявлении особенностей организации воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в профессиональном образовании;
рассмотреть основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования;
проанализировать особенности организации воспитательного процесса на базе Омского промышленно – экономического колледжа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
Основы организации воспитательного процесса в системе профессионального образования…………………..5
1.1. Понятие воспитания, его закономерности и принципы…………………5
1.2. Воспитательный процесс, его содержание……………………………….7
1.3. Планирование воспитательной работы…………………………………..9
1.3.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы...9
1.3.2. Требования к планированию воспитательной работы……..10
1.4. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования……………………………..11
1.4.1. Формы воспитательного процесса……………………….……11
1.4.2. Методы воспитательной работы………………………………19
1.5. Воспитательная работа как необходимое условие для становления личности………………………………………………………………………….22
1.5.1. Самовоспитание как цель и результат воспитания…………..23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Организация воспитательной работы в ГОУ СПО Омском промышленно - экономическом колледже…………………..27
2.1. Воспитательная система колледжа………………………………….27
2.2. Приоритетные направления воспитательной работы……………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………36
Приложения
№1………………………………………………………………………………..38
№2………………………………………………………………………………..39
№3………………………………………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 85.59 Кб (Скачать)

   Направление воспитание гражданина–патриота, жителя города, края, воспитание россиянина —  это направление одно из самых  важных в воспитательной системе  образовательного учреждения. Любовь к родному краю воспитывается  во время проведения декадников, уроков мужества.

   В учебном году проводятся: урок России, посвященный Дню Конституции, уроки  мужества 15 февраля, в день вывода советских  войск из Афганистана; уроки мужества, посвященные Великой Победы.

     Не  последнее место в воспитательной работе колледжа отводится профилактике употребления психотропных средств, работе по правовому воспитанию и профилактике правонарушений.

     Такие профилактические мероприятия необходимы и очень важны, т.к. способствуют формированию у обучающихся представлений  об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ; раннему  выявлению и диагностики наркозависимости.

     Формирование  здорового образа жизни - одно из наиболее важных направлений воспитательной работы. Разнообразны формы подачи занятий физической культурой в  колледже: урок-соревнование, сюжетный урок, контрольный урок, уроки на открытом воздухе. В колледже создан физкультурный актив.

     Спортивно-массовая и оздоровительная работа в колледже обширна.

     Ежегодно  с начала учебного года проводится проверка физической подготовки обучающихся (это подтягивания, прыжки с места, метание гранаты и др.). Идет отбор  обучающихся - спортсменов и комплектуются  сборные команды (по волейболу, баскетболу, настольному теннису) для участия  команд в областной спартакиаде.

     Данная  работа способствует укреплению и развитию физических сил, являющихся основой  жизнедеятельности детей.

   Ежегодно  в колледже проводятся соревнования по игровым видам спорта: футбол, баскетбол, волейбол.

   Работают  спортивные секции: баскетбольная, волейбольная, туризм, гиревой спорт, военно-спортивная. Руководство спортивно-массовой работой  осуществляют четыре преподавателя  физической культуры и руководители секций.

   В колледже идет активное привлечение  студентов и к участию в  культурно-массовых мероприятиях, которые  всегда проходят в колледже на высоком  уровне. Традиционно в колледже проходят такие праздники как День знаний, День учителя, День молодого рабочего, “Посвящение в студенты”, “Осенний бал”, конкурс талантов, новогодний бал-маскарад, Татьянин день, “Афганистан  болит в моей груди”, День защитника  Отечества (различные формы), день влюбленных, “Моя прекрасная леди”, Юморина, “Студенческая  концертно-театральная весна”, уроки  мужества, праздник последнего звонка и т.д.

     Разнообразны  в колледже и формы работы в  направлении нравственного воспитания. Во всех группах проводятся классные часы, беседы, разговоры-обсуждения, встречи с интересными людьми.

     Работают  в колледже вокальный кружок и  танцевальная студия, руководят их работой педагоги-организаторы

     Основная  задача проводимых мероприятий - это  воспитание всесторонне развитой личности, развитие творческого потенциала обучающихся, их научных, художественных, технических, спортивных, организационно-коммуникативных навыков. Особое внимание в колледже уделяется формированию ценностных ориентаций обучающихся в процессе самодеятельного творчества. Именно во взаимоотношениях в коллективе, в процессе художественной деятельности у обучающихся формируются ценностные ориентации. Художественная деятельность в коллективе выступает и как средство удовлетворения художественных потребностей, и как одна из форм общения, и как путь к самоутверждению и самовыражению личности.

     Одним из направлений воспитательной работы в колледже является студенческое самоуправление, которое в настоящее время скорее можно назвать соуправление. Студенческое самоуправление - это явление, безусловно, сложное, требующее длительной работы педагогического и ученического сообщества. В ситуации самоуправления студентов педагоги не должны вмешиваться в межличностные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако в профессиональную обязанность педагога как воспитателя входит диагностика состояния этих отношений. Педагоги, кураторы должны оказывать помощь и поддержку тем детям, которые нуждаются в укреплении собственной позиции.

     Смысл студенческого самоуправления заключается не в управлении одних студентов другими, а в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в самоуправлении способствует формированию у обучающихся умения самостоятельно действовать, принимать решения.

     Основными задачами самоуправления обучающихся являются:

    • защита прав;
    • приобретение студентами навыков организаторской, управленческой, юридической и других видов деятельности;
    • совместное решение педагогами и обучащимися наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса.

     Самоуправление, безусловно, необходимо. Ведь оно способствует воспитанию инициативных, сильных, целеустремленных личностей, хозяев своей собственной жизни. 

   Воспитательный  процесс в колледже является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Он строится на основе гуманистической  направленности воспитательной работы, на основе развития социальной и культурной компетентности личности.

     Таким образом, к специфическим особенностям организации воспитательной деятельности учреждений профессионального образования можно отнести следующее:

     1. Ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника. Исходя из стремления социально защитить своих выпускников, учебные заведения предлагают своим обучающимся не только наиболее перспективные специальности, но и проводят с ними специальные деловые игры, социально-психологические тренинги по поиску работы, ведению переговоров.

      2. Перевод процесса воспитания  в плоскость самовоспитания. Педагогические  коллективы работают над созданием  механизма развития способностей  обучающихся к самоопределению,  саморазвитию и самореализации.

      3. Компенсация недостаточной роли  семьи в воспитании подрастающего  поколения. Сохранение роли семьи  в воспитании заставляют всех  работников профессионального образования в особенности уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья обучающихся, их психической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни.

     4. Четвертое условие, отражающее  специфику воспитательной работы  учреждений профессионального образования  - профессионализм педагога. Субъектом   воспитательной деятельности в  любой педагогической системе  является педагог - носитель ценностных  ориентаций, культуры.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, решены следующие задачи исследования:

  • проанализировано понятие организации воспитательного процесса в системе профессионального образования, выявлены его особенности;
  • проанализированы основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования;
  • выявлены современные социально-педагогические тенденции организации воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях.

     Цель  написания курсовой работы достигнута - была изучена организация воспитательного  процесса в учреждениях профессионального образования.

     Таким образом, подводя итог практической и теоретической части курсовой работы, можно сделать вывод, что  организация воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования должна охватывать весь педагогический процесс, объединяя обучение, разнообразную деятельность и общение за пределами учреждения. Воспитательная работа должна проводиться усилиями всех участников образовательного процесса: администрации, преподавателями, кураторами, мастерами п/о, обучающимися и родителями.

     В результате взаимодействия всех субъектов  воспитательного процесса происходит формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям и  всему миру.

     Результативность  организации воспитательного процесса во многом зависит от создания педагогически целесообразных программ, методик и технологий, использования потенциала семьи, средств массовой информации.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904с.
  2. Бутко, Е.Я. «Начальное профессиональное образование: новый этап развития» Профессиональное образование №10 2003
  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001
  4. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. — М., 2002.
  5. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование №10 2002
  6. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения.-Минск, 1995
  7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! - Москва, 2000
  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г// Профессиональное образование №4 2001
  9. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2005 - 288 с.
  10. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 2002.
  11. Маленкова, Л.И. «Методика и техника планирования воспитательной работы» Народное образование №1 2006
  12. Методические рекомендации по аттестационной и акредационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности // Вестник образования. — 2004. — № 5, март.
  13. Морева Н.А. М793 Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб, заведений: в 2 т. Т. 2 : Теория воспитания / Н.А. Морева. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 192 с.
  14. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория //Педагогика. 2000. № 6.
  15. Новикова Л.И. Воспитательная система: Исходные позиции //Советская педагогика. 1991. № 11.
  16. Рыкова, Е.А. «Новые педагогические исследования» Профессиональное образование №4 2003
  17. Селиванов Н.Л. // Современные представления о воспитательном пространстве //Педагогика. 2000. №6.
  18. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую акмеологию. - М., 2003.
  19. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и колл. авторов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368с.
  20. Степанов, Е.Н. «Воспитательная система образовательного учреждения» Классный руководитель №8 2001
  21. Ферцев, А.С. «Критерии оценки уровня воспитанности обучающихся» Профессиональное образование №2 2005
  22. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. -М.: Новая школа, 2000.
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ №1 

     В учебном заведении следует соблюдать  следующие условия, способствующие самовоспитанию:

  1. проводить диспуты, беседы, конференции по вопросам

     самовоспитания, пропагандировать образцы работы над  собой передовиков производства;

  1. обсуждать проблемы самовоспитания при подведении итогов дня и определение задач на следующий день;
  2. развивать критику и самокритику, поддерживать взаимную требовательность учащихся друг к другу;
  3. вовлекать учащихся в различные кружки, секции, т.е. в конкретные виды деятельности;
  4. организовывать выставки, стенды и прочие наглядные средства, раскрывающие сущность самовоспитания.

Информация о работе Воспитательный процесс в СПО