Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:08, курсовая работа
Цель написания курсовой работы состоит в выявлении особенностей организации воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в профессиональном образовании;
рассмотреть основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования;
проанализировать особенности организации воспитательного процесса на базе Омского промышленно – экономического колледжа.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
Основы организации воспитательного процесса в системе профессионального образования…………………..5
1.1. Понятие воспитания, его закономерности и принципы…………………5
1.2. Воспитательный процесс, его содержание……………………………….7
1.3. Планирование воспитательной работы…………………………………..9
1.3.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы...9
1.3.2. Требования к планированию воспитательной работы……..10
1.4. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования……………………………..11
1.4.1. Формы воспитательного процесса……………………….……11
1.4.2. Методы воспитательной работы………………………………19
1.5. Воспитательная работа как необходимое условие для становления личности………………………………………………………………………….22
1.5.1. Самовоспитание как цель и результат воспитания…………..23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Организация воспитательной работы в ГОУ СПО Омском промышленно - экономическом колледже…………………..27
2.1. Воспитательная система колледжа………………………………….27
2.2. Приоритетные направления воспитательной работы……………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………36
Приложения
№1………………………………………………………………………………..38
№2………………………………………………………………………………..39
№3………………………………………………………………………………..41
1. 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Говоря о планировании воспитательной работы, следует сразу отметить то, что план - это своего рода программа действий участников воспитательного процесса. За его составление и выполнение педагог любого уровня несет персональную ответственность. [5-с.10]
Планирование
воспитательной работы -
это педагогическое моделирование деятельности
воспитателя, которое основано на целом
ряде обязательно реализуемых принципов
и задач.
1.3.1. ПРИНЦИПЫ И ЗАДаЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Принципами планирования воспитательной работы являются: целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.
В плане воспитательной работы отражаются результаты и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные за выполнение конкретных дел. [11-с.206]
На основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:
Анализ результатов и оценка достигнутого, безусловно, не может ограничиваться перечнем воспитательных мероприятий за прошедший учебный год. Важно оценить и осмыслить итоги проделанной работы. Выявить недостатки и факторы, которые неизбежно привели к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе.
Объективную
картину достигнутого уровня деятельности
помогут получить следующие источники
информации: итоговые материалы диагностики
учебно-воспитательного
1.3.2. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
При составлении планов воспитательной работы определяются требования (Приложение №1), следование которым обеспечивает качество планирования.
Все
требования предполагают использование
в воспитательной работе широкого круга
факторов, формирующих личность студента.
Составляя годовой план, педагог определяет,
как будут привлечены к учебно-воспитательному
процессу студенты, их родители, педагоги,
а также будут использоваться культурно-просветительные
учреждения города. Только при таком подходе
план становится важным условием успеха
педагогической деятельности. [5-с.30]
1.4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Организация
воспитательного процесса в учреждениях
профессионального образования осуществляется
посредством разнообразных форм и методов.
1.4.1. ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оформлять (приводить в рамки какой-либо регламентированной формы) явление, процесс, деятельность возможно за счет их структурной организации: специального оформления пространства, введения атрибутики, правил, особого регламента действий, обеспечения необходимой эмоциональной реакции. В практической деятельности педагогу-воспитателю полезно чувствовать смысловую разницу между формами, с бытийной точки зрения относящимися к жанру «мероприятий», «дел», «событий», «ритуалов», «праздников» (Е.В.Титова).
Формы
воспитания - это варианты организации
конкретного воспитательного
Мероприятие – все те массовые организованные воспитателями «сверху» формы работы, которые призваны оказывать прямое воспитательное воздействие на участников. В них проявляют активность немногие, а большинству отводится роль зрителя-слушателя (лекция, митинг, концерт, линейка, собрание и др.). Если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, лишь участвуют в этом, исполняют заданные функциональные роли — это и есть мероприятие.
Воспитательное дело основано на общих интересах и потребностях его участников. Оно обычно направлено на решение значимой для жизни коллектива (сообщества, группы) проблемы и требует для своей организации и проведения специальной подготовки, приложения совместных усилий, а также общего подведения итогов. Смысловое понимание воспитательного дела в отечественной педагогике тесно связано с понятиями «общественная польза», «забота», «радость». «Воспитание можно осуществить успешно только в общем деле: вместе улучшая окружающую жизнь, вместе думая над тем, как это сделать» (И.П.Иванов).
Событием в воспитательном процессе может стать некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный «психологический прорыв», выход за пределы существующего жизненного опыта. Событие становится принадлежностью субъективного мира вовлеченных в него людей. Совместное событие происходит как встреча духовных миров его участников, которая объединяет их в ценностно-смысловом и эмоциональном отношении на определенном пространстве и вовлекает в переживание включенности в целостность события.
Ритуалы как социально-нормативная форма организации общественного поведения призваны демонстрировать должное (социально необходимое) отношение к лицу, атрибуту, событию или явлению. В силу этого они осваиваются и воспроизводятся по определенным эталонным образцам. (Хорошо известно множество ритуалов, связанных с жизнью пионерской и комсомольской организаций, с проведением государственных праздников.) Правильно выполненные ритуальные действия оказывают на человека большое эстетическое влияние.
Праздник как культурно-эстетическая форма организации совместных действий вытекает из динамики и ритма социального бытия. Он всегда носит коллективный характер и возникает там, где существуют духовные связи между людьми и общие идеальные устремления. Праздник включает комплекс специфических жизненных, культурных, эстетических проявлений, которые вне его пределов не существуют. Тем самым он способен на время преобразовывать течение обыденной жизни, оставляя участникам яркие впечатления и переживания.
Праздники сочетают в себе отдых и развлечения.
Праздновать можно в масштабе семьи, колледжа, клуба, двора, улицы. Праздники бывают традиционные, периодически повторяющиеся и разовые (по случаю); общие и для определенного круга людей. В основу организации праздников может быть положен календарный годовой круг. За счет периодических повторов, цикличности таких праздников внутри воспитательной системы закладываются определенные традиции.
Воспитательные дела. Организация подготовки и проведения любого воспитательного дела требует положительно мотивированной включенности в этот процесс каждого участника. Четкое распределение функций и меры ответственности сочетается с высокой степенью творческой свободы педагогов и воспитанников. Показателями успешности проведенного дела для педагога служат его непосредственные результаты, а также параллельно полученные эффекты, в том числе последействие. В системе воспитательной работы организуются разовые воспитательные дела и система дел. В качестве примера рассмотрим систему коллективных творческих дел (КТД).
По словам И. П. Иванова, КТД не мероприятия, а прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и вперед них.
В коллективном творческом деле отражена сущность педагогики общей заботы. В основе дела лежит забота о коллективе, друг друге, окружающих людях. Это дело совершается совместно взрослыми и ребятами, друзьями, товарищами как общая забота. Коллективное дело — источник творчества, поскольку представляет совместный поиск, строится на четырех «сами»: сами придумали, подготовили, провели, обсудили.
Методика КТД
Первая стадия предполагает увлечь каждого из членов коллектива радостной перспективой интересного и полезного дела. Необходимым условием успешности решения этой задачи является создание положительного эмоционального фона за счет использования вариативных приемов. Среди них могут быть побуждение, убеждение, стимуляции, заражение. Множественность рекомендуемых приемов обусловлена индивидуальными особенностями каждого из участников коллективного творческого дела.
Вторая стадия предполагает организацию коллективного планирования в условиях дробления структуры на микрогруппы. Это обеспечивает возможность каждому стать причастным к выработке общей перспективы через включение в структуру отношений коллективного творчества. (О технологической роли включения человека в какую-либо структуру мы уже говорили.)
Третья стадия связана с организацией работы Совета дела, представляющего наиболее активное ядро коллектива, призванное выработать способы выполнения общего замысла. Таким образом, на этой стадии появляется новый групповой субъект, способный к созданию и развитию отношений творчества и заботы через такие социально-психологические механизмы, как секрет, сюрприз, доверие, поддерживающие эмоциональное напряжение и интерес внутри коллектива.
Четвертая стадия предполагает непосредственно проведение коллективного творческого дела. Центральной задачей при этом является индивидуальное присвоение совместно сформированного опыта заботы и гражданского отношения к окружающей жизни и себе.
Пятая стадия — коллективная рефлексия, закрепляющая индивидуальное отношение к происходящему. Она строится на трех очень простых и понятных каждому типовых вопросах. Два из них обращены в прошлое и носят оценочный характер: что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Последний вопрос ориентирован на перспективу: что хотелось бы предпринять в будущем?
Шестая стадия — заключительная, она состоит в обмене полученным опытом (деятельностным, ценностным, эмоциональным) между членами коллектива.
Основными педагогическими средствами воспитания в условиях КТД становятся опыт творчества, особый вид отношений, названный И. П. Ивановым заботой, и система коллективных творческих дел. Стратегия организации воспитательного процесса заключается в организации и накоплении опыта общей заботы в пространстве жизнедеятельности коллектива.
Примеры КТД из опыта И.П.Иванова.
Трудовые дела: трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, рейд — трудовой поход, трудовой сюрприз, фабрика, цех, мастерская.
Познавательные дела: вечер веселых задач, сбор-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, турнир знатоков, устный журнал.
Художественные дела: кольцовка песен, концерт-«молния», эстафета любимых занятий, эстафета-«ромашка».
Ключевые дела (термин В.А. Караковского) - главные общешкольные дела, через которые осуществляется попытка интеграции усилий и целостное влияние на коллектив и личность школьника. Идея ключевых дел наиболее распространена в реальном опыте образовательных учреждений, работающих в русле построения воспитательных систем. При этом используется принцип цикличности. За основу, как правило, берется годовой цикл жизнедеятельности учреждения или индивидуальный цикл школьной жизнедеятельности (от «первого» до «последнего» звонка). Таким образом, в каждом из своих школьных возрастов человек становится участником определенных событий.
Подробно об этих и многих других формах воспитательной деятельности, накопленных в опыте последователей И.П. Иванова изложено в Энциклопедии коллективных творческих дел.
Ключевые дела носят комплексный характер, охватывая учебную и внеучебную сферы.
Педагогическое событие. Неиссякаемым источником воспитательного влияния является событийность взаимодействия педагогов и воспитанников. Однако не всякое дело может стать событием для его участников, даже если степень социальной активности каждого в его проведении оказывается значительной. В событие способно превратиться лишь особым образом организованное дело.