Воспитание творческих способностей у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть создание условий для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности.

Я считаю необходимо решить следующие задачи:

выявить особенности возникновения образа в деятельности детей на самых ранних этапах;
проследить процесс развития художественных образов в музыкальном, изобразительном, театральном творчестве;
охарактеризовать индивидуальные проявления детей различных возрастов;
пронаблюдать некоторые процессы, сопутствующие творческим переживаниям детей;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3


I. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1.Вопросы детского творчества в работах отечественных

педагогов………………………………………………….…………...5

1.2.Вопросы детского творчества в работах зарубежных

педагогов………………………………………………………….…...7

1.3.Критерии………………………………………………….………………8


II. ПРОБЛЕМА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………….11


III. ВИДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

3.1.Бумажная пластика и оригами………………………………………….17

3.2.Театрализованная деятельность дошкольников………………………20

3.3.Изобразительная деятельность…………………………………………25

3.4.Музыкальное воспитание……………………………………………….28


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33



ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….34


ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

КУРС ДОШК.ВОСПИТ..doc

— 161.50 Кб (Скачать)

    — Кому принадлежат слова: «Кто людям помогает, тот тратит время зря»? (Шапокляк.)

    — Друг Чебурашки. (Крокодил Гена.)

    — Котенок по имени... (Гав.)

    — Кто прилетит к нам в голубом  вертолете? (Волшебник.)

    — Кто догадался, какая сегодня  тема урока? (Мультфильмы.)

    Просмотр  отрывка из мультфильма «Винни Пух  идет в гости».

    — Назовите друзей Винни Пуха. (Пятачок, Кролик.)

    — Назовите главных героев мультфильма «Ну, погоди!» (Заяц, Волк.)

    Задание 2. Логическо-поисковое. Пятачок, Заяц.

    Что общего в этих словах?

    — Какие значения могут иметь эти слова? (Пятачок — кличка, монета, нос. Заяц — животное, трусливый человек, безбилетный пассажир.)

    Задание 3. Воспитатель показывает цветок.

    — Какой мультфильм знаете с этим цветком? (Цветик-семицветик.)

    — Какую волшебную силу имел этот цветок? (Исполнял желания.)

    — Если сказать: «По щучьему велению, по моему хотению»... (Все исполнится.)

    — Какие в этом мультфильме волшебные слова? (Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик-семицветик», с того кадра, когда у героини остался последний лепесток и она размышляет, как его использовать.)

    Разучивание слов:

        Лепт, лети лепесток, через запад на восток, облети вокруг земли, быть по-моему  вели.

    Задание 4. Творческая работа.

    — Какой формы может быть лепесток? (Овальной, треугольной, круглой.)

    — Нарисовать цветок-семицветик с одним лепестком и загадать самое     заветное свое желание.

    Проверка. ( Ребенок говорит волшебные слова  и читает свое заветное желание.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. ВИДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 

3.1.Бумажная пластика и оригами 

    Формирование  творческой личности -одна из важных задач  педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия творческой деятельностью создают основу для  полноценного содержательного общения  детей между собой и с взрослыми. Кроме того, творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий творческой направленности.10 Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?

        Именно эти вопросы помогут  решить бумагопластика и оригами - одни из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Ребенку дают возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм, величин.

    Работа  с кадрами. Обеспечить развитие творческой атмосферы в педагогическом коллективе, создание лаборатории педагогического творчества.

    Работа  с детьми. Развивать личность ребенка. Побуждать к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации.

    Работа  с родителями. Выработать единые подходы к развитию творчества детей, к его оценке, формировать отношение к ребенку как развивающейся и самоценной личности.

    Какие же условия необходимы для развития детского творчества?

    1. Творчески работающий и высококвалифицированный педагог.

    2. Программы и методики, разрабатываемые совместными усилиями педагогов и ученых.

    3. Создание эстетической среды. Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Это предполагает наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью.

             Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей. Следовательно, педагогический коллектив должен создавать мотивацию, развивать потребность в творчестве.11

    Были  изготовлены образцы игрушек, поделки  из бумаги как средство пробуждения и стимулирования творческого воображения детей и воспитателей. Разработан план занятий по бумажной пластике, подобрана литература, составлены кроссворды. Проведен ряд консультаций, семинаров для воспитателей ДОУ, семинар-практикум «Уроки занимательного труда» из семи занятий по следующим темам: «Что можно изобразить с помощью полосок бумаги» (петельки, витая спираль, гофрировка, плетение); «Изготовление игрушек из цилиндров»; «Изготовление игрушек из конусов»; «Изготовление игрушек из кулечков»; «Изготовление игрушек в технике оригами»; «Изготовление масок».

    Воспитатели должны проводить интегрированные  занятия, которые оказывают влияние  на развитие творческой инициативы детей, используя разнообразную по цвету, фактуре и размеру бумагу, а также ножницы. Дети осваивают технику вырезания (симметричное, многослойное, ажурное) для получения объемной аппликации. Применяют технику обрывания для получения целостного образа или создания мозаичной аппликации. Создают игрушки, поделки из бумаги по типу оригамипутем закручивания полосок, круга в конус, прямоугольника в цилиндр. Каждый способ дает возможность создавать разнообразные игрушки.

    В конце года выявить уровень творческой индивидуальности детей среднего и старшего возраста по следующим параметрам:

    1) умение принять цель;

    2) умение выбрать материал, организовать рабочее место;

    3) сформированность умений и навыков в художественной деятельности;

    4) творческий характер деятельности;

    5) результативность и самостоятельность в достижении результата.

    Низкий  уровень: отказ от деятельности, результат не достигнут или он низкого качества, отсутствует самостоятельность.

    Средний уровень: самостоятельность, результат высокий, но без элементов новизны, недостаточные умения, замысел реализован частично.

    Высокий уровень: самостоятельность, развитые умения, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

            Художественно-творческой деятельностью дети занимаются и дома. Воспитатели консультируют родителей по вопросам организации этой деятельности (что должен знать и уметь ребенок в определенном возрасте, как развивать детское творчество и т.д.), проводят круглые столы, делятся опытом своей работы. Это способствует активизации родителей, формированию у них осознанного отношения к художественной деятельности детей.

    Для реализации этой задачи важно основывать педагогический процесс на последовательном и поэтапном развитии художественно-творческих способностей детей - от простого к сложному. Так, техника работы с бумагой включает: сминание и разрывание (для детей 3-4 лет); закручивание полосок, круга в конус, прямоугольника в цилиндр, разрезание (для детей 4-5 лет); сгибание и плетение (для детей 6 лет).

    Возникает вопрос: как включить работу с бумагой в педагогический процесс?

1.Планирование  работы в первой половине дня (утром). Это наиболее благоприятное время для индивидуальной работы с детьми.

2.При  обучении детей различным техникам  изобразительного творчества делать акцент на эстетической сущности поделки, а не на формальном копировании образца.

3. Сочетание  индивидуальных и коллективных видов деятельности. В коллективных работах создание условий для самореализации каждого ребенка. Развитие умения выстраивать композицию.

4.Интегрированные  формы художественно-творческой деятельности как наиболее оптимальные (например, на занятии по математике дети изготавливают поделку по типу оригами).

5.Сочетание  различных видов изобразительной деятельности на одном занятии (так, дети рисуют силуэт вагона, а затем складывают из бумаги мордашки животных-пассажиров - они смотрят из окна).

6.Создание  условий для самостоятельного изготовления поделки (обучение созданию игрушки, поделки по образцу и объяснению).

7. Использование  различной по цвету, фактуре и размеру бумаги.

8. Создание  обстановки общей увлеченности и творчества.

    Одним из условий творческого развития детей в детском саду является создание изостудии, в которой повышается эстетическая культура детей, которая сплачивает педагогический коллектив и т.д. Этой же цели способствует семинар воспитателей по оригами и бумажной пластике.

    3.2.Театрализованная  деятельность дошкольников

 

    Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающей, «динамичной». Это означает, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.12

    Воспитательные  возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

    Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности  речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

    Театрализованная  деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.13

    Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего  развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);
  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
  • Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы. Почему прежде всего организация, а не содержание? По моему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый  потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., в итоге — целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Информация о работе Воспитание творческих способностей у дошкольников