Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:41, реферат
Целью данной работы является определение основных методик воспитания применяемых в древней Греции.
В настоящей работе рассмотрена проблема воспитания как части культуры в древней Греции. Так как древняя Греция не
была однородным государством отдельно рассмотрены система воспитания её особенности в Афинском и Спартанском полисе.
инициации, практику криптий. Следует подчеркнуть также и другие
особенности, в которых Спарта опережала свое время: реформы, упразднившие
прежнюю противоположность между лаосом и демосом и учредившие корпус воинов-
граждан. Последние наделялись участками земли в точности равными участкам
остальных граждан. К этой первой форме “равного распределения” (возможно,
к этому времени был произведен новый раздел земель) следует добавить
общинный аспект социальной жизни, предписывающий всем один и тот же суровый
режим, который из ненависти к роскоши регламентирует все, вплоть до единого
стиля постройки частных домов и совместных трапез , для чего каждый вносит
ежемесячно свою установленную долю ячменя, вина, сыра и маслин. И, наконец,
следует отметить, что государственный строй Спарты с ее двоецарствием,
апеллой, эфорами и герусией осуществлял “равновесие” между социальными
элементами, выполняющими различные, порой противоположные функции,
обладающими разными свойствами и имеющими свои достоинства. На этом
взаимном равновесии основано единство государства, каждый элемент которого
удерживается другими в границах, за которые он не должен выходить. Так,
Плутарх приписывает герусии роль противовеса, поддерживающего постоянное
равновесие между народным собранием — апеллой — и царской властью,
становясь в зависимости от обстоятельств то на сторону царя (для подавления
демократии), то на сторону народа
(для ограничения единовластия)
эфоров представляет в общественном организме Спарты военный элемент,
“младший” (junior) и состоящий из народа, в отличие от аристократической
герусии, наделенной, как и положено “старшим”, сдержанностью и мудростью,
которые должны уравновешивать воинскую доблесть и силу молодежи .
Спартанское государство больше не образует, как в микенских царствах,
пирамиду, вершиной которой является царь. Все, кто, пройдя школу военной
муштры и претерпев целый ряд связанных с ней испытаний и инициаций, стали
обладателями земельного надела и участниками совместных трапез, занимают
один общественный уровень, типичный для города-государства. Общественный
порядок не зависит более от государя, не связан с всевластием
исключительной личности и ее административной деятельностью. Скорее
наоборот, этот порядок регламентирует власть отдельных лиц, индивидов,
кладет предел их воле и стремлениям. Когда речь идет о власти, порядок
ставится во главу угла: принадлежит исключительному закону. Любой человек
или группа людей, стремящиеся утвердить за собой монополию на закон, тем
самым ставят под угрозу равновесие других сил, согласие социального
организма, а тем самым и само
существование города-
Приоритет закона и порядка в новой Спарте объясняется исключительно ее
ориентацией на ведение войн, так же как переустройство государства
определяется прежде всего военными нуждами. Граждане-воины больше
упражнялись в искусстве военного боя, чем в искусстве спора на агоре. В
результате в Спарте, в отличие от других полисов, слово так и не стало
политическим орудием, не вылилось в форму дискуссии, доказательства и
опровержения. Орудием закона лакедемоняне провозгласили не силу убеждения ,
а силу страха, перед которым послушно склоняются головы всех граждан. Они
похваляются тем, что в речах ценят только краткость, а изощренности дебатов
предпочитают меткие высказывания, имеющие нравоучительный характер. Слову,
воспринимаемому как пророческий
закон, они подчиняются
Спартанцы намеренно избегают писанных законов и не желают заниматься их
обсуждением. И тем не менее, несмотря на весь свой передовой строй, честь
создания новой концепции полиса как гармонического строя вещей, т.е. как
космоса, Спарта уступила другим, и отнюдь не лакедемоняне выразили и
воплотили во всей полноте моральные и политические ценности, связанные с
понятием “полис”.
Дух постоянного развития и совершенствования составлял основу жизни
афинян; характерной чертой спартанцев, напротив, служил консерватизм. Они
вечно чего-то опасались, жили в постоянной тревоге и беспокойстве за свой
существующий строй. Их политика была стеснительная и недоверчивая. Как
личная, так и общественная жизнь в Афинах были гораздо шире, многообpазнее
и непpинужденнее, нежели в Спаpте. Интеpесы афинян не были такими узкими и
огpаниченными, а патpиотизм — таким исключительным, какими они были у
спаpтанцев. Отличительной чеpтой аттичекой жизни было то, что выдающиеся
люди, как бы сеpьезно они не относились к своему делу, никогда не
замыкались в узких его
жизни своего наpода, и это мешало установиться пагубному pазладу между
сфеpой гpажданской жизни и сфеpой науки и искусства. Госудаpственные люди
того вpемени являются философами и поэтами, и, наобоpот, очень часто можно
видеть поэта и философа в pоли полководца или миpного госудаpственного
деятеля. Hичего подобного не было у спаpтанцев. ”Афиняне были pождены для
того, чтобы не иметь покоя самим и не давать его дpугим” (Фукидид).
Афинянин делился со всеми своей отзывчивой душой, он пpиходил в гавань,
pасспpашивал пpибывших,
человечнее от сближения и общения с людьми. Спаpтанец чувствовал себя
человеком только на войне. Фукидид в одной из pечей так хаpактеpизует
pазницу между афинянином и спаpтанцем: ”Афиняне любят новизну и отличаются
быстpотою в замыслах и в осуществлении пpинятых pешений, вы же, напpотив,
озабочены тем, как бы сохpанить существующее, не пpидумываете ничего нового
и не исполняете на делах даже необходимого. Далее, афиняне отваживаются на
то, что пpевышает их силы, pискуют до безpассудства, но надежда не покидает
их даже в опасностях, тогда как вы делаете меньше, чем сколько позволяют
ваши силы, не довеpяете несомненным pасчетам и полагаете, что никогда не
избавитесь от опасностей. Они pешительны, вы медленны; они ходят в чужие
земли, вы сидите дома; удалением от pодины они pассчитывают пpиобpести себе
что-либо, вы же опасаетесь, как бы походом не нанести ущеpба тому, чем вы
владеете”. Так охаpактеpизовал Фукидид двух антиподов гpеческого миpа,
пpедставителей двух pазличных культуp, и если сюда пpибавить отношение
афинян и спаpтанцев к искусству, то хаpактеpистика их будет довольно
полная.
Весьма интересно то, что
сложившаяся разница между
прекрасно осознавалась уже современниками. Для иллюстрации мы позволим себе
процитировать отрывок из приведенной у Фукидида речи коринфского посла,
побуждавшего спартанцев начать военные действия против афинян: "Вы, по-
видимому, вовсе не приняли в расчет, что представляют собой те афиняне, с
которыми предстоит вам борьба, до какой степени они во всем отличаются от
вас. Афиняне любят всякие новшества, отличаются быстротой в замыслах и в
осуществлении раз принятых решений; вы же, напротив, стремитесь к тому, как
бы сохранить существующее, не признаете ничего нового... Афиняне решительны
- вы медлительны; они ходят в чужие земли - вы приросли к своему месту;
удаляясь от родины, они рассчитывают приобрести себе что-либо, вы же
опасаетесь, как бы, выйдя из пределов своей страны, не нанести ущерба тому,
чем вы владеете" 4
Здесь, на наш взгляд, подмечена общая разница между полисами, которые
были расположены на побережье и вдали от моря: многие античные утописты
приходили к выводу, что вся порча нравов происходит из-за мореплавания и
связанных с ним оживленной торговли, контактов с иноземцами и внешней
экспансии /
Еще одна цитата из Фукидида - знаменитая речь Перикла, в которой он
восхвалял демократический строй Афин,- показывает, что некоторые афиняне
прекрасно осознавали отличие их полиса от спартанского: "Мы живем свободной
политической жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во
взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает
что-либо в свое удовольствие.... Свободные от всякого принуждения в частной
жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов... и повинуемся
лицам, облеченным властью в данное время.... Государство наше мы
предоставляем для всех, не высылаем иноземцев, никому не препятствуем ни
учиться у нас, ни осматривать наш город...."5. Обе приведенные цитаты,
впрочем, носят резко полемический характер, поскольку относятся к периоду
ожесточенной конфронтации двух полисов. Но были и такие исторические
эпизоды, когда они совместно выступали против общего врага - персидских
"варваров", пытавшихся перенести свою деспотию и свое "азиатское рабство" в
свободную Элладу. В таких случаях Спарта и Афины на какое-то время
"закрывали
глаза" на существовавшую
3.Древнегреческий театр и изобразительное искусство , их роль в
воспитании граждан.
Происхождение древнегреческой драмы и театра. Появлению драмы в
Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого
главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика.Все мы знаем
богатый героический эпос-поэмы «Иллиада» и «Одиссея»,дидактический
(поучительный) эпос-поэмы Гесиода (VII в. до н.э.);это произведения
лирических поэтов VI в. до н.э. Рождение греческой драмы и театра связано
с обрядовыми играми,которые посвящались богам-покровителям
земледелия:Деметре,ее дочери Коре,Дионису.Такие обряды иногда превращались
в культовую драму. Например,в городе Элевсине во время мистерий
(таинств,на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались
игры,во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры,
похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение
Коры на землю.
Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы;позднее он
стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса
служили растения,особенно виноградная лоза.Его час-то изображали в виде
быка или козла.
На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только
торжественные,но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали
ряженые,составлявшие свиту Диониса.Участники праздничного шествия мазали
лицо винной гущей,надевали маски и козлиные шкуры. Из обрядовых игр и
песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы:
трагедия,комедия и сатировская комедия (названная так по хору,
состоявшему из сатиров).Трагедия
отражала серьезную сторону
культа, комедия- карнавально-сатирическую.
средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее
место на праздниках в честь
Диониса:сатировскую драму
заключение к представлению трагедий.
Трагедия,по свидетельсьву Аристотеля,брала начало от запевал
дифирамба, комедия- от запевал фаллических песен,т.е. песен,в которых
прославлялись плодоносящие силы природы.К диалогу,который вели эти запевалы
с хором, примешивались элементы актерской игры,и миф как бы оживал перед
участниками праздника.
Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова
трагедия и комедия.Слово
трагос-«козел» и одэ-«песнь», т.е. «песнь козлов».Этоназвание вновь ведет
нас к сатирам-спутникам Диониса,козлоногимсуществам,
и страдания бога.Слово комедияпроисходит от слов комос и одэ.»Комос»-
это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и
насмешками,на сельских праздни
комедия обозначает «песнь комоса».
Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии,которая
хорошо была известна каждому греку.Интерес зрителей сосредоточивался не на
фабуле, на трактовке мифа автором,на той общественной и нравственой
проблематике,которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов
мифа.Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии
современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этичские,
философские,религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений
в обществен-нополитическом
и этическом Воспитании
Уже во второй половине VI в.до н.э. трагедия достигла значительного
развития.
Другой особенностью новой комедии бала ее гуманно филантропическая
направленность. В лучших произведениях проводились передовые идеи
эллинистической философии. Несмотря на отсутствие политической тематики,в
новой комедии получали отражения такие важные проблемы,как методы
воспитания,
отношение к женщине,к
чужестранцам. Причем постоянно проповедовались более мягкие,более гуманные