Воспитании гуманности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А.Пеньевской, A.M.Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой, Л.П.Стрелковой, А.Д.Кошелевой, И.В.Княжиной, Т. В. Черник и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность формирования у дошкольников гуманного отношения к людям: воспитание сопереживания, сочувствия, эмпатии, отзывчивости и доброты…………………………………………………………………………… 4
2. Методика воспитания гуманности у детей разных возрастных групп детского сада……………………………………………………………………..11
3. Программа «Дружные ребята» (Р.С. Буре и др.) о воспитании гуманности у дошкольников……………………………………………………………………14
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..18
Пословицы и поговорки, используемые в воспитании гуманности
у детей дошкольного возраста………………………………………………….18
Подборка игр и проблемных ситуаций, используемых в воспитании гуманности у детей дошкольного возраста……………………………………20
Конспект занятия. Тема: "Добрым быть совсем непросто"…………………..30
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

дошкольники.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Цель: воспитать внимательное, доброжелательное отношение к людям; сформировать готовность оказать помощь другому человеку в сложной ситу­ации.

Содержание и методика:

Дети катались с горки. У Иры развязался шнурок на сапожке. Она наступила на него и чуть не упала. Хотела завязать шнурок, но большая шуба мешала ей, а пальцы замерзли и не слушались. Подошел маль­чик, завязал ей шнурок и побежал.

—  Спасибо, — крикнула ему вслед Ира.

—  Ничего не стоит, — махнул рукой мальчик.

Педагог спрашивает ребят, приходилось ли им помогать незнакомой девочке или мальчику?

Педагог подводит ребят к выводу, что даже когда к тебе не об­ращаются за помощью, нужно ее предложить. Неважно, что мальчик был незнаком с Ирой. Он поступил правильно, как хороший человек, как настоящий мужчина.

 

                  Проблемная ситуация "В гостях у Лялиной мамы"

Цель: научить детей соблюдать общепринятые правила поведения по отношению ко взрослым.

Содержание и методика:

К Лялиной маме зашла поговорить знакомая, но девочка все время отвлекала ее просьбами, вмешивалась в разговор взрослых со своими суждениями.

Воспитатель спрашивает, хорошо ли вела себя Ляля? Как она долж­на была себя вести? А что делаете вы, когда взрослые разговаривают?

Что непременно нужно сказать, если необходимо перебить чей-то раз­говор по неотложному делу?

Воспитатель подводит итог обсуждению: нельзя перебивать разго­вор взрослых. Неприлично мешать своим поведением другим. Если все-таки нужно что-то срочно сказать или спросить, следует извинить­ся: "Простите, пожалуйста. Мама, можно мне сходить к Гале?"

 

Проблемная ситуации "Случай возле песочницы"

Цель: воспитать навыки культуры поведения, понимание необходимос­ти соблюдения социальных норм поведения.

Содержание и методика:

Девочки делали куличи из песка и раскладывали их на скамейке. После игры они разошлись, а куличи так и остались.

К песочнице пришла женщина с малышом, но сесть ей было некуда. Вокруг скамейки валялись обертки от конфет, шелуха от семечек, кос­точки от ягод. Женщине с ребенком пришлось уйти.

Воспитатель выясняет, что думают дети об этом случае? Что девочки делали не так, когда играли? Как должны были поступить девочки?

После обсуждения все приходят к выводу, что на скамейках нельзя играть с песком, землей, водой. Скамейки предназначены для того, чтобы на них могли сидеть люди, не опасаясь испачкать одежду. Нельзя мусо­рить и оставлять после себя беспорядок. Следует помнить, что ежед­невно все вокруг убирают дворники. Это они следят, чтобы на детских площадках было чисто. Нужно с уважением относиться к их труду. Каждый должен стремиться поддерживать чистоту и порядок.

 

Проблемная ситуация "Чужая заколка"

Цель: сформировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, желание и стремление соблюдать их в повседневном обще­нии с окружающими.

Содержание и методика:

Римма была у Оксаны. Ей понравилась Оксанина заколка для во­лос, и она положила ее себе в карман, когда в комнате никого не было.

Можно ли поступать так, как сделала Римма? А случается ли, что вы из детского сада уносите игрушки, которые вам нравятся, и забыва­ете возвращать их?

В заключение нужно сказать детям, что нельзя брать чужое без раз­решения. Выпрашивать чьи-то вещи тоже нехорошо. Нужно обходиться тем, что у тебя есть.

 

 

Проблемная ситуация "Конфеты для Жанны?"

Цель: сформировать навыки социального поведения; развить чувство доброты, щедрости, желание делать приятное другому человеку.

Содержание и методика:

Жанна принесла в детский сад конфеты, но никого не угощала. Весь день ела их сама.

Воспитатель предлагает детям сказать, что они думают о такой де­вочке? Как должна была поступить Жанна?

Дети делают вывод: если ты не хочешь делиться лакомством с дру­гими, то ешь его одна, когда этого никто не видит.

 

Проблемная ситуация "Когда Даша упала"

Цель: побудить детей к активному проявлению отзывчивости: оказать помощь, утешить, пожалеть, разделить переживаемые чувства; воспитать чувство благодарности за оказанную помощь.

Содержание и методика:

Даша споткнулась и упала. Нелли засмеялась, а Маша и Оля помог­ли ей подняться.

Педагог просит детей оценить поступки девочек. Почему засмеялась Нелли? Хорошо ли это? Правильно ли поступили Маша и Оля?

Дети делают вывод: нельзя смеяться, когда кому-то плохо. Надо по­мочь. А если помогли тебе, не забудь поблагодарить. [ 4, С. 47-55 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

Тема: "Добрым быть совсем непросто"

Программное содержание: воспитать дружелюбное отношение друг к другу, отзывчивость, доброту, желание любить, помогать; развить эсте­тическое восприятие и художественные способности.

Ход занятия

Дети подходят к воспитателю.

 

—   Дети, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас хорошее. (Да.) Хотите, я отгадаю, почему? (Хотим.)

—   Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы дружите друг с другом. И от этого вам хорошо и радостно, у всех —

хорошее настроение. А кто такие друзья? (Дети,которые вместе играют, делятся угощением, не обижают друг друга, помогают друг другу.)

—  Давайте покажем, какие мы все друзья, сделаем "Цветок Друж­бы", (Дети соединяют вместе и поднимают вверх руки.)

— А сколько друзей можно иметь? (Одного, два, три, много.)

-— А что лучше, когда один друг иди много друзей? (Лучше когда много.)

—              А можно, чтобы вся группа детей была друзьями? (Молено.)
—Дети, а как вы думаете, только дети могут быть друзьями? А взро­слые могут быть друзьями? (Могут.)

—              Правильно, вы все мои друзья (обнимает детей), и я ваш взрос­лый друг.

— А друзья помогают друг другу? (Да.) Ну, а если вы все мои дру­зья, то, я думаю, вы сделаете доброе дело, поможете мне навести поря­док в группе? (Поможем.)

—              Давайте сначала посмотрим на наш внешний вид, все ли в поряд­ке? (Не застегнут сандалик.) Кто сделает доброе дело и поможет за­
стегнуть. (Помогают.)

—              Внешний вид у нас в порядке, а теперь посмотрим, в порядке ли
у нас игрушки. Что-то случилось у наших игрушек, они заболели. Вот
машина лежит. Все с ней в порядке? (Нет.) Почему? (Не хватает одно­
го колеса.) Давайте построим. (Строят, ставят в гараж.) А вот и зай­ка, Как вы думаете, какое у него настроение: веселое или грустное? (Гру­стное.) Почему? (У него "болит" лапка.) Зайка шел лесной дорожкой,
наколол о ветку ножку, сел на пенек и плачет: "Ой, ой, ой, как пойду
теперь домой?" Как мы будем лечить зайку? (Надо забинтовать лапку.)
(Забинтовывают зайке лапку, отправляют его в больницу.) Мы помог­
ли игрушкам, сделали доброе дело. Мы им нужны, и они нужны нам.

—  А это что здесь разбросано? Давайте соберем. Что у нас полу­чилось? (Наша Республика Беларусь.) А мы с вами кто? (Белорусы.) (Кладут на место.)

—  Что еще в нашей группе не в порядке? (Мусор разбросан.) (Со­бирают.) Кому мы сделали доброе дело? (Помощнику воспитателя, потому что у нее много работы.)

—  А все ли в порядке в уголке природы? (Не полит цветок.) Какое доброе дело мы можем сделать для цветка? (Полить его.)

В горшочке — цветок,

Его листья повисли

Грустит он..,

О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!...

И дождик струиться из лейки твоей.

Вот и для цветка, мы сегодня сделали доброе дело, ведь без нашей заботы, он не будет расти и цвести.

—              Дети, какие у вас трудолюбивые руки. Они сегодня сделали мно­го добрых дел. Дети, а вам самим приятно, когда вы делаете доброе
дело? (Да. Очень приятно.) Но можно было бы пройти мимо и ничего
не заметить. Что вам подсказывает обратить внимание на трудную ситу­ацию и сделать доброе дело? (Сердце подсказывает.) Значит, у вас доб­рое сердце.

Воспитатель любуется детьми, хвалит их за то, что они такие друж­ные, добрые, любят все окружающее.

—  Когда сердце совершает доброе дело, в нем расцветает прекрасный цветочек. Сердце становится таким замечательным. Давайте украсим свои сердца прекрасными цветами. (Во время работы воспитатель спрашивает, какие добрые дела каждый из них совершил.)

—  Эти сердечки мы повесим на тесьму, как кулон, и будем носить в группе, радуясь своему доброму сердцу. [ 4, С. 59-61 ]

 

                             Список использованной литературы

 

1.              Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко. – М.: Просвещение, 1988. – 415с.

2.              Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре,

     М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141с.

3. Виноградова А.М. Воспитание сочувствия // Воспитание нравственных

    чувств у старших дошкольников / под ред. А.М.Виноградовой. М., 1989.

     — 96с.

4. Зайцева Н. В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семь в    воспитании гуманности у детей: Пособие для педагогов    дошк.   учреждений / II. В. Зайцева, Л. М. Подолинская. — Мозырь: ООО ИД "Белый Ветер",2003. —90[2]c.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия,      2001. – 416 с.

6.              Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, Зао Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.

7.              Пономаренко Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. -С. 10-14.

8.              Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т.С. Комаровой. - М., 1983. – 120 с.

9.              Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет – М., 2003 – 230 с.

10.              Сергеичева Г.Г. Методические и дидактические материалы по гуманистическому воспитанию детей – Мозырь, 2003 – 96 с.

 

 

3

 



Информация о работе Воспитании гуманности у детей дошкольного возраста