Воспитательный процесс в СПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы состоит в выявлении особенностей организации воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в профессиональном образовании;
рассмотреть основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования;
проанализировать особенности организации воспитательного процесса на базе Омского промышленно – экономического колледжа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
Основы организации воспитательного процесса в системе профессионального образования…………………..5
1.1. Понятие воспитания, его закономерности и принципы…………………5
1.2. Воспитательный процесс, его содержание……………………………….7
1.3. Планирование воспитательной работы…………………………………..9
1.3.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы...9
1.3.2. Требования к планированию воспитательной работы……..10
1.4. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования……………………………..11
1.4.1. Формы воспитательного процесса……………………….……11
1.4.2. Методы воспитательной работы………………………………19
1.5. Воспитательная работа как необходимое условие для становления личности………………………………………………………………………….22
1.5.1. Самовоспитание как цель и результат воспитания…………..23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Организация воспитательной работы в ГОУ СПО Омском промышленно - экономическом колледже…………………..27
2.1. Воспитательная система колледжа………………………………….27
2.2. Приоритетные направления воспитательной работы……………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………36
Приложения
№1………………………………………………………………………………..38
№2………………………………………………………………………………..39
№3………………………………………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 85.59 Кб (Скачать)

     В процессе самовоспитания обучающиеся должны осуществлять следующие действия:

  • анализировать свой внутренний мир, посредством самонаблюдения, сравнивая себя с другими, идеалом, давать оценку; выделять свои «плюсы» и «минусы», от которых предстоит избавиться;
  • ставить цели и разрабатывать программу деятельности по самосовершенствованию одних и устранению других качеств;
  • участвовать в деятельности - трудовой, учебной, профессиональной, познавательной и др. - по достижению поставленных задач с помощью волевых усилий;
  • осуществлять саморегуляцию этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости корректировать, т.е. уточнять цели.

     Регулярно занимаются самовоспитанием немногие, и мало кто их к этому побуждает, поэтому заметных успехов добиваются лишь единицы.

     Самовоспитание  большинства обучающихся нуждается в педагогическом стимулировании, что предполагает управление саморазвитием личности, сочетание целей воспитания и самовоспитания. Педагог решает целый комплекс задач: способствует формированию у обучающихся адекватной самооценки, включает их в различные виды деятельности и социальные отношения, участвуя в которых они выполняют социальные роли. [1-c.471]

     Стимулирование  связано с разрешением основного  противоречия - между достигнутым  уровнем развития обучающихся и теми требованиями, которые к ним предъявляет общество. Процесс стимулирования самовоспитания предполагает диагностику самовоспитания, организацию разносторонней жизнедеятельности обучающихся. Диагностика самовоспитания - это изучение того, насколько осознанно, целенаправленно, разносторонне, регулярно, активно сами обучающиеся развивают свою личность, что их к этому побуждает или, что мешает этому процессу.

     Диагностика позволяет педагогу проследить саморазвитие каждого, осуществить личностный подход к обучающимся.

     Формирование  установки на самовоспитание происходит в процессе разнообразной деятельности обучающихся: учении, игре, труде и др.

     Педагоги  должны пропагандировать те области  самовоспитания, в которых усилия обучающихся незначительны, видеть противоречия между уровнем развития обучающихся и предъявляемыми к ним требованиям, корректировать или формировать их жизненные цели, ознакомить со средствами и приемами развития личности и способами работы над собой.

     В каждом учебном заведении должны соблюдаться условия, способствующие самовоспитанию.

     Самовоспитание  осуществляется в коллективе, поэтому  от педагога требуется организация  совместной деятельности всех обучающихся, их коллективных усилий в решении общих задач. В дружном коллективе у обучающихся развиваются основные морально-волевые качества: ответственность, организованность, трудолюбие, целеустремленность, аккуратность и др., происходит взаимовлияние ребят друг на друга. [1-с.475]

     В последнее время значительное влияние  приобретают неформальные молодежные объединения. Неформальные группы характеризуются разновозрастностью состава, высоким уровнем организованности и др. Степень влияния обучающихся друг на друга внутри неформальных групп значительно выше, чем в учебной группе. Будущие молодые рабочие должны быть включены в систему разнообразных коллективистских отношений.

     Таким образом, самовоспитание должно пронизывать  весь учебно-воспитательный процесс  и внеучебную работу профессионального  колледжа, где создается атмосфера сотрудничества, взаимной требовательности и самокритичного отношения к себе. 

  Таким образом, современное воспитание —  не привитие определенной модели, а  организация педагогических условий  для саморазвития человека. Важнейшие задачи воспитания — формирование  у обучающихся  гражданской  ответственности  и  правового  самосознания,  духовности  и  культуры,  инициативности,  самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

   Воспитательная  функция профессионального образования предполагает  не абстрактную "социализацию личности", а проектирование социальных качеств личности как профессионально значимых, без которых достижение вершин профессиональной культуры и профессионального мастерства становится невозможным даже теоретически.

  Когда говорят о воспитании студентов (по сути, взрослых людей), речь идет о  создании комплекса условий для  самореализации, саморазвития личности, формировании собственного индивидуального  стиля деятельности, выработке собственной  профессиональной позиции. Поэтому  воспитание - это не столько процесс  трансляции социокультурного опыта  преподавателя студенту, сколько  активное и творческое усвоение его  индивидом с целью самореализации, саморазвития и адаптации к условиям профессиональной среды. 

 

     

     2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

     Организация воспитательной работы в ГОУ спо омский промышленно - экономический колледж

       В практической части курсовой  работы рассмотрена организация воспитательной работы на примере одного из учреждений среднего - профессионального образования города Омска ГОУ СПО ОмПЭК, который находится по адресу: ул. Нефтезаводская, 6. 

     2.1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КОЛЛЕДЖА

     Воспитательная  система колледжа представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков-компонентов: цели, деятельность, обеспечивающая их реализацию, субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие, отношения, внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.

     Основной целью воспитательной работы является развитие личности обучающегося. Основными задачами воспитания в колледже являются:

    • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания;
    • духовности и культуры;
    • инициативности и самостоятельности;
    • толерантности;
    • способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

     Поставленные  задачи направлены на то, чтобы в колледже господствовали доброжелательная и оптимистичная атмосфера, вера в силы и возможности каждого студента, чтобы каждый обучающийся испытывал чувство защищенности, чтобы взрослый был не только преподавателем, дающим знания, но и воспитателем, создающим особую среду, раскрепощающую духовную сферу обучающегося, развивающего его как на уроке, так и после. Все эти задачи в профессиональном колледже успешно реализуются в группах.

     Одной из основных задач колледжа является сплочение коллектива, привитие нравственных и человеческих качеств. Это очень актуально на сегодняшний день. Ведь что такое группа - это психологическая общность, ей присущи функционально-ролевая структура, состав лидеров, психологический климат, типичные конфликты. Это дает возможность рассматривать коллектив как важнейший компонент воспитательной системы колледжа.

     Организация работы с родителями в колледже строится в соответствии со следующими целями:

    1. просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Здесь активно используется такая форма работы как родительское собрание. Темы собраний не сводятся только с ознакомлением родителей об успеваемости, посещаемости и дисциплине. Темы подобраны грамотно и целенаправленно. Одни из них это - «Воспитание здорового в нравственном и физическом отношении человека», «Как наладить общение с ребенком в семье», «Любовь в семье», «Необходимость семейных традиций в жизни ребенка» и др.:
    2. консультативная - совместный педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения учебных навыков. Многие классные руководители проводят тестирования, анкетирования среди родителей; во всех группах используется такая форма работы как «телефон доверия», работает консультативный пункт для родителей, проводятся вечера вопросов и ответов;
    3. коммуникативная - это обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, взаимодействия детей и родителей. В коледже проводятся совместные собрания детей и родителей; приглашения родителей для выступления перед учащимися группы о своей профессии; мини-сочинения о своих детях на собраниях, участия родителей в родительском комитете и др. формы работы.

     Воспитательная  работа колледжа включает в себя различные виды деятельности. Это:

      • интеллектуальная;
      • познавательная;
      • трудовая;
      • художественная;
      • творческая;
      • физкультурно-оздоровительная.

     Реализация данной деятельности должна осуществляться при выполнении следующих условий: организация интересной внеурочной работы; использование в работе опыта родителей; развитие сотрудничества между обучающимися, педагогами, мастерами п/о и родителями. 

     2.2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

   Программа воспитательной работы колледжа представляет собой четко определенный план (Приложение№2, №3) для разных курсов обучения, содержащий следующие направления:

  • воспитание творческой индивидуальности студента, владеющего культурой умственного труда, знакомого с историей колледжа, с его традициями, активно участвующего в развитии, становлении колледжа;
  • воспитание члена коллектива, владеющего культурой межличностных отношений, готового реализовать и защищать свои права и интересы, способного к сотрудничеству, к взаимопониманию, к проявлению заботы и милосердия;
  • воспитание профессионала — специалиста высокой квалификации умеющего, любящего, компетентного;
  • воспитание гражданина — патриота, жителя города, края, воспитание россиянина.

   В колледже проходит неделя адаптации  студентов-первокурсников (по определенному  плану). Цель адаптации: изучение первокурсников, работа по сплочению коллектива на основе тестирования, тренингов. В этом направлении работают психолог, кураторы и мастера, изучая группу, проводя  тестирование, анализируя личные дела, составляя индивидуальные карточки, проводя индивидуальную работу; преподаватели  на первых же уроках, воспитатели в  общежитии, беседуя с проживающими, заключая договор и т.д.

   В ходе такой работы создается психолого-педагогическая карта группы с рекомендациями, с  установками по развитию самостоятельности, активности, умения ориентироваться  в различных жизненных ситуациях. Формирование коллектива группы —  следующий этап работы на первом курсе  — это формирование традиций группы, законов, особенностей группы, отличий  ее от других, способности, сохранив индивидуальность каждого, создать единое целое.

   Один  из лозунгов колледжа: как сформируем первый курс, так и будем работать дальше.  По этому принципу работают многие мастера и кураторы групп.

     Для более успешной работы кураторы изучают  личность каждого учащегося и  выявляют причины неадекватного  поведения подростков.

  • проведение классных часов, бесед, диспутов в группах по правовой культуре;
  • привлечение «трудных» детей к общегрупповым мероприятиям.

     В колледже создан совет по профилактике правонарушений, где рассматриваются  вопросы неадекватного поведения  детей, профилактические мероприятия. У зам. директора по воспитательной работе ведутся списки обучающихся, состоящих на учете.

   Следующее направление воспитательной деятельности — это воспитание профессионала, т.е. выработка активного интереса к профессии, формирование системы  глубоких осознанных знаний, индивидуальная и осознанная ответственность за выполнение учебно-производственных заданий. В рамках этого направления в колледже проводятся конкурсы профессионального мастерства — по отделениям, по специальностям и профессиям.

     Большое внимание в колледже уделяется  гражданско-патриотическому воспитанию. В нем объединены гражданское, правовое, патриотическое, семейное воспитание. Воспитывать патриотизм на лозунгах документальных фактах не принесет желаемого результата. Только активное включение воспитанников в подготовку и участие в мероприятиях помогает становлению патриотического сознания.

Информация о работе Воспитательный процесс в СПО