Воспитательная система школы как среда творческого развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование создания воспитательной системы школы как среды творческого развития личности.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
 изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
 рассмотреть понятие воспитательной системы, среды творческого развития;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы творческого
развития личности в процессе воспитания………………………………..…5
1.1. Анализ основных понятий исследования в воспитательной системе.………………………………….…5
1.2. Педагогические условия развития творческих
способностей школьников………………………………..…..8
1.3. Понятие воспитательной системы школы как среды творческого развития школьников……………………………14

Глава II. Экспериментальное исследование развитие личности
и творческих способностей учащихся в процессе воспитания………..…..20
2.1. Методы диагностики творческих способностей учащихся……..…..…20
2.2. Система воспитательной работы школы с целью
творческого развития школьников……………………………………...…...24
2.3. Анализ и результаты исследования……………………………………..32
Заключение………………………………………………………………….…34
Список литературы………………………………………………………...….36
Приложение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

    В научной литературе существует несколько  дефиниций, посредством которых  исследователи пытаются отразить сущность данного феномена. Так, Л.И. Новикова и ее коллеги Н.Л.Селиванова и  В.А. Караковский предлагают следующие дефиниции:

    "Воспитательная  система есть целостный социальный  организм, возникающий в процессе  взаимодействия основных компонентов  воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат"7.

    "Воспитательная  система - это развивающийся во  времени и пространстве комплекс  взаимосвязанных компонентов: целей,  ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы."8

    Петербургские исследователи И.А. Колесникова и  Е.Н. Барышников считают, что "воспитательная система отражает специфический  способ организации воспитательного  процесса на уровне конкретного учреждения".9

    Е.Н. Степанов полагает, что главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка, поэтому выделяет в дефиниции данное предназначение наряду с другими сущностными характеристиками воспитательной системы. На его взгляд, "воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся".10

    Ученые  называют также черты воспитательной системы, характерные для данного  социально-педагогического явления:

    - Воспитательная система - это  система социальная. Ее ядро - люди  и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.

    - Воспитательная система - это  система педагогическая. Ее функционирование  связано с реализацией целого  ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.

    - Воспитательная система - это  система ценностно-ориентированная.  Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности. В современной педагогической науке и практике взят курс на моделирование, построение и исследование воспитательных систем гуманистического типа.

    - Воспитательная система - это  система целостная. Нередко ее называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.

    - Воспитательная система - это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.

    - Воспитательная система - это  система целенаправленная. Ее невозможно  представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл.

    - Воспитательная система - это  система сложная и вероятностная.  Сложность воспитательной системы  обусловлена большим количеством  элементов и связей между ними, качественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов. Будущее сложных систем трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностный характер.

    - Воспитательная система - это  система саморазвивающаяся и  самоуправляемая. Внутри системы  скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке воспитательных процессов, выдвижению новых перспектив и т.д.

    В словаре приводится такая формулировка понятия воспитательной системы - «Воспитательная система – совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы. Разновидности воспитательной системы: традиционная (городская, сельская); воспитательные системы, организуемые на принципах коммунарской методики; воспитательные системы профильных учебных заведений (с углубленным изучением отдельных дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.); воспитательные системы школ-комплексов, сочетающих учебный труд с творчеством, компьютеризацию обучения с его гуманитаризацией, профессиональное обучение с досуговой деятельностью и т.д.»11.

    Воспитательная  система любого учреждения не задаётся извне, она является результатом сложного процесса саморазвития всего учреждения образования. Такой процесс неоднозначен, но суть его одна: движение от разрозненных действий к целостному саморегулирующему воспитывающему социальному организму, выработка таких форм жизнедеятельности, которые были бы наиболее приемлемы.

    Таким образом, важно четко представлять себе сущность и отличительные особенности понятий: воспитательная система, воспитательная система класса, воспитательная система школы (ВСШ). В эти понятия мы вкладываем следующий смысл:

    Воспитательная  система – система организации целостного педагогического процесса – целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в непрерывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система проявляет целостность.

    Воспитательная  система школы (ВСШ)– сложное психолого-социо-педагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Эта система открытая: она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, осваивая его, сама становится мощным средством социализации. Она имеет сложную структуру, состоит из компонентов, скрепленных системными связями, осуществляет соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком.

    Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.

    Воспитательная  система - это упорядоченная целостная  совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает  наличие у учреждения образования  способности целенаправленно и  эффективно содействовать развитию личности учащихся.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II. Экспериментальное исследование развитие личности и творческих способностей учащихся в процессе воспитания 

    2.1. Методы диагностики  творческих способностей  учащихся 

    Для оценивания таких показателей, как  творческое мышление и творческое воображение необходимо учитывать результаты психологического диагностирования, проведенного, например, с помощью методик Э.П. Торренса, Е. Туник.

    Таблица 1 — Система критериев развития творческих способностей
Критерии     Показатели  критерия     Методы  определения показателей
Творческое мышление Беглость  
Оригинальность  
Разработанность  
Сопротивление замыканию  
Абстрактность названия 
Тестирование  по методике Е. Торренса
Тестирование  по методике С.И. Гин
Творческое  воображение Продуктивность  
Умение работать с образами в пространстве
Тестирование  по методике Е.Е.Туник, анализ творческой деятельности учащихся по шкале “Фантазия” Г.С. Альтшуллера 
    Управляемость Анализ творческой деятельности учащихся
Применение  методов творчества Использование эвристических и алгоритмических методов творчества Анализ творческой деятельности учащихся

    Работа  с учащимися

    Работа  с учащимися предполагает два  направления деятельности: проведение диагностики и развивающих занятий. Для исследования творческих качеств  детей мы использовали следующие методики. Методика определения творческого развития, предложенная Торренсом (Приложение 1) (для выявления творчества учащихся, мы предлагаем использовать модифицированный субтест «Завершение рисунков» П. Торренса и для определения присутствия элементов творческого мышления предлагается использовать невербальный тест «Круги» Торренса, время исполнения задания не ограничено).

     Тесты Торренса предназначены для использования  в следующих целях:

    - исследование развития одаренности учащихся;

    - индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;

    - разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;

    - оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;

    - поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

     Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая  различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом.

     Все задания предназначены для детей  в возрасте от детского сада и до окончания школы. Мы провели тест в 5 классе.

     Определение уровня творческого мышления учащихся 5 класса

Ф.И.О. I этап
Гибкость Беглость Оригинальность Творческое  мышление
1 Бугакова А. 3 3 4 10
2 Волохов А. 3 3 6 12
3 Донченко С. 2 3 2 7
4 Ермоленко И. 1 3 2 6
5 Ивасенко П. 2 3 6 11
6 Клевина Т. 1 3 2 6
7 Кравцова С. 2 3 1 6
8 Пипенко К. 3 3 6 12
9 Рвачева Н. 3 3 5 11
10 Семеняков В. 2 3 2 7
11 Ушакова М. 3 3 2 8

Информация о работе Воспитательная система школы как среда творческого развития личности