Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:02, контрольная работа
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А.Пеньевской, A.M.Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой, Л.П.Стрелковой, А.Д.Кошелевой, И.В.Княжиной, Т. В. Черник и др.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность формирования у дошкольников гуманного отношения к людям: воспитание сопереживания, сочувствия, эмпатии, отзывчивости и доброты…………………………………………………………………………… 4
2. Методика воспитания гуманности у детей разных возрастных групп детского сада……………………………………………………………………..11
3. Программа «Дружные ребята» (Р.С. Буре и др.) о воспитании гуманности у дошкольников……………………………………………………………………14
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..18
Пословицы и поговорки, используемые в воспитании гуманности
у детей дошкольного возраста………………………………………………….18
Подборка игр и проблемных ситуаций, используемых в воспитании гуманности у детей дошкольного возраста……………………………………20
Конспект занятия. Тема: "Добрым быть совсем непросто"…………………..30
Список использованной литературы……………………
Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброго отношения к младшим, с заботой о них. Старший должен понимать, что малыш слабее его, нуждается в его защите и помощи. Он должен осознавать, что обидеть маленького, беззащитного ребенка — это бессердечно, жестоко.
Чувство доброты по отношению к малышам воспитывается постепенно, и зарождается оно, когда старшие дети по просьбе взрослого помогают маленьким, вместе с ними делают что-то, развлекают их, И старшему дошкольнику уже доставляет радость то, что под его руководством малыш смог самостоятельно натянуть на ноги чулки, нарисовать после долгих попыток домик.
Своевременное воспитание добрых чувств по отношению к младшим предотвращает появление у детей эгоистических чувств: превосходства, несправедливости. У детей пропадает желание использовать в своих интересах младших братьев и сестер, отнимать у них все лучшее, обижать их. Зато желание помогать малышам, общаться с ними становится постепенно внутренней потребностью, привычкой старших дошкольников.
Возникающие у детей добрые чувства необходимо поддерживать, развивать, предоставляя ребенку возможность действовать. В противном случае чувства дошкольников быстро угасают и вся проводившаяся взрослыми ранее воспитательная работа не принесет ожидаемых результатов.
Методы и приемы, используемые педагогом для воспитания у детей гуманных чувств, должны способствовать развитию их эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном' случае, понимать его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение.
Сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, а. заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека,— одно из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств. [3, С.25-31 ]
2. Методика воспитания гуманности у детей разных возрастных групп детского сада
Формирование гуманного отношения к людям начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.).
В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой [1, С. 73].
Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора - песенки, потешки, сказки. Форма работы с младшими дошкольниками - индивидуальные занятия.
На следующем этапе воспитания гуманного отношения к людям и природе - этот этап, как правило, совпадает с возрастом 4-5 лет - происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения. На этом этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции («Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»).
В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша?»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Дети живо воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и спектаклей[10,С.49].
Сопереживание как выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разные стадии: переживание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»), переживание-утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу») и наконец, переживание-действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»).
Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание-утверждение себя» и иногда проявляют способность к реальному «переживанию-действию»[6,С.13]
Наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим происходит на третьем этапе, что соответствует старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.
Воспитатель организует этические беседы с детьми. Беседы можно проводить в разных формах - индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. Содержанием этической беседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства.
К каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей; соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту; конкретность обсуждаемых ситуаций; наличие ситуации выбора и противоречий; связь с последующей деятельностью и практикой поведения; соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.
Форма и место проведения этической беседы могут быть разными. Ее можно провести традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке. В беседе могут участвовать одновременно все дети или 5-6 человек.
В беседе можно использовать наглядный материал. Например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем (Разложите картинки на те, где нарисован хороший поступок, и те, где нарисован плохой; отберите те рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение; посмотрите на две большие картины, а затем на картинки на ваших столах и подойдите к той картине, которая больше соотносится с вашей картинкой по морали, по типу поведения персонажа, по форме выражения героями чувств и т.п.) [9].
Этические беседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсудить тот или иной моральный вопрос и могли рассчитывать на справедливое разрешение проблем.
Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется осознанию ребенком моральных ценностей, практика поведения, упражнения также остаются важной частью педагогической работы. Воспитатель заботится, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь детей должна быть наполнена соответствующими ситуациями (подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животными). Воспитатель не только использует случаи, возникающие стихийно, но и специально организует ситуации, включая их в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем разделам программы.
3. Программа «Дружные ребята» (Р.С. Буре и др.) о воспитании гуманности у дошкольников
Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре [2].
По замыслу авторов, программа направлена главным образом на воспитание гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников.
Наиболее благоприятными условиями для воспитания гуманных чувств и отношений являются:
• эмоциональный комфорт каждого ребенка, его поддержка и понимание, положительный эмоциональный климат в группе;
• сформированность положительных взаимоотношений между детьми, дружеское расположение сверстников, что дает ребенку чувство уверенности и спокойствия;
• организация совместной деятельности дошкольников, когда часто возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам, получить от него поддержку. В совместной деятельности педагог получает возможность продемонстрировать детям способы проявления доброжелательности, разъяснить моральный смысл возникающих ситуаций, оценить действия детей с точки зрения моральной нормы. В совместной деятельности особое значение придается формированию партнерских отношений;
• уважение права ребенка на развитие его индивидуальности, признание каждого полноценным и равноправным членом детского сообщества.
В программных положениях отражены и особенности социально-личностного развития каждого возрастного периода дошкольного детства. Учитывая сложность и неразработанность методов морального воспитания в педагогике, авторы предлагают методические рекомендации по отдельным направлениям работы с детьми. Коротко рассмотрим эти направления.
Общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного эмоционального микроклимата в группе детского сада
Общение со значимым взрослым имеет исключительно важное значение для дошкольника: оно помогает налаживать отношения со сверстниками, организовывать разнообразную деятельность, поддерживать эмоциональный комфорт в группе
Авторы программы «Дружные ребята» выделяют три типа ситуаций, которые наиболее часто вызывают эмоциональный дискомфорт. Авторы анализируют причины их возникновения, рекомендуют приемы, помогающие преодолеть эмоциональное неблагополучие ребенка.
В рекомендациях перечислены некоторые моменты, вызывающие у ребенка отрицательную реакцию (повышенный тон педагога, некорректные замечания и наставления и др.).
Формирование отзывчивого отношения к сверстникам.
Отзывчивость характеризуется в программе как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт.
В качестве главных задач формирования отзывчивости выделяются следующие:
• обращать внимание детей на ситуацию эмоционального неблагополучия сверстников;
• учить детей конкретным способам преодолевать свое эмоциональное неблагополучие и накапливать опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому;
• побуждать к проявлению отзывчивости и доброжелательности;
• разъяснять причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника;
• непосредственно включаться во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.
В качестве методов воспитания отзывчивости рекомендуются также инсценировки (кукольный театр, игры-драматизации, спектакль игрушек), в сюжетах которых дети могут узнавать знакомые жизненные ситуации, осознавать и оценивать их.
В процессе повседневного общения предлагаются такие методы воспитания, как опосредованное или прямое напоминание, косвенный или явный совет, просьба, намек. При этом у ребенка должно оставаться впечатление, что он проявил самостоятельность и сам нашел способ разрешения трудной ситуации.
Формирование гуманистической направленности поведения детей
Гуманистическая направленность поведения понимается авторами как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Гуманистическая направленность принимает разные формы: оказание помощи, поддержка сверстника, выражение радости по поводу успехов товарища, стремление чем-то порадовать, сделать приятное и т. д.
Формирование гуманистической направленности возможно только при условии предельного внимания педагога к возникающим у детей в повседневной жизни ситуациям эмоционального дискомфорта. Авторы предлагают следующие методы и средства, которые можно использовать в этом направлении:
• рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания (тревогу, страх, боль и т. д.);
• чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков действующих лиц;
• игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы (разыгрывание сценок с использованием настольного театра);
• положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.
Вместе с тем при использовании данных методов существует опасность излишнего морализирования, и авторы программы предостерегают от этого педагогов.
Таким образом, воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников, которое положено в основу данной программы, реализуется как осознание своей значимости в детском сообществе, как укрепление своей самооценки при поддержке окружающих и как накопление коммуникативных навыков.
Информация о работе Воспитании гуманности у детей дошкольного возраста