Воспитательная система школы как среда творческого развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование создания воспитательной системы школы как среды творческого развития личности.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
 изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
 рассмотреть понятие воспитательной системы, среды творческого развития;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы творческого
развития личности в процессе воспитания………………………………..…5
1.1. Анализ основных понятий исследования в воспитательной системе.………………………………….…5
1.2. Педагогические условия развития творческих
способностей школьников………………………………..…..8
1.3. Понятие воспитательной системы школы как среды творческого развития школьников……………………………14

Глава II. Экспериментальное исследование развитие личности
и творческих способностей учащихся в процессе воспитания………..…..20
2.1. Методы диагностики творческих способностей учащихся……..…..…20
2.2. Система воспитательной работы школы с целью
творческого развития школьников……………………………………...…...24
2.3. Анализ и результаты исследования……………………………………..32
Заключение………………………………………………………………….…34
Список литературы………………………………………………………...….36
Приложение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

    Работа  с родителями

    На  родительском собрании было сделано сообщение о важности и необходимости развития творческих способностей детей. Психолог оказал родителям необходимую помощь, дав им ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности, материал излагался доступно.

    Работа  с педагогами

    Наиболее  полное раскрытие потенциала творческих детей составляет актуальную задачу современного образования. Психологические исследования продемонстрировали сложность и многоуровневость феномена творчества, зависимость его развития от условий воспитания и обучения детей.

    Содержание  программ обучения для развития творчества должно быть основано на: 1) изучении основополагающих тем; 2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; 3) использовании принципа междисциплинарности; 4) рассмотрении задач «открытого типа», т.е. не имеющих единственного и окончательного решения; 5) соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.

    Методы  обучения должны развивать продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно-логического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.

    Важнейшим условием развития творческой личности является взаимодействие детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии: безоценочность, принятие других, психологическая безопасность и поддержка. Усилия педагогов должны быть направлены на то, что бы продемонстрировать детям широкий веер индивидуальных различий и оказать поддержку этим различиям и показать самоценность каждой личности. В результате дети приходят к осознанию собственной индивидуальности и её отличия от индивидуальности других людей. Необходимо создавать детям условия и возможности для эмоционального самовыражения, когда дети используют такие способы, которыми они никогда не пользовались и которые не моли им предложить ни родители, ни учителя. 
 
 

    2.2. Система воспитательной  работы школы с  целью творческого развития 

    На  базе Валуевской средней школы была создана воспитательная система.

    Цель  воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.

    Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

        - изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;

        - воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);

        - воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;

        - создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;

        - развивать творческую деятельность через коллективную творческую деятельность.

    Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы школы, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

    

    Диаграмма 1 

    Приоритетным  видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.

    Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.

    Органы  самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.

    Соуправление. Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года провели классные собрания, которые были посвящены:

  • выбору актива класса (капитан, завуч, главный дежурный, главный редактор);
  • созданию законов класса;
  • распределению поручений (стилист, библиотекарь, цветовод, физорг)

    Каждый  четверг актив класса представляет отчет о проделанной работе за неделю.

    Основные  направления воспитательной работы.

    Выбор направлений воспитательной работы в школе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

    Проблема  развития творческих способностей учащихся актуальна в современной педагогической науке. Социально – экономические изменения в обществе, произошедшие за последние годы, негативно повлияли не только на духовное и физическое здоровье подрастающего поколения, но и на развитие их творческих способностей. Так как духовное и физическое здоровье детей связано воспитанием всесторонне и гармонично развитой личности. Этим фактором был обусловлен выбор направления – развитие творческих способностей учащихся. Вышеизложенная проблема будет решена при условии, что цели и содержание образования, используемые методы, средства и организационные формы обучения, педагогические технологии будут ориентированы на формирование познавательных, творческих способностей учащихся. Это предполагает формирование основных черт интеллектуальной и творческой деятельности и нацелена на развитие:

    – интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе творческих мастерских и научного общества учащихся;

    – индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих творческих кружков;

    – способностей детей в прикладных видах творчества и искусства (народные промыслы, прикладные компьютерные программы, видео и пр.).

    Воспитательная  система школы, направленная на  творческое развитие учащихся была создана поэтапно.

    Этапы построения воспитательной системы  школы как среды творческого развития личности

    I — проектно-мобилизационный

    - Разработка проектного замысла образовательной системы комплекса, ознакомление с его идеями педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров.

    - Установление договорных отношений между школой и ее социальными партнерами.

    - Разработка программы формирования культурно-образовательного пространства.

    - Создание творческих лабораторий учителей по разработке и апробации форм и способов индивидуальностно-ориентированного педагогического взаимодействия.

    - Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективности функционирования воспитательной системы.

    II— поисково-преобразовательный

    - Разработка временного положения о комплексе.

    - Реализация программы совместных действий по формированию культурно-образовательного пространства волости.

    - Организация постоянно действующего психолого-педагогического семинара учителей «Развитие творческих способностей учащихся в процессе воспитания».

    - Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений.

   - Освоение и использование педагогами в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию индивидуальности сельских детей.

    - Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров. " Обновление нормативно-правовой базы функционирования образовательного учреждения

    III — рефлексивно-обобщающий

   -  Осуществление коллективной рефлексии  в сообществе педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров  процесса и результатов деятельности  по построению воспитательной системы школы.

   -  Внешняя экспертиза результатов  инновационной деятельности.

      -  Определение перспектив дальнейшего развития

    Свою  воспитательную работу мы  построили  по  тематическим периодам. Каждый из них посвящен теме комплексного воспитательного значения, т. е. теме, которая дает возможность решить задачи идейно- политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Каждый период воспитательного процесса имеет свою тему:

  • Здравствуй,  школа!
  • Золотая осень.
  • Снежная фантазия.
  • Салют защитникам Родины
  • Веснянка.
  • Спортландия
  • Никто не забыт, ничто не забыто!

       Каждый  тематический период начинается с коллективного  планирования. Каждый класс получает задание - подумать, что интересного  и полезного для себя и для  других можно сделать в этот период. После  коллективного обсуждения 1-2  предложения от класса выносятся на совет. Каждое из предложений строится по плану: «Что и для кого сделаем? Кому это принесет радость и пользу? Когда сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет отвечать за выступление?»

       Самое важное в коллективном планировании - развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить – и жить с пользой  и радостью!

       Каждое  проведенное коллективное дело обсуждается  на совете дружины: Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше  и как? Что надо учесть на будущее? С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное.

       Такая методика проведения коллективных мероприятий  складывалась не сразу, она результат  становления коллектива и одновременно критерий его становления и возникает  только тогда, когда у ребят появляется вкус к коллективному творчеству.

       Для творческого развития личности учащихся были использованы различные формы:  совместные праздники: Праздник Первого звонка, Осенний бал, ярмарки «Дары осени»,  «Широкая масленица. Цель этих праздников - развитие творческого воображения учащихся, привитие художественного чутья к природному материалу и его использование в творческих целях.

         Народные произведения с их  щедрой фантазией и поэтическим  видением мира близки и понятны  детям. Выставки детских работ  и коллективное обсуждение повышают интерес и творческую активность учащихся.

       Для того чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию - процесс, требующий выбора оптимальных  методов, средств и форм обучения и воспитания.        

Информация о работе Воспитательная система школы как среда творческого развития личности