Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:41, реферат
Целью данной работы является определение основных методик воспитания применяемых в древней Греции.
В настоящей работе рассмотрена проблема воспитания как части культуры в древней Греции. Так как древняя Греция не
была однородным государством отдельно рассмотрены система воспитания её особенности в Афинском и Спартанском полисе.
били.
Ученики возмущались и
же. Сократ отвечал: «Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?».
«Всякий человек, даровитый
упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо
Воспитание и обучение политическому
искусству для людей даровитых»
делались и политические выводы: руководство государством - это тоже
профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта
концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам афинской
демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого гражданина.
Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для олигархов, что и
привело его в конце концов к
непримиримому конфликту с
закончившемуся осуждением и смертью Сократа.
Особенностью античной
культуры было стремление
способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только
к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом
основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее были два
бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два
противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон - бог
пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог
Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина
и виноделия, не покоя и чрезмерности. Почитание Аполлона привело к
господству пластического
христианской религии. Почитание Диониса привело к рождению греческой
трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни, к философскому
пессимизму и нигилизму.
Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться
аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна
гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце
концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению,
протесту ради протеста.
2.Общество Спарты , Спартанское воспитание
Когда говорят "спартанское Воспитание" имеют в виду строгое и суровое
Воспитание полное лишений , но закаливающее организм и волю Воспитанника.
Еще античные авторы
заложили основы традиции
Спарты как двух полисов, резко различавшихся по степени предоставленной
гражданам свободы. Если одни объясняли славу Афин как крупнейшего
экономического и культурного центра Эллады наличием у афинских граждан
максимально возможной в то время свободы, то другие превозносили суровую
систему ограничений в Спарте как залог военной мощи и устойчивости данного
государства. С тех пор дихотомия "Афины - Спарта" стала неизменным
атрибутом самых разнообразных философско-политических концепций, авторы
которых были озабочены не столько достоверной реконструкцией конкретно-
исторических реалий, сколько интерпретацией проблем современной им
политической жизни.
В Спарте все
наиболее плодородные земли
с числом полноправных граждан на 9000 наделов и розданы спартиатам во
временное владение. Их нельзя было дарить, дробить, завещать, после
смерти спартиата они возвращались государству. Для Спарты характерны
стремление к полному
Воспитания, запрещение гражданам заниматься земледелием, ремеслом и
торговлей, пользоваться золотом и серебром, ограничение контактов с
внешним миром. Все это было зафиксировано в законах Ликурга (IX в.
до н.э.). Спартиаты коллективно эксплуатировали порабощенное население -
илотов. На каждый надел земли приходилось несколько семей илотов,
которые были обязаны раз в год платить натуральный оброк, равный
примерно 1/6 - 1/7 урожая.
Так, Спарта как образец "недемократического" государства привлекла
пристальное внимание немецкого историка Роберта фон Пельмана, Р. Пельман
справедливо признавал, что сохранившиеся источники нередко доносят до нас
искаженно - идеализированный образ Спарты, однако это не помешало ему
определить спартанское
котором личность всецело подчинена государству. "Цели государства, - писал
он, - насильственно навязывают направление каждой личной жизни: за
гражданином не признается право ни на какое другое образование или
призвание, кроме одного - быть воином. Государство каждому определяет его
деятельность..., навсегда обеспечивает за собой обладание личностью
гражданина, угрожая смертью эмигрантам и вообще сильно ограничивая свободу
передвижения... Государственный социализм есть естественный и необходимый
коррелят общин военного типа... Форма этого социалистического строя...
определялась исключительно
сохранялось лагерное устройство" 3
Государство в Спарте осуществляло тотальный контроль не только над
общественной, но и над личной жизнью граждан, вмешиваясь в бытовые вопросы
(отсутствие свободы в выборе
профессии, обязательное
трапезах - сисситиях, простая одинаковая одежда, запрет на владение золотом
и серебром, запрет на использование при строительстве дома каких-либо
инструментов, кроме топора и пилы и т.д.), в брачно-половые отношения
(узаконенные пережитки кросс-
(уничтожение слабых младенцев;
семилетнего возраста и т.д.). Жизнь гражданина всецело была подчинена
интересам государства.
С семилетнего возраста дети жили отдельно от родителей в специальных
лагерях с под пристальным взглядом суровых наставников. Основным предметом
если можно так сказать в спартанских школах была Физическая культура и
различные способы выживания и боевых единоборств. Математика и
гуманитарные науки также
предметами. Так что по сравнению с жителями Афин молодые спартанцы
выглядели простыми "солдафонами".
В рамках института воспитания в Спарте приобретает существенно
социальный характер. Оно включается в обязательный, регламентированный тип
поведения, отмеченный “сдержанностью”, которую молодой человек должен
проявлять во всем: в поведении, в походке, в разговоре, в присутствии
женщин или старших, на народном собрании (агора); помимо этого он должен
быть сдержан в удовольствиях и питье. Ксенофонт сравнивает молодого
спартанца со статуей девственницы. Достоинство поведения имеет
институциональное значение; оно выявляет нравственную и психологическую
установку, которая налагается как обязательная: будущий гражданин должен
быть приучен владеть своими страстями, эмоциями и инстинктами. Таким
образом, воспитание подчиняет отношения каждого человека с другими людьми
общей модели, отвечающей образу “политического человека”, созданного
полисом. По своей сдержанности поведение гражданина одинаково далеко
отстоит как от свойственной обывателю развязности, шутовской пошлости, так
и от снисходительности, высокомерной спеси аристократов. Новый стиль
человеческих отношений
умеренности, которые выражены в принципах: “познаний самого себя”, “ничего
слишком”, ”умеренность превыше всего”. Роль мудрецов состоит в том, чтобы в
своих афоризмах или поэмах выявлять и словесно выражать ценности,
оставшиеся в большей или меньшей степени невыраженными в поведении и
общественной жизни граждан. Включив нравственную проблематику в
политический контекст, мудрецы связали ее с развитием общественной жизни.
Своей законодательной деятельностью они стремились положить конец
гражданским распрям. Кроме того, в исторических условиях социальных
конфликтов и столкновений различных общественных групп они выработали
соответствующую этику и определили обстоятельства, позволяющие установить
порядок в полисе.
Принцип последовательного
коллективизма и подавления
распространялся и на отношения собственности: спартиаты получали лишь в
пользование участки земли вместе с прикрепленными к ним илотами; они не
могли продать ни землю, ни илотов. Проявлением этой же тенденции к
ограничению частной собственности был обычай пользоваться чужим имуществом
(пищевыми припасами, собаками, лошадьми, илотами).
Широкое использование в общественной практике террора и насилия (по
отношению к илотам наиболее ярко это проявлялось во время периодически
проводившихся криптий, когда уничтожались наиболее сильные и потому
потенциально опасные рабы, а по отношению к гражданам - в самой системе
воспитания, основанной на "кулачном праве" и жестоких телесных наказаниях).
Закрытость, искусственная
замкнутость спартанского
экономической и культурной автаркии (запрет гражданам селиться вне
государства, ограничение контактов с иностранцами, использование
"неконвертируемых" железных денег, неразвитость ремесла и торговли,
отторжение чужеземных влияний и т.д.).
Милитаризация всей жизни спартиатов (фактически они постоянно находились
в положении воинов, живущих в военном лагере) и агрессивная,
"империалистическая" внешняя политика Спарты (подчинение Мессении, создание
Пелопоннесского союза, конфликт с Афинской архэ и установление гегемонии в
Греции после победы в Пелопоннесской войне).
Спарта, несмотря на всю свою специфику, обладала важнейшими атрибутами
полиса, сближавшими ее с Афинами и другими греческими городами-
государствами (античная форма собственности, категория гражданства,
выборность должностных лиц, отсутствие деспотии, особая система идейных и
культурных ценностей
Некоторая "замороженность"
спартанских общественных
объясняется, очевидно, не воплощением в жизнь тоталитарных замыслов
Ликурга, а вынужденной попыткой
консервации архаических
институтов, дававших выработанные предшествующими поколениями надежные
способы поддержания высокой степени сплоченности и боеспособности
коллектива. Завоеванием Мессении спартанцы сами поставили себя в условия,
когда именно эти качества стали главным залогом выживания общины перед
лицом постоянной угрозы со стороны соседей и живущих на завоеванных землях
многочисленных илотов.
Всякий полис, как известно,
был основан на сочетании
(общинных) и индивидуалистских начал. Но если в Афинах со временем резко
выросла роль частной инициативы, процветавшей в условиях открытости,
демократизации политического строя, расцвета культуры, бурного развития
мореплавания, ремесел и торговли, то в Спарте маятник качнулся в
противоположную сторону - в сторону закрытости, натурализации хозяйства,
милитаризации и "коллективизации" всех сторон жизни. Афины и Спарта, таким
образом, представляют собой лишь как бы две крайние точки в движении одного
и того же "полисного" маятника.
По всей видимости, в Спарте решающую роль в становлении нового мышления
сыграл военный фактор. В VII в. до н.э. Спарта еще не была тем
государством, своеобразие которого в дальнейшем вызовет у других греков
удивление, смешанное с восторгом. Она еще находилась во власти общих
тенденций развития цивилизации, закрепляющих за аристократией право на
роскошь и более утонченную жизнь, и поиски прибыльных предприятий. Между
VII и VI в. до н.э. произошел
слом сложившейся системы.
от внешних вхождений, закостенела в военном режиме. Она не только отвергла
выставление напоказ богатства, но прекратила всякий обмен с заграницей в
области торговли и ремесельной деятельности; она запретила употребление
драгоценных металлов, золотых и серебряных монет. Оставшись в стороне от
великих интеллектуальных преобразований, ныне она пренебрегает тем, чем
славилась раньше, — письменностью и искусством. Иначе говоря, как
представляется, философия и греческая мысль ничем ей не обязаны.
. Общественные и политические преобразования, которые в Спарте имели
своим следствием создание новой военной техники и которые привели к
образованию полиса гоплитов, в институциональном плане реализовали ту
потребность в уравновешенном и упорядоченном с помощью закона человеческом
мире, которую мудрецы в тот период сформулировали в чисто концептуальном
плане. И возникла эта потребность в полисах, раздираемых внутренними
мятежами и конфликтами. Для Спарты, которая упорно придерживалась
архаических институтов, имело смысл сохранить возрастные классы, воинские