Воспитательная система школы как среда творческого развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование создания воспитательной системы школы как среды творческого развития личности.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
 изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
 рассмотреть понятие воспитательной системы, среды творческого развития;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы творческого
развития личности в процессе воспитания………………………………..…5
1.1. Анализ основных понятий исследования в воспитательной системе.………………………………….…5
1.2. Педагогические условия развития творческих
способностей школьников………………………………..…..8
1.3. Понятие воспитательной системы школы как среды творческого развития школьников……………………………14

Глава II. Экспериментальное исследование развитие личности
и творческих способностей учащихся в процессе воспитания………..…..20
2.1. Методы диагностики творческих способностей учащихся……..…..…20
2.2. Система воспитательной работы школы с целью
творческого развития школьников……………………………………...…...24
2.3. Анализ и результаты исследования……………………………………..32
Заключение………………………………………………………………….…34
Список литературы………………………………………………………...….36
Приложение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

         Для того, чтобы удовлетворить  интерес и желание каждого  ученика, мы предложили  несколько  видов деятельности: каждый ученик  выбирает то, что ему нравится  или что он  умеет.

        Например. Конкурс «А ну-ка, девушки!

  1. КТД «Забота»:

    -У  бабушки в гостях.

    - Шефы  в детском саду.

    2) Зал мод:

  • Кружок кройки и шитья
  • Мода и мы.
  • Как быть всегда красивой?
  1. Конкурс «Золушка»:
  • Ах, этот бабушкин передник.
  • Заплети мне косичку!
  • Уголок хозяюшки.

    Конкурс «А ну-ка парни!»

  1. КТД «Мастерок»:

     -«Веселый рыболов»

  • «Помоги сестренке»
  1. Конкурсы: « Хозяйственные способности».
  • «Спокойной  ночи, малыши»
  • «Серенада для любимой»
  • «Веселый тур»

       В школе есть много учеников, обладающих оригинальными способностями к  самым различным видам деятельности, и в принципе эти способности можно развивать до сравнительно высокого уровня. Помочь детям «найти себя» - наша  главная задача. Находим такие формы работы, которые позволяют каждому ученику «попробовать» себя в различных видах деятельности, начиная с самого младшего возраста, со строгим учетом этих «проб». Учащиеся посещают различные кружки и объединения, например: «Юный столяр», «Мягкая игрушка», «Делаем сами, своими руками», вокальная группа «Веснушки», танцевальная группа и др.

         

       Диаграмма  2.

       А чтобы развитие задатков шло более  активно, предлагаем конкурсы:

    «Танцуй вместе с нами»; « Самый меткий»; «Выпечка»; «Конструктор»; «Ах, картофель»; «Ах прическа хороша, ведь с тобой я хороша»; « Мой кумир».

       Цель  этих конкурсов: формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

       В современных условиях назрела необходимость  пересмотра всех видов деятельности учащихся с позиции насыщения  их творческими моментами - внесение нового творческого содержания в трудовую, познавательную, художественно- эстетическую, физкультурно-оздоровительную, классно- обобщающую работу с детьми.

     Практика современной школы богата  разнообразием ярких форм групповой  духовной деятельности. Эти формы  не нуждаются в длительной  подготовке, они в основе своей  гуманистичны и по своей организации  очень просты. 

    2.3. Анализ и результаты  исследования 

    Для исследования результативности воспитательной системы школы повторно использован тест творческого мышления П. Торренса. 

    По  окончании развивающего этапа нами  был  проведен контрольный  эксперимент  определения  влияния  воспитательной системы   на динамику  способности  к  творческому  восприятию  у  детей  экспериментальной группы.

Ф.И.О. II этап
Гибкость Беглость Оригинальность Творческое  мышление
1 Бугакова А. 3 3 6 12
2 Волохов А. 3 3 6 12
3 Донченко С. 3 3 3 9
4 Ермоленко И. 2 3 1 6
5 Ивасенко П. 3 3 4 10
6 Клевина Т. 3 3 3 9
7 Кравцова С. 2 3 2 6
8 Пипенко К. 3 3 6 12
9 Рвачева Н. 3 3 4 10
10 Семеняков В. 3 3 1 7
11 Ушакова М. 3 3 3 9

 

    Результат исследования (экспериментальная группа)

                  Ф.И.О. Знак  разности

отметок

Гибкость Беглость Оригинальность Творческое  мышление
1 Бугакова А. 0 0 + +
2 Волохов А. 0 0 0 0
3 Донченко С. + 0 + +
4 Ермоленко И. + 0 - 0
5 Ивасенко П. + 0 - -
6 Клевина Т. + 0 + +
7 Кравцова С. 0 0 0 0
8 Пипенко К. 0 0 0 0
9 Рвачева Н. 0 0 - -
10 Семеняков В. + 0 + 0
11 Ушакова М. 0 0 + +

 
  Гибкость Беглость Оригинальность Творческое  мышление
«+» 8 0 7 9
«-» 0 0 5 2
«0» 9 17 5 6

 

    Тенденция роста творческой  активности  школьников экспериментальной группы говорит о  несомненном  позитивном  влиянии  данной воспитательной системы на эту активность.

    Выводы

    Что,  в  целом,  позволяет  нам  говорить,   что выдвинутая нами  гипотеза  подтвердилась,  и,  можно  говорить  о  том,  что проведенная нами воспитательная система  интенсифицирует рост  творческой активности у школьников. 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Проведенное исследование позволяет подтвердить  выдвинутую гипотезу и сделать следующие  выводы:

    1. В современных условиях сформированность  творческих способностей учащихся  приобретает особую значимость.

    2. Под системой воспитательной  работы, как правило, понимают  систему взаимосвязанных воспитательных  мероприятий (дел, акций), приводящих  к поставленной цели. Воспитательная  система - это упорядоченная целостная  совокупность компонентов, взаимодействие  и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

    3. Школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные.

    4. Воспитательные системы ставят  перед собой следующие задачи: способствовать проявлению и  росту творческих способностей  ребёнка, совершенствованию талантов  в искусстве, техническом и  декоративно-прикладном творчестве, формировать особое творческое пространство для самореализации ребёнка, развития и совершенствования его творческих возможностей с учётом предыдущего опыта и новых достижений.

    5. Творчество рассматривается как  универсальный механизм развития личности, обеспечивающей ее вхождение в мир культуры и освоение способа существования в современном мире.  Для реализации этой идеи создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству. Творчество должно пронизывать всю жизнедеятельность школьного коллектива.

    6. Современная педагогика уже не  сомневается в том, что учить  творчеству возможно. Вопрос, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения Процессы, происходящие извне и внутри образовательного учреждения, образуя культурно-образовательное пространство, максимально направлены на создание необходимых условий в школе для формирования личности учащегося. В связи с этим, в настоящее время, усиленно совершенствуются формы, методы и приемы индивидуальной работы со школьниками. Они направлены на развитие их творческих способностей и результатов личностных достижений.

    7. Воспитание творческих способностей  детей  будет эффективным лишь  в том случае, если оно будет  представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

    8. Результаты контрольного этапа эксперимента по осуществлению творческого развития личности  позволяют говорить об эффективности сформированной воспитательной системы.

    На  наш взгляд, именно воспитательная система школы способна стать основой для творческого развития личности школьника.. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

  1. Волков  И.П. Учим творчеству. – М., 1987.
  2. Воспитательная система класса. Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. - Псков, 1998.
  3. Воспитательная система школы / Сост. Н.Л. Селиванова. – М., 1989.
  4. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
  6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Селивановой Н.Л. – М., 1998.
  7. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. - Минск, 1995
  8. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 1996.
  9. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988
  10. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -  М.: Педагогика, 1991.
  11. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988
  12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
  13. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. – М., 1989
  14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000.
  15. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
  16. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993.
  17. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  18. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 2001.
  19. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2001
  20. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса / Е.Н. Степанов. – М., 2004.
  21. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой.- М.: Педагогическое общество России, 1999.
  22. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991.
  23. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998
  24. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001
  25. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. – М., – 2000.
  26. Эстетическое воспитание в школе: вопросы системного подхода. – М., 1980.

Информация о работе Воспитательная система школы как среда творческого развития личности