Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 18:43, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть создание условий для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности.
Я считаю необходимо решить следующие задачи:
выявить особенности возникновения образа в деятельности детей на самых ранних этапах;
проследить процесс развития художественных образов в музыкальном, изобразительном, театральном творчестве;
охарактеризовать индивидуальные проявления детей различных возрастов;
пронаблюдать некоторые процессы, сопутствующие творческим переживаниям детей;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
I. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1.Вопросы детского творчества в работах отечественных
педагогов………………………………………………….…………...5
1.2.Вопросы детского творчества в работах зарубежных
педагогов………………………………………………………….…...7
1.3.Критерии………………………………………………….………………8
II. ПРОБЛЕМА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………….11
III. ВИДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1.Бумажная пластика и оригами………………………………………….17
3.2.Театрализованная деятельность дошкольников………………………20
3.3.Изобразительная деятельность…………………………………………25
3.4.Музыкальное воспитание……………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………...
Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности и т. д.), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку), причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному — в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время могут быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности («Кукольный театр — малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т. д.), которые проводит воспитатель или специалист. Полезно, когда результаты работы студий (по ручному труду, изодеятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» — концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектив.
В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в ДОУ, которому присущи зарегламентированность, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.14 При этом предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
• индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
•
особенности его эмоционально-
• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• возрастные и поло-ролевые особенности.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.
Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и т. д.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразные праздники и развлечения. В «Школе развития» В. А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в комнате сказки играло очень большую роль».
Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.
Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» А после чтения произведения А. Толстого «Приключения Буратино» предложить следующие вопросы: каких героев этого произведения можно назвать злыми? Почему?
Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (В. А. Сухомлинский).
В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:
• понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
•
помочь ребенку полнее высказать, проявить
свои чувства, создать особые условия,
в которых может развернуться
его содействие персонажам произведения.
3.3.Изобразительная
деятельность
Важнейшее
средство творческого воспитания —
это изобразительная
1)
наблюдение за окружающей
2) беседы, рассказы;
3) развитие самостоятельности;
4) творческую деятельность.
Декоративно-оформительская деятельность включает следующее.
Композиция плаката, как правило, проста: в середине изобразительный материал. Плакаты могут быть выполнены в технике аппликации или коллажа.
При оформлении плаката воспитатель выступает в роли организатора и руководителя и одновременно участника творческого процесса.
Эмблема - это какая-либо геометрическая форма, в которую вписан рисунок( должен быть простым и вместе с тем заметным, бросающимся в глаза. Для этого лучше использовать два контрастных цвета).
Самое главное - научить детей правильно составлять их, т.е. выбирать материал (иллюстрации, фотографии и т.п.) и располагать их на листах альбома (тема, сюжет...).
Пожалуй, это самая распространенная декоративно-оформительская деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Работу над выставкой следует начинать с определения ее содержания, количества и размера экспонатов. Выставку можно оформить на столах, стене, стенде.
Их делают из плотной бумаги или картона по размеру репродукции.
Данной оформительской работе предшествует создание экспозиционного плана в целом и эскизов макетов.15 Дети могут составить план украшения дверных и оконных проемов, ниш, колонн, центральной стены, самих окон и разрабатывают эскизы оформления. Каждую групповую комнату можно решить в своей цветовой гамме.
Дети рисуют картины, изготавливают поделки и используют их для украшения, предварительно обсудив с взрослым, где и какой сюжет будет лучше смотреться.
Декоративно-оформительская деятельность основана на следующих принципах:
• утилитарность - художественный образ в целом, форма и материал подчинены назначению вещи;
• условность и лаконичность образов;
• декоративность и условность цвета;
• подбор цветовых сочетаний и т.д. Декоративно-оформительская деятельность детей дошкольного возраста -это творческая деятельность. Она характеризуется неразрывным единством познания, воображения и практической деятельностью. При этом чем разнообразнее познавательная деятельность ребенка, тем богаче его воображение.
В работе по приобщению дошкольников к декоративно-оформительской деятельности ставим следующие задачи:
• формирование интереса к ней;
• развитие эстетического и эмоционального восприятия окружающего;
• формирование творчества, самостоятельности, активности;
• повышение уровня изобразительных навыков и умений;
• формирование умения выбирать цвета и их сочетания.
Для выявления уровня овладения детьми навыками декоративно-оформительской деятельности желательно провести диагностику по таким критериям, как развитость эстетического восприятия, чувства цвета, ритма, симметрии, способность к эстетическим суждениям и оценкам, интерес к разным способам действия, самостоятельность в их выборе, предвидение результатов, самостоятельность в выборе материала, умение украшать предметы различной величины и разной формы, соответствующие технические навыки.
Предлагаю перспективный план работы по данной проблеме.
Декоративно-оформительская деятельность: создание декоративного панно «Осенний ковер», экскурсия по детскому саду (оценить эстетику интерьера), экскурсия по участку детского сада (оценить его эстетику), оформление групп к осеннему празднику, составление композиции из осенних листьев, оформление рисунков в паспарту, оформление выставки детских работ в группе для родителей, изготовление поздравительной открытки и пригласительного билета, оформление выставки детской одежды в группе, выставка игрушек, сделанных своими руками, выставка изделий из природного и бросового материала, украшение группы к Новому году, изготовление эмблем, изготовление семейного альбома и афиши к родительскому собранию.
Конструирование: мебель из бумаги, фигурки зверюшек и человечков, игрушки по чертежам, волшебный сундучок, салфетка, коврик, закладка, кулон из бересты, декоративное панно из природного материала, игрушки-забавы, сюжетная композиция по замыслу или по образцу, изготовление паспарту, поделки из старого строительного материала, изготовление образцов детской одежды (плоскостные), елочные игрушки из бумаги, сарафан для Тани.
Изобразительная деятельность: о чем можно рассказать в рисунке, придумай узор для летнего платка, рисование по сказке, творческое рисование «Мой сон», страшная сказка и т.п., творческое рисование с элементами коллажа, декоративное рисование, узор из осенних листьев, рисование штампами, рисование на ткани, рисование многоэтажного дома в нескольких вариантах, роспись готовых форм детской одежды, изготовление поделок из глины, роспись по глине, зарисовки и выполнение в цвете эскизов для украшения группы.
Игра: склей разбитый кувшин (комбинация деталей), выложи плоские изображения по чертежам, подбери к картине тон, зайди ко мне в гости (теплые и холодные тона), раскрась картинку (цвет и настроение), раскрась чайный сервиз, составь узор из геометрических фигур, смастери коврик для куклы, запиши сказку, сделай мозаику из бумаги, посмотри на мир через волшебные очки, поиграем в закорючки и т.п.16
Педагогическая ценность овладения навыками декоративно-оформительской деятельности определяется следующими причинами: она позволяет развивать культуру материального быта, способствует формированию у детей эстетических чувств, помогает лучше понимать художественные образы.
В
заключение хочется привести высказывание
Л. Выгодского: «Очевидно, существует какая-то
внутренняя связь между личностью ребенка
в этом возрасте и его любовью к рисованию.
Очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются
на рисовании не случайно, потому что именно
рисование предоставляет ребенку этого
возраста возможность наиболее легко
выразить то, что им владеет».
Информация о работе Воспитание творческих способностей у дошкольников