Воспитании гуманности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А.Пеньевской, A.M.Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой, Л.П.Стрелковой, А.Д.Кошелевой, И.В.Княжиной, Т. В. Черник и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность формирования у дошкольников гуманного отношения к людям: воспитание сопереживания, сочувствия, эмпатии, отзывчивости и доброты…………………………………………………………………………… 4
2. Методика воспитания гуманности у детей разных возрастных групп детского сада……………………………………………………………………..11
3. Программа «Дружные ребята» (Р.С. Буре и др.) о воспитании гуманности у дошкольников……………………………………………………………………14
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..18
Пословицы и поговорки, используемые в воспитании гуманности
у детей дошкольного возраста………………………………………………….18
Подборка игр и проблемных ситуаций, используемых в воспитании гуманности у детей дошкольного возраста……………………………………20
Конспект занятия. Тема: "Добрым быть совсем непросто"…………………..30
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

дошкольники.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

                           ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

 

Пословицы и поговорки, используемые в воспитании гуманности

у детей дошкольного возраста

1. За чужим погонишься - свое потеряешь.

2. На чужой каравай рот не разевай.

3. Не зарься на чужое, свое береги.

4.      Много желать — добра не видать.

5.      Будь прям, не упрям.

6. Худой мир лучше доброй ссоры.

7.      Глупые ссорятся, а умные договариваются.

8.      Не спеши языком, спеши делом.

9.      Хвались, да не поперхнись.

10. Не дели шкуру не убитого медведя.

11. Кто в горе руки опускает, тот и счастья не узнает.

12. Всему свое время.

13. Делу время, а потехе час.

15. Не живи чужим умом, а живи своим разумом.

16. Речи как снег, а дела как сажа.

17. Была бы охота, заладится любая работа.

18. Кто ищет, тот всегда найдет.

19. Чего не поищешь, того и не сыщешь.

20. Терпение и труд все перетрут.

21. Слезами горю не поможешь.

22. Кто духом пал, тот и пропал.

23. Доброе век не забудется.

24. Без друга в жизни туго.

25. За добро плати добром.

26. Как аукнется, так и откликнется.

27. От добра добра не ищут.

28. Не было бы зла, да зависть нанесла.

29. Не задирай носа — споткнешься.

30. Один раз соврешь — другой не поверят. [ 4, С. 46-47 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Подборка игр и проблемных ситуаций, используемых в воспитании гуманности у детей дошкольного возраста

Игра "Хорошо — плохо"

Цель: научить детей анализировать собственное поведение и поступки других; сформировать навыки гуманного поведения, позицию ненасилия.

Содержание и методика:

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо.

Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие по­ступки — фишки красного цвета, плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны под­нять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Примерный перечень детских поступков для игры:

Плохие              Хорошие

1) порвал блузку;              1) защитил слабого;

2) обидел друга;              2) проведал больного друга;

3) поссорился с мамой;              3) обогрел и накормил бездомного

4) толкнул ногой щенка;              котенка;

5) ударил котенка;              4) помог младшей сестре одеться

6) разрушил птичье гнездо.              и др.

 

Игра "По кочкам"

Цель: научить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуаци­ях; познакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; сформировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.

Содержание и методика:

Воспитатель предлагает поиграть в капризных лягушек. Подушки раскладывают на полу на расстоянии, которое можно с некоторым уси­лием преодолеть в прыжке. Играющие — лягушки, живущие на боло­те. Вместе на одной кочке капризным "лягушкам" тесно. Они запрыги­вают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".

Взрослый тоже "прыгает по кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьезного конфликта, он "подскакивает" и помогает найти выход.

Перед началом игры взрослый может поупражняться с детьми в инто­национном произношении фразы "Ква-ква, подвинься!"

 

Игра "Тень"

Цепь:, воспитать внимательное отношение к другим людям, умение по­нимать состояние другого человека.

Содержание и методика:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру "Тень", но не для того, чтобы научиться с нею дружить, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям.

Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой — роль его тени.

Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.

 

Игра "Угадай настроение"

Цель: научить детей понимать эмоции, чувства и настроения, пережи­ваемые другими; воспитать способность к сочувствию, сопереживанию, эмпатии.

Содержание и методика:

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т. п.). После определения "настроения" каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет на­строение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктог­рамму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выб­ранные картинки.

При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

 

 

 

Игра "Вежливый — невежливый"

Цель: воспитать у детей стремление соблюдать правила общения со сверст­никами и взрослыми, основанные на уважении и доброжелательности.

Содержание и методика:

Дети встают в круг, Если то, что говорит педагог, хорошо, вежливо — надо хлопнуть в ладоши, если плохо, невежливо — топнуть ногами. Поздороваться при встрече (хлопают). Толкнуть и не извиниться (топают). Уходя, попрощаться (хлопают). Перебивать говорящего (топают). Кричать в помещении (топают).

Поблагодарить за помощь (хлопают).

Отнять игрушку у малыша (топают).

Поднять упавшую вещь (хлопают).

Пропустить старшего в дверях (хлопают).

Уступить место пожилому человеку в транспорте (хлопают).

 

Игра "И я"

Цель: сформировать у детей понимание необходимости и желание вы­полнять нормы и правила гуманного поведения.

Содержание и методика;

Педагог называет какое-то действие, поступок. Если дело, поступок добрые — дети должны сказать: "И я". Если недобрые — дети молчат.

Я убираю свои игрушки (и я).

Я каждый день поливаю цветы (и я).

Я разбрасываю свои вещи   (—).

Я помогаю маме (и я).

Я играю с младшей сестренкой (и я).

Я дергаю кошку за хвост (—).

Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку (и я).

Я отнимаю у малышей игрушки (—).

Я не шумлю, когда мама отдыхает (м я).

Можно предложить каждому из детей самому задать по одному воп­росу остальным.

 

Игра "Маленький художник"

Цель: воспитать внимательное, доброжелательное отношение к сверст­никам.

Содержание и методика:

Вариант 1. Один из участников — "художник". Он задумал нарисо­вать портрет друга. Он внимательно смотрит, выбирает "натуру", затем поворачивается спиной к ребятам и начинает "рисовать", т. е. дает сло­весный портрет-. Остальные должны определить, кто был его моделью.

Вариант 2. Два человека стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется, кто оказался точнее при описании друга.

 

Игра "Вежливые слова"

Цель: приучить детей к выполнению норм уважительного отношения ко всем окружающим; закрепить в речи "вежливые слова".

Содержание и методика:

Игра проводится в кругу с мячом. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.

Затем упражнение усложняется. Преподаватель предлагает называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности).

В конце упражнения педагог спрашивает о том, какие чувства вы­зывают вежливые слова.

Игра "Комплименты"

Цель: закрепить знание правил доброжелательного поведения; воспи­тать умение чувствовать и поддерживать окружающих, видеть их положи­тельные стороны; обогатить речь детей добрыми, вежливыми словами.

Содержание и методика:

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо ска­зать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит; "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он да­рит комплимент своему соседу, упражнение проводится но кругу.

 

                             Проблемная ситуация "Игра в мяч"

Цель: сформировать у детей представления о правилах гуманного пове­дения в сложных ситуациях.

Содержание и методика:

Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.

—  Почему заплакала Лена? (Ей стало обидно.)

—  Правильно ли поступила Наташа?

—  Как бы вы поступили на ее месте?

—  Давайте поможем девочкам помириться. В конце беседы взрослый делает обобщение:

—              Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми при­
знавать свою вину. Вам помогут волшебные слова "извини", "давай
играть вместе".

Почаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!

 

    Проблемная ситуация "Как бы ты поступил?"

Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; сформиро­вать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки.

Содержание и методика:

Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.

—              Как поступил Игорь?

—Что чувствовал Коля, когда Игорь разломал его постройку? (Обиду, досаду.)

—   Как бы вы поступили на месте Коли?

—   Какие советы вы можете дать Игорю? (Играй дружно; не оби­жай товарища; не ссорься с товарищем; если товарищ не умеет де­лать то, что умеешь ты, покажи ему, посоветуй — вместе будет интереснее; нужно радоваться успехам других.)

Если дети не смогут перечислить все эти правила, взрослый сам их называет и объясняет значение каждого правила, раскрывая нравствен­ную сущность того или иного поступка.

 

         Проблемная ситуация "Опоздание"

Цель: научить детей быть приветливыми, добрыми, вежливыми; сфор­мировать навыки культуры поведения.

Содержание и методика:

Девочка опоздала на занятие. Она шумно открыла дверь и, стуча туфельками, прошла на свое место. А как бы следовало поступить?

1. Ждать за дверью окончания занятия.

2. Тихо открыть дверь и, не привлекая внимания, пройти на свое место.

3. Тихо войти и дождаться, когда обратят на тебя внимание. Поздо­роваться, извиниться, спросить разрешение пройти на место.

 

Проблемная ситуация "Вниз по лестнице"

Цель: воспитать доброту, чуткость, внимательность к людям; закрепить в речи слова "извините", "простите", "пожалуйста".

Содержание и методика:

Мальчик мчался вниз по лестнице. Нечаянно наскочил на соседку и побежал дальше. Как бы ты поступил на месте мальчика?

1. Побежал дальше, как можно быстрее, чтобы соседка не поняла, кто ее сбил с ног.

2. Остановился, поздоровался, извинился.

3. Выразил свое сожаление на бегу.

После обсуждения этого сюжета дети рассказывают, когда и как часто они пользуются вежливыми словами, приходилось ли им употреблять слова "извините", "простите" и в каких случаях.

 

Проблемная ситуация "Новая игрушка"

Цель: научить детей правилам общения друг с другом, умению пра­вильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Содержание и методика:

Вариант 1. Славику купили замечательный паровоз. Он не мог с ним расстаться и принес его в детский сад, чтобы поиграть вместе с ребя­тами. Пришло время идти домой. С паровозиком играл Алик. Он не хо­тел отдавать его Славику. Ему было досадно, что у Славика есть такая хорошая игрушка, а у него нет. Воспитательница подошла к Алику, чтобы забрать паровоз. Алик отдал и сказал, что паровоз плохой.

Педагог спрашивает детей, как они думают, почему Алик так сде­лал. Дети высказывают свои мнения и приходят к выводу, что завидо­вать очень плохо, лучше радоваться вместе с друзьями.

Вариант 2. Анжела вышла погулять со своей новой куклой. ЕЙ хоте­лось, чтобы все видели, что у нее есть дорогая и красивая кукла. Но она не давала никому даже потрогать се.

Педагог спрашивает детей, что можно сказать о такой девочке? Хо­рошо ли хвастать и жадничать? Все приходят к выводу: нельзя хвастать тем, чего нет у других ребят.

 

Проблемная ситуация "Ябеда"

Цель: сформировать у детей представление о нормах гуманных взаимоотно­шений; научить правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Содержание и методика: К воспитателю подбежала взволнованная Ксюша: — Вера Федоровна, Алеша кидает камешки в Дениса.

— Ябеда, — услышала Ксюша сердитый голос Алеши после того, как воспитательница наказала его.

Воспитатель выясняет, правильно ли сделала Ксюша, сказав воспи­тателю об Алеше? Можно ли Ксюшу считать ябедой?

В заключение педагог объясняет детям, что Ксюша поступила со­вершенно правильно, сообщив, что Алеша затеял очень опасную игру. Плохо, когда ябедничают из вредности, не прощая товарищам даже не­значительных проступков, стремясь лишь к тому, чтобы сверстник был наказан. Нехорошо донимать воспитателя мелочными жалобами: "А Зина встала не но росту", "Артур без спроса берет мой карандаш", "У Жени туфли не на ту ногу", "Он меля обозвал сивым" и т. п. Ябедничать таким образом стыдно. Подобные проблемы нужно решать без помощи взрослых.

 

Проблемная ситуация "Случай на горке"

Информация о работе Воспитании гуманности у детей дошкольного возраста