Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:02, контрольная работа
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А.Пеньевской, A.M.Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой, Л.П.Стрелковой, А.Д.Кошелевой, И.В.Княжиной, Т. В. Черник и др.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность формирования у дошкольников гуманного отношения к людям: воспитание сопереживания, сочувствия, эмпатии, отзывчивости и доброты…………………………………………………………………………… 4
2. Методика воспитания гуманности у детей разных возрастных групп детского сада……………………………………………………………………..11
3. Программа «Дружные ребята» (Р.С. Буре и др.) о воспитании гуманности у дошкольников……………………………………………………………………14
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..18
Пословицы и поговорки, используемые в воспитании гуманности
у детей дошкольного возраста………………………………………………….18
Подборка игр и проблемных ситуаций, используемых в воспитании гуманности у детей дошкольного возраста……………………………………20
Конспект занятия. Тема: "Добрым быть совсем непросто"…………………..30
Список использованной литературы……………………
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Пословицы и поговорки, используемые в воспитании гуманности
у детей дошкольного возраста
1. За чужим погонишься - свое потеряешь.
2. На чужой каравай рот не разевай.
3. Не зарься на чужое, свое береги.
4. Много желать — добра не видать.
5. Будь прям, не упрям.
6. Худой мир лучше доброй ссоры.
7. Глупые ссорятся, а умные договариваются.
8. Не спеши языком, спеши делом.
9. Хвались, да не поперхнись.
10. Не дели шкуру не убитого медведя.
11. Кто в горе руки опускает, тот и счастья не узнает.
12. Всему свое время.
13. Делу время, а потехе час.
15. Не живи чужим умом, а живи своим разумом.
16. Речи как снег, а дела как сажа.
17. Была бы охота, заладится любая работа.
18. Кто ищет, тот всегда найдет.
19. Чего не поищешь, того и не сыщешь.
20. Терпение и труд все перетрут.
21. Слезами горю не поможешь.
22. Кто духом пал, тот и пропал.
23. Доброе век не забудется.
24. Без друга в жизни туго.
25. За добро плати добром.
26. Как аукнется, так и откликнется.
27. От добра добра не ищут.
28. Не было бы зла, да зависть нанесла.
29. Не задирай носа — споткнешься.
30. Один раз соврешь — другой не поверят. [ 4, С. 46-47 ]
Подборка игр и проблемных ситуаций, используемых в воспитании гуманности у детей дошкольного возраста
Игра "Хорошо — плохо"
Цель: научить детей анализировать собственное поведение и поступки других; сформировать навыки гуманного поведения, позицию ненасилия.
Содержание и методика:
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо.
Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета, плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие Хорошие
1) порвал блузку; 1) защитил слабого;
2) обидел друга; 2) проведал больного друга;
3) поссорился с мамой; 3) обогрел и накормил бездомного
4) толкнул ногой щенка; котенка;
5) ударил котенка; 4) помог младшей сестре одеться
6) разрушил птичье гнездо. и др.
Игра "По кочкам"
Цель: научить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; познакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; сформировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.
Содержание и методика:
Воспитатель предлагает поиграть в капризных лягушек. Подушки раскладывают на полу на расстоянии, которое можно с некоторым усилием преодолеть в прыжке. Играющие — лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".
Взрослый тоже "прыгает по кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьезного конфликта, он "подскакивает" и помогает найти выход.
Перед началом игры взрослый может поупражняться с детьми в интонационном произношении фразы "Ква-ква, подвинься!"
Игра "Тень"
Цепь:, воспитать внимательное отношение к другим людям, умение понимать состояние другого человека.
Содержание и методика:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру "Тень", но не для того, чтобы научиться с нею дружить, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям.
Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой — роль его тени.
Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.
Игра "Угадай настроение"
Цель: научить детей понимать эмоции, чувства и настроения, переживаемые другими; воспитать способность к сочувствию, сопереживанию, эмпатии.
Содержание и методика:
Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т. п.). После определения "настроения" каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.
При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
Игра "Вежливый — невежливый"
Цель: воспитать у детей стремление соблюдать правила общения со сверстниками и взрослыми, основанные на уважении и доброжелательности.
Содержание и методика:
Дети встают в круг, Если то, что говорит педагог, хорошо, вежливо — надо хлопнуть в ладоши, если плохо, невежливо — топнуть ногами. Поздороваться при встрече (хлопают). Толкнуть и не извиниться (топают). Уходя, попрощаться (хлопают). Перебивать говорящего (топают). Кричать в помещении (топают).
Поблагодарить за помощь (хлопают).
Отнять игрушку у малыша (топают).
Поднять упавшую вещь (хлопают).
Пропустить старшего в дверях (хлопают).
Уступить место пожилому человеку в транспорте (хлопают).
Игра "И я"
Цель: сформировать у детей понимание необходимости и желание выполнять нормы и правила гуманного поведения.
Содержание и методика;
Педагог называет какое-то действие, поступок. Если дело, поступок добрые — дети должны сказать: "И я". Если недобрые — дети молчат.
Я убираю свои игрушки (и я).
Я каждый день поливаю цветы (и я).
Я разбрасываю свои вещи (—).
Я помогаю маме (и я).
Я играю с младшей сестренкой (и я).
Я дергаю кошку за хвост (—).
Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку (и я).
Я отнимаю у малышей игрушки (—).
Я не шумлю, когда мама отдыхает (м я).
Можно предложить каждому из детей самому задать по одному вопросу остальным.
Игра "Маленький художник"
Цель: воспитать внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам.
Содержание и методика:
Вариант 1. Один из участников — "художник". Он задумал нарисовать портрет друга. Он внимательно смотрит, выбирает "натуру", затем поворачивается спиной к ребятам и начинает "рисовать", т. е. дает словесный портрет-. Остальные должны определить, кто был его моделью.
Вариант 2. Два человека стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется, кто оказался точнее при описании друга.
Игра "Вежливые слова"
Цель: приучить детей к выполнению норм уважительного отношения ко всем окружающим; закрепить в речи "вежливые слова".
Содержание и методика:
Игра проводится в кругу с мячом. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.
Затем упражнение усложняется. Преподаватель предлагает называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности).
В конце упражнения педагог спрашивает о том, какие чувства вызывают вежливые слова.
Игра "Комплименты"
Цель: закрепить знание правил доброжелательного поведения; воспитать умение чувствовать и поддерживать окружающих, видеть их положительные стороны; обогатить речь детей добрыми, вежливыми словами.
Содержание и методика:
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит; "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится но кругу.
Проблемная ситуация "Игра в мяч"
Цель: сформировать у детей представления о правилах гуманного поведения в сложных ситуациях.
Содержание и методика:
Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.
— Почему заплакала Лена? (Ей стало обидно.)
— Правильно ли поступила Наташа?
— Как бы вы поступили на ее месте?
— Давайте поможем девочкам помириться. В конце беседы взрослый делает обобщение:
— Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми при
знавать свою вину. Вам помогут волшебные слова "извини", "давай
играть вместе".
Почаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!
Проблемная ситуация "Как бы ты поступил?"
Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; сформировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки.
Содержание и методика:
Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.
— Как поступил Игорь?
—Что чувствовал Коля, когда Игорь разломал его постройку? (Обиду, досаду.)
— Как бы вы поступили на месте Коли?
— Какие советы вы можете дать Игорю? (Играй дружно; не обижай товарища; не ссорься с товарищем; если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему, посоветуй — вместе будет интереснее; нужно радоваться успехам других.)
Если дети не смогут перечислить все эти правила, взрослый сам их называет и объясняет значение каждого правила, раскрывая нравственную сущность того или иного поступка.
Проблемная ситуация "Опоздание"
Цель: научить детей быть приветливыми, добрыми, вежливыми; сформировать навыки культуры поведения.
Содержание и методика:
Девочка опоздала на занятие. Она шумно открыла дверь и, стуча туфельками, прошла на свое место. А как бы следовало поступить?
1. Ждать за дверью окончания занятия.
2. Тихо открыть дверь и, не привлекая внимания, пройти на свое место.
3. Тихо войти и дождаться, когда обратят на тебя внимание. Поздороваться, извиниться, спросить разрешение пройти на место.
Проблемная ситуация "Вниз по лестнице"
Цель: воспитать доброту, чуткость, внимательность к людям; закрепить в речи слова "извините", "простите", "пожалуйста".
Содержание и методика:
Мальчик мчался вниз по лестнице. Нечаянно наскочил на соседку и побежал дальше. Как бы ты поступил на месте мальчика?
1. Побежал дальше, как можно быстрее, чтобы соседка не поняла, кто ее сбил с ног.
2. Остановился, поздоровался, извинился.
3. Выразил свое сожаление на бегу.
После обсуждения этого сюжета дети рассказывают, когда и как часто они пользуются вежливыми словами, приходилось ли им употреблять слова "извините", "простите" и в каких случаях.
Проблемная ситуация "Новая игрушка"
Цель: научить детей правилам общения друг с другом, умению правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Содержание и методика:
Вариант 1. Славику купили замечательный паровоз. Он не мог с ним расстаться и принес его в детский сад, чтобы поиграть вместе с ребятами. Пришло время идти домой. С паровозиком играл Алик. Он не хотел отдавать его Славику. Ему было досадно, что у Славика есть такая хорошая игрушка, а у него нет. Воспитательница подошла к Алику, чтобы забрать паровоз. Алик отдал и сказал, что паровоз плохой.
Педагог спрашивает детей, как они думают, почему Алик так сделал. Дети высказывают свои мнения и приходят к выводу, что завидовать очень плохо, лучше радоваться вместе с друзьями.
Вариант 2. Анжела вышла погулять со своей новой куклой. ЕЙ хотелось, чтобы все видели, что у нее есть дорогая и красивая кукла. Но она не давала никому даже потрогать се.
Педагог спрашивает детей, что можно сказать о такой девочке? Хорошо ли хвастать и жадничать? Все приходят к выводу: нельзя хвастать тем, чего нет у других ребят.
Проблемная ситуация "Ябеда"
Цель: сформировать у детей представление о нормах гуманных взаимоотношений; научить правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Содержание и методика: К воспитателю подбежала взволнованная Ксюша: — Вера Федоровна, Алеша кидает камешки в Дениса.
— Ябеда, — услышала Ксюша сердитый голос Алеши после того, как воспитательница наказала его.
Воспитатель выясняет, правильно ли сделала Ксюша, сказав воспитателю об Алеше? Можно ли Ксюшу считать ябедой?
В заключение педагог объясняет детям, что Ксюша поступила совершенно правильно, сообщив, что Алеша затеял очень опасную игру. Плохо, когда ябедничают из вредности, не прощая товарищам даже незначительных проступков, стремясь лишь к тому, чтобы сверстник был наказан. Нехорошо донимать воспитателя мелочными жалобами: "А Зина встала не но росту", "Артур без спроса берет мой карандаш", "У Жени туфли не на ту ногу", "Он меля обозвал сивым" и т. п. Ябедничать таким образом стыдно. Подобные проблемы нужно решать без помощи взрослых.
Проблемная ситуация "Случай на горке"
Информация о работе Воспитании гуманности у детей дошкольного возраста