Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:44, курсовая работа
Цель работы: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование создания воспитательной системы школы как среды творческого развития личности.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
рассмотреть понятие воспитательной системы, среды творческого развития;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы творческого
развития личности в процессе воспитания………………………………..…5
1.1. Анализ основных понятий исследования в воспитательной системе.………………………………….…5
1.2. Педагогические условия развития творческих
способностей школьников………………………………..…..8
1.3. Понятие воспитательной системы школы как среды творческого развития школьников……………………………14
Глава II. Экспериментальное исследование развитие личности
и творческих способностей учащихся в процессе воспитания………..…..20
2.1. Методы диагностики творческих способностей учащихся……..…..…20
2.2. Система воспитательной работы школы с целью
творческого развития школьников……………………………………...…...24
2.3. Анализ и результаты исследования……………………………………..32
Заключение………………………………………………………………….…34
Список литературы………………………………………………………...….36
Приложение…………………………………………………
В научной литературе существует несколько дефиниций, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность данного феномена. Так, Л.И. Новикова и ее коллеги Н.Л.Селиванова и В.А. Караковский предлагают следующие дефиниции:
"Воспитательная
система есть целостный
"Воспитательная
система - это развивающийся во
времени и пространстве
Петербургские исследователи И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников считают, что "воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения".9
Е.Н. Степанов полагает, что главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка, поэтому выделяет в дефиниции данное предназначение наряду с другими сущностными характеристиками воспитательной системы. На его взгляд, "воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся".10
Ученые
называют также черты воспитательной
системы, характерные для данного
социально-педагогического
- Воспитательная система - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.
- Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.
-
Воспитательная система - это
система ценностно-
- Воспитательная система - это система целостная. Нередко ее называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.
- Воспитательная система - это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.
- Воспитательная система - это система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл.
-
Воспитательная система - это
система сложная и
-
Воспитательная система - это
система саморазвивающаяся и
самоуправляемая. Внутри
В словаре приводится такая формулировка понятия воспитательной системы - «Воспитательная система – совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы. Разновидности воспитательной системы: традиционная (городская, сельская); воспитательные системы, организуемые на принципах коммунарской методики; воспитательные системы профильных учебных заведений (с углубленным изучением отдельных дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.); воспитательные системы школ-комплексов, сочетающих учебный труд с творчеством, компьютеризацию обучения с его гуманитаризацией, профессиональное обучение с досуговой деятельностью и т.д.»11.
Воспитательная система любого учреждения не задаётся извне, она является результатом сложного процесса саморазвития всего учреждения образования. Такой процесс неоднозначен, но суть его одна: движение от разрозненных действий к целостному саморегулирующему воспитывающему социальному организму, выработка таких форм жизнедеятельности, которые были бы наиболее приемлемы.
Таким образом, важно четко представлять себе сущность и отличительные особенности понятий: воспитательная система, воспитательная система класса, воспитательная система школы (ВСШ). В эти понятия мы вкладываем следующий смысл:
Воспитательная система – система организации целостного педагогического процесса – целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в непрерывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система проявляет целостность.
Воспитательная система школы (ВСШ)– сложное психолого-социо-педагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Эта система открытая: она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, осваивая его, сама становится мощным средством социализации. Она имеет сложную структуру, состоит из компонентов, скрепленных системными связями, осуществляет соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком.
Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.
Воспитательная
система - это упорядоченная целостная
совокупность компонентов, взаимодействие
и интеграция которых обуславливает
наличие у учреждения образования
способности целенаправленно и
эффективно содействовать развитию
личности учащихся.
Глава
II. Экспериментальное
исследование развитие
личности и творческих
способностей учащихся
в процессе воспитания
2.1.
Методы диагностики
творческих способностей
учащихся
Для оценивания таких показателей, как творческое мышление и творческое воображение необходимо учитывать результаты психологического диагностирования, проведенного, например, с помощью методик Э.П. Торренса, Е. Туник.
Критерии | Показатели критерия | Методы определения показателей |
Творческое мышление | Беглость Оригинальность Разработанность Сопротивление замыканию Абстрактность названия |
Тестирование по методике Е. Торренса |
Тестирование по методике С.И. Гин | ||
Творческое воображение | Продуктивность Умение работать с образами в пространстве |
Тестирование по методике Е.Е.Туник, анализ творческой деятельности учащихся по шкале “Фантазия” Г.С. Альтшуллера |
Управляемость | Анализ творческой деятельности учащихся | |
Применение методов творчества | Использование эвристических и алгоритмических методов творчества | Анализ творческой деятельности учащихся |
Работа
с учащимися предполагает два
направления деятельности: проведение
диагностики и развивающих
Тесты
Торренса предназначены для
- исследование развития одаренности учащихся;
- индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;
- разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;
- оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;
- поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.
Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом.
Все
задания предназначены для
Определение уровня творческого мышления учащихся 5 класса
№ | Ф.И.О. | I этап | |||
Гибкость | Беглость | Оригинальность | Творческое мышление | ||
1 | Бугакова А. | 3 | 3 | 4 | 10 |
2 | Волохов А. | 3 | 3 | 6 | 12 |
3 | Донченко С. | 2 | 3 | 2 | 7 |
4 | Ермоленко И. | 1 | 3 | 2 | 6 |
5 | Ивасенко П. | 2 | 3 | 6 | 11 |
6 | Клевина Т. | 1 | 3 | 2 | 6 |
7 | Кравцова С. | 2 | 3 | 1 | 6 |
8 | Пипенко К. | 3 | 3 | 6 | 12 |
9 | Рвачева Н. | 3 | 3 | 5 | 11 |
10 | Семеняков В. | 2 | 3 | 2 | 7 |
11 | Ушакова М. | 3 | 3 | 2 | 8 |
Информация о работе Воспитательная система школы как среда творческого развития личности