Воспитательная система школы как среда творческого развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование создания воспитательной системы школы как среды творческого развития личности.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
 изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
 рассмотреть понятие воспитательной системы, среды творческого развития;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы творческого
развития личности в процессе воспитания………………………………..…5
1.1. Анализ основных понятий исследования в воспитательной системе.………………………………….…5
1.2. Педагогические условия развития творческих
способностей школьников………………………………..…..8
1.3. Понятие воспитательной системы школы как среды творческого развития школьников……………………………14

Глава II. Экспериментальное исследование развитие личности
и творческих способностей учащихся в процессе воспитания………..…..20
2.1. Методы диагностики творческих способностей учащихся……..…..…20
2.2. Система воспитательной работы школы с целью
творческого развития школьников……………………………………...…...24
2.3. Анализ и результаты исследования……………………………………..32
Заключение………………………………………………………………….…34
Список литературы………………………………………………………...….36
Приложение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 292.50 Кб (Скачать)
    
    1. Педагогические  условия развития творческих способностей школьников
 

    Исследования  творческого мышления стали расширяться  во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

    Гибкость  ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

    Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы.

    Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.

    Помощь  взрослых и, в частности, педагога заключается  в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться:

    - удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил;

    - видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) — так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память;

    - мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

    Этих  трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться:

    - владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

    - создавать «законченную вещь», то есть произведение.

    Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой  или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

  • смотреть, чтобы увидеть красоту;
  • слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
  • почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
  • говорить так, чтобы тебя услышали;
  • быть самим собой;
  • трудиться творчески;
  • творить вдохновенно.

    Современная педагогика уже не сомневается в  том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения4.

    Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов»5.

    Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей школьников:

  • творческое мышление,
  • творческое воображение,
  • применение методов организации творческой деятельности.

    Для развития творческого мышления и  творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

    • преодоление психологической инерции мышления;
    • оценивание оригинальности решения;
    • сужение поля поиска решения;
    • фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
    • мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

    Названные умения составляют основу способности  системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного  воображения.

    Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

    Процессы, происходящие извне и внутри образовательного учреждения, образуя культурно-образовательное  пространство, максимально направлены на создание необходимых условий в школе для формирования личности учащегося. В связи с этим, в настоящее время, усиленно совершенствуются формы, методы и приемы индивидуальной работы со школьниками. Они направлены на развитие их творческих способностей и результатов личностных достижений.

    Полноценное развитие возможно только при взаимодействии с миром, обществом, другими людьми, поэтому для школьника такой средой общения выступает, прежде всего, классный коллектив.

    В связи с этим, появляются новые  подходы, и технологии по созданию целостных  моделей воспитательных систем не только школы в целом, но и класса в отдельности. Все они направлены на работу в классном коллективе с конкретной возрастной категорией, по сплочению школьников в единую ячейку партнеров и единомышленников.

    Для формирования активной творческой позиции  нужны как минимум шесть качеств:

    1. Наличие достойной цели - новой (или недостигнутой), значительной, общественно-полезной.
    2. Умение программировать достижение поставленной цели.
    3. Большая работоспособность по выполнению намеченных планов.
    4. Умение решать творческие задачи в выбранной области, владение техникой преодоления противоречий на пути к цели.
    5. Готовность «держать удар»: отстаивать свои идеи, выносить непризнание, непонимание.
    6. Результативность: на пути к конечной цели должны регулярно вырабатываться промежуточные результаты.

    Практический опыт показывает, что, безусловно, создание воспитательной системы школы является важным фактором повышения личностного роста учащегося как главного субъекта образования России.

    Обеспечение условий для удовлетворения базовых  потребностей и интересов детей — это системообразующий фактор в становлении и функционировании системы обучения и воспитания.

    Дети  дошкольного и младшего школьного  возраста вовлекаются взрослыми  и старшеклассниками в разнообразные виды деятельности, позволяющие приобрести первый опыт социальной активности, освоить азбуку построения индивидуальных и совместных действий, научиться приносить пользу себе и окружающим, сформировать первичные представления о сильных и слабых сторонах своей личности.

    Для подростков организуется работа воспитательных центров. Организуется годовой цикл традиционных праздников, участие в которых позволяет им проявить и развить свои креативные способности, удовлетворить потребности в общении, уважении и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений.

    Старшеклассникам  необходимо предоставлять возможность совершить социальные пробы с целью личностного и профессионального самоопределения, самореализации и самоутверждения. Обеспечивая условия для удовлетворения базовых потребностей и интересов детей, учителя и другие взрослые используют индивидуальностно-ориентированные формы и способы педагогического взаимодействия.

    Если  соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.

      «Разрыв во времени между моментом  созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей»6. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей. 

    Воспитание  творческих способностей детей  будет  эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.  

    
    1. Понятие воспитательной системы  школы как среды творческого развития учащихся
 

    В современных условиях жизни общества воспитание подрастающих поколений должно стать главным социальным и государственным приоритетом.

    В последние годы в педагогику вошло  понятие "школьная воспитательная система". Его появление обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте, технике. В 1970 г. на страницах журнала "Советская педагогика" появились первые научные публикации Ф.Ф.Королева, В.Т. Куракина и Л.И. Новиковой о применении системного подхода в педагогических исследованиях и воспитательной работе. Первая небольшая брошюра "Воспитательная система школы: проблемы и поиски", посвященная рассмотрению этого понятия и воспитательной системы как феномена педагогической действительности вышла в издательстве "Знание" в 1989 году. Последующие годы разработки теории воспитательных систем показали плодотворность, актуальность ее идей.

    Благодаря исследованиям Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, ЕВ. Бондаревской, З.И. Васильевой, Б.3. Вульфова, А В. Гавилина, О С. Газмана, О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С Мануйлова, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, Л.А. Пиковой, В.Л. Полукарова, С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркина, Е.Н.Степанова, Ю.П. Сокольникова, Н.М.Таланчука и др. созданы теоретические и методические основы воспитательных систем, что позволило значительно обогатить педагогику новыми знаниями о системной природе и сущности воспитательного процесса, его компонентах и структуре, закономерностях построения, управления и преобразования, путях и способах развивающего влияния на личность ребенка.

Информация о работе Воспитательная система школы как среда творческого развития личности