Воспитательный процесс в СПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы состоит в выявлении особенностей организации воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в профессиональном образовании;
рассмотреть основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования;
проанализировать особенности организации воспитательного процесса на базе Омского промышленно – экономического колледжа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
Основы организации воспитательного процесса в системе профессионального образования…………………..5
1.1. Понятие воспитания, его закономерности и принципы…………………5
1.2. Воспитательный процесс, его содержание……………………………….7
1.3. Планирование воспитательной работы…………………………………..9
1.3.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы...9
1.3.2. Требования к планированию воспитательной работы……..10
1.4. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования……………………………..11
1.4.1. Формы воспитательного процесса……………………….……11
1.4.2. Методы воспитательной работы………………………………19
1.5. Воспитательная работа как необходимое условие для становления личности………………………………………………………………………….22
1.5.1. Самовоспитание как цель и результат воспитания…………..23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Организация воспитательной работы в ГОУ СПО Омском промышленно - экономическом колледже…………………..27
2.1. Воспитательная система колледжа………………………………….27
2.2. Приоритетные направления воспитательной работы……………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………36
Приложения
№1………………………………………………………………………………..38
№2………………………………………………………………………………..39
№3………………………………………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 85.59 Кб (Скачать)

  Событие — это объединение людей на основе общих ценностей, являющееся условием, средством и целью гармонического единства отношений человека и реальности (В.И.Слободчиков). Событие становится «эпицентром значимого общения», «точкой соприкосновения, взаимопересечения судеб» (А. А. Кроник).

  Педагогическое  событие — момент реальности, в котором происходит развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка (их событие). Оно происходит при условии, что взрослые, «встречаясь с детьми, удерживают в своем сознании и деятельности цели и ценности воспитания, а дети самостоятельно, свободно и ответственно выбирают сотрудничество со взрослыми как форму жизнедеятельности».

  В контексте воспитательной деятельности можно считать событием только то, что обеспечивает воспитаннику встречу с реальностью, имеет высокую степень внутренней значимости и (или) новизны для участников педагогической ситуации. Подобную значимость дают осознание преодоления определенного этапа в развитии; ярко выраженный эмоциональный фон происходящего; ощущение сопричастности к более широкому жизненному контексту; решение важной проблемы; встреча с удивительно интересным человеком и др.

  Таким образом, специфической задачей  воспитателя становится обеспечение принципа событийности совместной жизнедеятельности педагогов и воспитанников. Событийность может достигаться за счет интенсификации совместной деятельности в ходе «погружения». Примерами «погружений» могут служить такие формы педагогической работы, как тематические предметные недели, сбор и выезды актива, тренинговый марафон, во время которых происходит предельное «сжатие», концентрация совместных действий и переживаний во времени и в пространстве. Событийный характер принимают экстремальные ситуации, в которые время от времени попадают педагоги и воспитанники, например, во время туристских походов.[17- c.80]

  Ритуалы в воспитательной деятельности. Большое количество действий, которые осуществляются в рамках воспитательного влияния, носят ритуальный (социально-демонстрационный) характер. Знаковые события в жизни человека в народной и религиозной традиции всегда имели обрядовое, ритуальное оформление, оказывающее глубинное воспитывающее влияние. С технологической точки зрения ритуал имеет следующие характерные особенности, которые воспроизводятся при каждом новом исполнении:

  • специфическое оформление ритуального пространства;
  • четкое обозначение для каждого участника его функционального места в пространстве действия;
  • каноническая система поз и жестов (культовая пластика, язык тела), имеющих свой ритуальный смысл и социальное значение;
  • определенные способы преобразования движения внутри ритуального пространства: круговое, волнообразное, построение в шеренги, пары и др.;
  • особое символическое, эстетическое оформление происходящего, создающее контекст упорядоченного восприятия;
  • ритмизация, помогающая в отождествлении каждого из участников с ритуальным действием как целостностью;
  • строго установленный порядок (последовательность) действий.[4-c.72-73]

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в  зависимости от следующих признаков:

  • от цели воспитания;
  • от содержания и направленности воспитательных задач;
  • от возраста обучающихся;
  • от уровня их воспитанности и личного социального опыта;
  • от особенностей детского коллектива и его традиций;
  • от особенностей и традиций региона;
  • от технических и материальных возможностей школы;
  • от уровня профессионализма педагога.
 

Виды  форм воспитательной работы

По  времени подготовки и проведения: По способу  организации: По характеру  включения в деятельность: По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми: По методам  воспитания: По направлению  воспитательной работы или видам  деятельности:
- экспромт;

- относительно длительная предварительная подготовка.

-организуемые  одним человеком;

- организуемые  группой участников;

- организуемые коллективно

- обязательное участие;

- добровольное участие.

- «открытые» (для  других, совместно с другими);

- "закрытые" (для своего коллектива).

- словесные  (конференции);

- практические (походы);

- наглядные  (выставки).

- организация  познавательно-развивающей деятельности;

- нравственное  воспитание;

- эстетическое  воспитание;

- физическое  воспитание

 

     Приоритетность  данных форм воспитательной работы не является бесспорной, однако именно эти  формы определяют основной источник и направление коллективной деятельности обучающихся. [14-с.22]

     Проблема  форм воспитательного процесса является исключительно актуальной, и заслуживает  самого пристального внимания со стороны  практиков. 

1.4.2. МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально  владеть методами воспитания. Под  методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Метод воспитания – это способ воздействия на ребенка. Выбор методов воспитания осуществляется в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом воспитательной среды, возрастом, индивидуально – типологических особенностей обучающихся, уровнем воспитанности конкретного ребенка и коллектива в целом. Метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностях ребенка и « его социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский). Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя. Характеризуя методы воспитания, нельзя не упомянуть прием воспитания. Это составная часть метода, один из его « кирпичиков»

    Педагогика  как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество  методов воспитания. Эта проблема в теории воспитания именуется классификация  методов воспитания. В основе любой  классификации методов воспитания лежит определенный критерий, т.е. главный  признак, основание, по которому методы группируются и обособляются.

    В педагогике существует многообразная  классификация методов воспитания.

    У Ю.К. Бабанского в основу классификации  положена концепция деятельности:

  1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;
  3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
  4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.
 
 
 
 
 
 
 
 

    Исходя  из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова предлагает следующие группы методов: [22-c.21]

  • методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды и представления, осуществляется оперативный обмен информацией – методы убеждения.
  • методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы – методы упражнения.
  • методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника – методы самооценки.

      Классификация методов воспитания.

Методы  формирования

сознания  личности 

Методы организации  деятельности

и формирования опыта

общественного поведения

Методы стимулирования

деятельности  и поведения 

Убеждение Педагогическое  требование Соревнование
Внушение Общественное  мнение Поощрение
Беседа Приучение Наказание
Лекция Упражнения Создание ситуации успеха
Дискуссия Поручения  
Метод примера Создание воспитывающих  ситуаций  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.5. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

     Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности.

     Для успеха воспитательной работы не менее  значим учет субъектного опыта воспитуемых. Под субъектным опытом в педагогической науке понимаются сложившееся отношения индивида к миру вещей и людей, к самому себе, направления активности, природный потенциал, приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, совокупность субъектных ценностей и потребностей. В необходимости изучать содержание субъектного опыта воспитанников, учитывать его во внешних воздействиях на личность состоит одна из основных специфических особенностей воспитания. [5-с.11]

     Воспитательная  работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному  воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности  воспитательной работы.

     Главным объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с социумом. В свою очередь отношения человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений.

     Воспитательная   работа призвана удовлетворять потребность  обучающихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с другими людьми, с обществом, со всем окружающим миром. Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.

     Повышение эффективности воспитательной работы предполагает формирование культуры оценочной  деятельности преподавателей и развернутость взаимооценочной деятельности воспитанников. Вовлеченность воспитуемых в самооценочную деятельность способствует их выходу на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития. Самовоспитание — это самостоятельная и активная творческая деятельность ученика. Задача воспитательной работы - сформировать положительную мотивацию, для включения в эту деятельность. Педагогическое управление воспитанием предполагает периодическое ознакомление обучающихся с научно-популярной литературой по вопросам самовоспитания, организацию самооценочной деятельности, ознакомление обучающихся с ее результатами, помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания.  [2-с.3] 

     1.5.1. САМОВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ

     Главной целью и результатом воспитательного  воздействия на личность является самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.

  Самовоспитание  представляет собой относительно самостоятельный  процесс, движущими силами которого выступают противоречия: а) между  требованиями, предъявляемыми к обучающимся, и их реальным поведением; б) между желанием изменить себя и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания.

Информация о работе Воспитательный процесс в СПО