Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:08, курсовая работа
Цель написания курсовой работы состоит в выявлении особенностей организации воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в профессиональном образовании;
рассмотреть основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования;
проанализировать особенности организации воспитательного процесса на базе Омского промышленно – экономического колледжа.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
Основы организации воспитательного процесса в системе профессионального образования…………………..5
1.1. Понятие воспитания, его закономерности и принципы…………………5
1.2. Воспитательный процесс, его содержание……………………………….7
1.3. Планирование воспитательной работы…………………………………..9
1.3.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы...9
1.3.2. Требования к планированию воспитательной работы……..10
1.4. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования……………………………..11
1.4.1. Формы воспитательного процесса……………………….……11
1.4.2. Методы воспитательной работы………………………………19
1.5. Воспитательная работа как необходимое условие для становления личности………………………………………………………………………….22
1.5.1. Самовоспитание как цель и результат воспитания…………..23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Организация воспитательной работы в ГОУ СПО Омском промышленно - экономическом колледже…………………..27
2.1. Воспитательная система колледжа………………………………….27
2.2. Приоритетные направления воспитательной работы……………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………36
Приложения
№1………………………………………………………………………………..38
№2………………………………………………………………………………..39
№3………………………………………………………………………………..41
В процессе самовоспитания обучающиеся должны осуществлять следующие действия:
Регулярно занимаются самовоспитанием немногие, и мало кто их к этому побуждает, поэтому заметных успехов добиваются лишь единицы.
Самовоспитание большинства обучающихся нуждается в педагогическом стимулировании, что предполагает управление саморазвитием личности, сочетание целей воспитания и самовоспитания. Педагог решает целый комплекс задач: способствует формированию у обучающихся адекватной самооценки, включает их в различные виды деятельности и социальные отношения, участвуя в которых они выполняют социальные роли. [1-c.471]
Стимулирование
связано с разрешением
Диагностика позволяет педагогу проследить саморазвитие каждого, осуществить личностный подход к обучающимся.
Формирование установки на самовоспитание происходит в процессе разнообразной деятельности обучающихся: учении, игре, труде и др.
Педагоги должны пропагандировать те области самовоспитания, в которых усилия обучающихся незначительны, видеть противоречия между уровнем развития обучающихся и предъявляемыми к ним требованиям, корректировать или формировать их жизненные цели, ознакомить со средствами и приемами развития личности и способами работы над собой.
В каждом учебном заведении должны соблюдаться условия, способствующие самовоспитанию.
Самовоспитание осуществляется в коллективе, поэтому от педагога требуется организация совместной деятельности всех обучающихся, их коллективных усилий в решении общих задач. В дружном коллективе у обучающихся развиваются основные морально-волевые качества: ответственность, организованность, трудолюбие, целеустремленность, аккуратность и др., происходит взаимовлияние ребят друг на друга. [1-с.475]
В последнее время значительное влияние приобретают неформальные молодежные объединения. Неформальные группы характеризуются разновозрастностью состава, высоким уровнем организованности и др. Степень влияния обучающихся друг на друга внутри неформальных групп значительно выше, чем в учебной группе. Будущие молодые рабочие должны быть включены в систему разнообразных коллективистских отношений.
Таким
образом, самовоспитание должно пронизывать
весь учебно-воспитательный процесс
и внеучебную работу профессионального
колледжа, где создается атмосфера сотрудничества,
взаимной требовательности и самокритичного
отношения к себе.
Таким образом, современное воспитание — не привитие определенной модели, а организация педагогических условий для саморазвития человека. Важнейшие задачи воспитания — формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательная функция профессионального образования предполагает не абстрактную "социализацию личности", а проектирование социальных качеств личности как профессионально значимых, без которых достижение вершин профессиональной культуры и профессионального мастерства становится невозможным даже теоретически.
Когда
говорят о воспитании студентов
(по сути, взрослых людей), речь идет о
создании комплекса условий для
самореализации, саморазвития личности,
формировании собственного индивидуального
стиля деятельности, выработке собственной
профессиональной позиции. Поэтому
воспитание - это не столько процесс
трансляции социокультурного опыта
преподавателя студенту, сколько
активное и творческое усвоение его
индивидом с целью
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Организация воспитательной работы в ГОУ спо омский промышленно - экономический колледж
В практической части курсовой
работы рассмотрена организация воспитательной
работы на примере одного из учреждений
среднего - профессионального образования
города Омска ГОУ СПО ОмПЭК, который находится
по адресу: ул. Нефтезаводская, 6.
2.1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КОЛЛЕДЖА
Воспитательная система колледжа представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков-компонентов: цели, деятельность, обеспечивающая их реализацию, субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие, отношения, внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.
Основной целью воспитательной работы является развитие личности обучающегося. Основными задачами воспитания в колледже являются:
Поставленные задачи направлены на то, чтобы в колледже господствовали доброжелательная и оптимистичная атмосфера, вера в силы и возможности каждого студента, чтобы каждый обучающийся испытывал чувство защищенности, чтобы взрослый был не только преподавателем, дающим знания, но и воспитателем, создающим особую среду, раскрепощающую духовную сферу обучающегося, развивающего его как на уроке, так и после. Все эти задачи в профессиональном колледже успешно реализуются в группах.
Одной из основных задач колледжа является сплочение коллектива, привитие нравственных и человеческих качеств. Это очень актуально на сегодняшний день. Ведь что такое группа - это психологическая общность, ей присущи функционально-ролевая структура, состав лидеров, психологический климат, типичные конфликты. Это дает возможность рассматривать коллектив как важнейший компонент воспитательной системы колледжа.
Организация работы с родителями в колледже строится в соответствии со следующими целями:
Воспитательная работа колледжа включает в себя различные виды деятельности. Это:
Реализация
данной деятельности должна осуществляться
при выполнении следующих условий: организация
интересной внеурочной работы; использование
в работе опыта родителей; развитие сотрудничества
между обучающимися, педагогами, мастерами
п/о и родителями.
2.2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Программа воспитательной работы колледжа представляет собой четко определенный план (Приложение№2, №3) для разных курсов обучения, содержащий следующие направления:
В колледже проходит неделя адаптации студентов-первокурсников (по определенному плану). Цель адаптации: изучение первокурсников, работа по сплочению коллектива на основе тестирования, тренингов. В этом направлении работают психолог, кураторы и мастера, изучая группу, проводя тестирование, анализируя личные дела, составляя индивидуальные карточки, проводя индивидуальную работу; преподаватели на первых же уроках, воспитатели в общежитии, беседуя с проживающими, заключая договор и т.д.
В
ходе такой работы создается психолого-
Один из лозунгов колледжа: как сформируем первый курс, так и будем работать дальше. По этому принципу работают многие мастера и кураторы групп.
Для более успешной работы кураторы изучают личность каждого учащегося и выявляют причины неадекватного поведения подростков.
В
колледже создан совет по профилактике
правонарушений, где рассматриваются
вопросы неадекватного
Следующее направление воспитательной деятельности — это воспитание профессионала, т.е. выработка активного интереса к профессии, формирование системы глубоких осознанных знаний, индивидуальная и осознанная ответственность за выполнение учебно-производственных заданий. В рамках этого направления в колледже проводятся конкурсы профессионального мастерства — по отделениям, по специальностям и профессиям.
Большое внимание в колледже уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. В нем объединены гражданское, правовое, патриотическое, семейное воспитание. Воспитывать патриотизм на лозунгах документальных фактах не принесет желаемого результата. Только активное включение воспитанников в подготовку и участие в мероприятиях помогает становлению патриотического сознания.