Воспитание творческих способностей у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть создание условий для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности.

Я считаю необходимо решить следующие задачи:

выявить особенности возникновения образа в деятельности детей на самых ранних этапах;
проследить процесс развития художественных образов в музыкальном, изобразительном, театральном творчестве;
охарактеризовать индивидуальные проявления детей различных возрастов;
пронаблюдать некоторые процессы, сопутствующие творческим переживаниям детей;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3


I. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1.Вопросы детского творчества в работах отечественных

педагогов………………………………………………….…………...5

1.2.Вопросы детского творчества в работах зарубежных

педагогов………………………………………………………….…...7

1.3.Критерии………………………………………………….………………8


II. ПРОБЛЕМА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………….11


III. ВИДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

3.1.Бумажная пластика и оригами………………………………………….17

3.2.Театрализованная деятельность дошкольников………………………20

3.3.Изобразительная деятельность…………………………………………25

3.4.Музыкальное воспитание……………………………………………….28


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33



ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….34


ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

КУРС ДОШК.ВОСПИТ..doc

— 161.50 Кб (Скачать)

    3.4.Музыкальное  воспитание 

    Стержнем  музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. НА Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова и др. подчеркивают: развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желания слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.17

    В соответствии с этим перед детскими учреждениями в области музыкального воспитания, образования и развития детей стоят следующие задачи.

    • Развитие музыкального восприятия.

    • Формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса; интереса и любви к высокохудожественной музыке, желания слушать музыку и исполнять ее.

    • Приобретение детьми системы опорных  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания.

    • Развитие музыкальных способностей (ладового чувства - способности эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; формирование чувства ритма, гармонии и т.д.).

    • Формирование способности к слуховому представлению, т.е. способности произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение; активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

    • Развитие интереса к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов.

    • Приобщение ребенка к народной, классической и современной музыке, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству.

    • Развитие творческих способностей детей  в пении, игровой и музыкально-танцевальной деятельностях.

    • Формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту, на досуге и в творческой деятельности.

    • Создание социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, способствующей музыкальному и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставка авторских работ детей, родителей; цветы и пр.).

            Старшая группа

    (от 5 до 6 лет)

    Продолжать  развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства дошкольников с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные, творческие способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.

           Способствовать дальнейшему развитию  навыков пения, движений под музыку; игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

    Слушание. Развивать способность различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память детей через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).

    Пение. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от ре первой октавы до до второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно громко и тихо.18

    Песенное  творчество. Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Формировать умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

    Музыкально-ритмические  движения. Развивать чувство ритма, умение передавать характер музыки через движения, ее эмоционально образное содержание; свободно ориентироваться в пространстве; выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами..

    Музыкально-игровое  и танцевальное творчество. Развивать танцевальное творчество (придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца), проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве. Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера; самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни; придумывать простейшие танцевальные движения. Способствовать возникновению интереса к инсценированию содержания песен, хороводов.

    Игра  на детских музыкальных  инструментах. Продолжать обучать исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Учить исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

    К концу учебного года дети должны уметь:

    • различать жанры музыкальных  произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, вступлению;

    • различать звуки высокие и  низкие (в пределах квинты);

    • петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;

     • ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;

    • самостоятельно менять движения в соответствии с трех частной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;

    • выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении;

    • самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать самостоятельно, не подражая друг другу;

    • играть на металлофоне мелодии по одному и небольшими группами.

 

        

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

    Мной  была рассмотрена тема творческого  воспитания у дошкольников, из чего мы можем сделать следующее заключение.  У всех детей с момента возникновения стремления к разнообразным видам деятельности необходимо формировать художественно-образное начало, что является обязательной предпосылкой к продуктивному творчеству. Группа исследований была посвящена проблеме театрализованной деятельности. К этому исследованию примкнули исследования проблем влияния изобразительного искусства. В исследование анализировались возможности творческих проявлений детей в менее разработанных областях, например в  музыкальном развитие.

    Была  установлена такая последовательность применения различных методов исследования:

1.изучение  истории, теории и практики  вопроса для установления исходных  теоретических позиций и обоснования  гипотез;

2.констатация  творческих проявлений путем  наблюдения при выполнении детьми  отдельных выборочных творческих заданий;

3.проведение  собственно формирующих опытов, обеспечивающих поэтапное творческое  развитие детей;

4.обобщение  теоретических и экспериментальных  выводов.

         Для достижения своих целей  я пыталась использовать разнообразные  средства, присущие каждому виду искусства, изучить особенности проявления детей старшего возраста.

         В целом же исследование было  направлено на разрешение двух  основных задач:

1.выявление  особенностей детского творчества, его образной природы, критериев  его оценки;

2.определение  путей управления им.

       На основе исследований, кроме  теоретической части провела  и практическую. В исследовании  участвовали дети из детского  сада «Винни Пух» (старшая группа). Результаты прилагаются к работе  в виде таблицы в приложении.

ЛИТЕРАТУРА

    1.Винокурова Н.К.  Лучшие тесты на развитие творческих способностей. — М.: Аст-Пресс, 1999.-С.80.

    2.Винокурова Н.К. Подумаем вместе. — М.: Рост, 1999.-С.128.

    3.Власова Т.Г. Культурно-досуговая  деятельность// Дошкольное воспитание. –2003.-№12.-С.2-4.

    4.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М.: «Просвещение», 1991. –С.80.

    5.Дементьева Л.В. Театрализованная деятельность дошкольников// Дошкольное воспитание. –1999.-№11.-С.6-17.

    6.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Под ред. Бабаевой Т.И., З.А. Михайловой.- М.: «Акцидент»,2001.-С.57.

      7.Детский сад./ Книга для заведующих детских садов.-М.: «Просвещение», 1982.-С.183.

    8.Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: «Просвещение», 1988.-С.245.

    9.Ищенко И.П. Соотношение интеллектуальной и творческой одаренности у детей 4-6 лет. - М.: «Просвещение», 2001.-С.248.

    10.Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. - М.: «Просвещение», 1971.-С.62.

    11.Ляшко Т.И. Игра, творчество, развтие// Дошкольное воспитание. –2003.-№8.-С.17-23.

    12.Ляшко Т.И. Нас обьеденяют дети// Дошкольное воспитание. –2003.-№10.-С.36-48.

    13.Ляшко Т.И. Через игру к творчеству.-Обнинск. «Пропаганда»,1994.-С.170.

    14.МатюшкинА.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии. - 1982. - № 4. –С.5-17.

    15.МатюшкинА.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети//Вопросы психологии. - 1988. - № 4.-С.88-97.

    16.Маханева М.И. Изобразительная деятельность// Дошкольное воспитание. –2003.-№12.-С.63-64.

    17.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./Под ред. Комаровой Т.С.-М.: «Просвещение»,1985.-С.197.

    18.Монастырева Т.В. Музыкальное воспитание// Дошкольное воспитание. –2003.-№11.-С.80-89.

    19.Никитина А.В. Развитие творческих способностей// Начальная школа.-2001.-№10. – С.34-37.

    20.Одаренные дети/Пер, с англ. - М.: «Акцидент», 1990. –С.376.

    21.Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах./ Книга для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение», 1982.-С.284.

    22.Педагогика./ Учебное пособие для студентов пед. вузов. / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: «Российское педагогическое агентство»,1996.-С.452.

    23.Перькова О.И., Сазанова Л.И. Раз, два, три—отвечай! — Инф. метод, центр Министерства образования РФ, 1992.-С.53.

    24.Платонов А.Д. Игры развивающие творчество// Семья.-1991.-№42.-С.4-5.

    25.Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С. Лейтеса. -М.: «Просвещение»,1996.-С.426.

    26.Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей конструированию и ручному труду в малокомплектном детском саду./ Книга для воспитателей. - М.: «Просвещение»,1992.-С.321.

    27.Фидельман М.И. Проблема одаренности// Начальная школа. - 2003.-№2.-С.2-12.

    28.Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание?- М.: «Просвещение», 1991.-С.80.

    29.Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: «Просвещение», 1996.-С.136.

    30. Юркевич B.C. Познавательная потребность как основа развития способностей школьников. - М.: «Просвещение»,1991. –С.151. 
     
     
     

    ПРИЛОЖЕНИЕ

СХЕМА ОПРОСА ДЕТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ТЕМА  ЗАНЯТИЯ «ЗИМА»

  №          Ф.И.                                           задание    задание      задание   задание    задание   задание    задание

                                                                              №1        №2              №3            №4         №5            №6           №7

  1.       Акбашев  Дима
 
  1.      Афонина Александра               
 
  1.      Гусев  Андрей
 
  1.      Домов Сережа
 
  1.      Дулеева Настя
 
  1.      Зиннуров Марат
 
  1.       Миннахметова Лиана
 
  1.       Нестерева  Оля
 
  1.       Осипова Алина
 
  1.       Тарасова  Лена
   

Информация о работе Воспитание творческих способностей у дошкольников