Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 18:43, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть создание условий для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности.
Я считаю необходимо решить следующие задачи:
выявить особенности возникновения образа в деятельности детей на самых ранних этапах;
проследить процесс развития художественных образов в музыкальном, изобразительном, театральном творчестве;
охарактеризовать индивидуальные проявления детей различных возрастов;
пронаблюдать некоторые процессы, сопутствующие творческим переживаниям детей;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
I. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1.Вопросы детского творчества в работах отечественных
педагогов………………………………………………….…………...5
1.2.Вопросы детского творчества в работах зарубежных
педагогов………………………………………………………….…...7
1.3.Критерии………………………………………………….………………8
II. ПРОБЛЕМА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………….11
III. ВИДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1.Бумажная пластика и оригами………………………………………….17
3.2.Театрализованная деятельность дошкольников………………………20
3.3.Изобразительная деятельность…………………………………………25
3.4.Музыкальное воспитание……………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………...
Генетической основой возникновения детского творчества является игра, направленная на активное освоение детьми окружающей жизни, а также сенсорная ориентировка в сфере музыкальных звучаний, выразительных слов, движений, цветовых сочетаний, пространственных отношений, что позволяет детям выявить свое отношение к окружающему миру.
Некоторые дети легко и быстро осваивают способы творческих действий и достигают очень хороших результатов. Их возможности как бы перекрывают возрастные границы. Важно создать оптимальные условия для их развития. Обнаруживалось, однако, что все без исключения дети с радостью включаются в созидательную деятельность. В условиях массового воспитания нас интересует не профессиональная подготовка, а всестороннее и активное художественное развитие ребенка. Еще не раскрытые предпосылки к творчеству должны быть выявлены и развиты у всех.
Психические процессы, сопутствующие творчеству детей, отличаются известной противоречивостью. Но это обстоятельство не тормозит, а является скорее активизирующим началом. Так, деятельность творческого воображения успешно сочеталась с подражательностью, а интуиция — с сознательными поисками художественных средств. Это может быть объяснено тем, что деятельность воображения опирается обычно на прошлый опыт, который мог быть усвоен и путем подражания.4
Анализируя детскую продукцию, наблюдая за ребенком в процессе действий, я поняла, что не во всех случаях эти действия можно отнести к творческим.
Я определила критерии, которые показывают наличие творческого начала в художественной деятельности детей.
Были выделены три группы показателей, по которым оценивались:
а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в творчестве;
б) способы творческих действий;
в) качество детской продукции.
Вот показатели, характеризующие отношение детей к творчеству. их интересы и способности:
искренность, правдивость, непосредственность переживаний;
увлеченность, захваченность деятельностью — качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели;
изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;
возникновение потребностей, интересов к творчеству в связи с различными видами художественной практики;
развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт;
способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;
специальные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.
Показатели качества способов творческих действий:
дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях;
самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания;
нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их;
быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях;
подражание образцу, но применение его при воплощении новых образов;
нахождение
своих оригинальных приемов решения
творческих заданий.
II.
ПРОБЛЕМА И МЕТОДИКА
ИССЛЕДОВАНИЯ
В настоящее время проблема воспитания творчества является одной из наиболее актуальных проблем. Главной причиной, постоянно поддерживающей интерес к этой достаточно сложной проблеме, является ее очевидная практическая значимость.
Уже сейчас имеется определенный опыт в выявлении, воспитании и обучении одаренных детей, однако далеко не все подходы разработаны в достаточной мере.
Для выявления творческой одаренности созданы соответствующие тесты, принципиально отличные по своему психологическому содержанию от интеллектуальных тестов (например, тест Торренса).5
Хотя интеллектуальная и творческая одаренность в социальном отношении представляют значительную ценность, однако вопрос о природе и психологическом содержании этих различий представляет как теоретический, так и конкретно практический интерес.
Я исхожу из того, что непременным отличием является поступательная динамика познавательной потребности.
При
этом познавательную потребность понимаем
как внутреннюю, собственную активность
индивида, проявляющуюся в поиске
и переработке новой
Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.8
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности - памяти, внимания, мышления, воображения;
- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа: 1) разминку, 2) развитие творческих механизмов, 3) выполнение развивающих частично-поисковых задач, 4) решение творческих задач.9
Воспитатель должен сам компоновать задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки.
Задания даются всей группе. При их выполнении оценивается только успех. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Занятие идет в достаточно высоком темпе, дети отвечают с места, не поднимая рук. Такая работа создает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Предлагаю разработку занятия по развитию творческих способностей для старшей группы.
Тема занятия «Зима»
Задание 1. Интеллектуальная разминка.
Из своих он будет первым,
А из всех идет последним,
Извещает он народ,
Что уходит старый год. (Декабрь.)
Зимние осадки. (Снег.)
Снег в куче. (Сугроб.)
Если он зимой ударит,
Спрятать всех носы заставит. (Мороз.)
Деревенская дубленка. (Тулуп.)
Старец, навещающий нас под Новый
год. (Мороз.)
Время года перед зимой. (Осень.)
Овощ, который используется при лепке
снежной бабы. (Морковь.)
Морозная картинка на окне. (Узор.)
Задание 2. логическо-поисковое. Декабрь. Январь. Февраль. Что общего в этих словах? Ответы детей:
— Названия месяцев.
— Все зимние месяцы.
Задание 3.
— Какого цвета зима? (Ответить одним словом.)
Обозначить цвета:
— Иней, который лег на провода. (Синий)
— Козленок, живший у бабушки. (Серый)
— Кузнечик, сидевший в траве. (Зеленый)
— Вагон, который бежит, качается. (Голубой)
— Бим, у которого черное ухо. (Белый) Что мы раскрасим на зимней картинке этими цветами?
Задание 4. Творческое задание: нарисовать эмблему января или декабря. Выставка рисунков-эмблем.
Задание 5. Развитие речи. Поговорки, пословицы.
• Время готовить телегу. (Зима.)
Вспомни пословицу. (Готовь сани летом, а телегу зимой)
• То, без чего не вынешь рыбку из пруда. (Труд.)
• Пословица о труде. (Без труда не вынешь и рыбку из пруда.)
• У жадины его невозможно выпросить даже зимой. (Снег.)
• Не воробей. (Слово.) Пословица о слове. (Слово не воробей, вылетит не поймаешь)
Задание 6. Вставь пропущенные слова.
— ... жаркое, а зима ... (Лето жаркое, а зима холодная.)
— ... золотая, а зима ... (Осень золотая, а зима белоснежная.) и тд.
Задание 7. Расскажите, нравится ли вам зима. Как вы относитесь к этому времени года?
Это задание является итогом занятия.
Тема занятия «Мультфильмы»
Задание 1. Интеллектуальная разминка.
— Кровосос, спасший Муху-цокотуху. (Комар.)
— У Киплинга она гуляла сама по себе. (Кошка.)
— Кот, испытавший на себе выходки весьма вредных мышей. (Леопольд.)
— «Слепое» животное, живущее и роющее свои ходы под землей. ( Крот.)
— Летательное средство Мюнхгаузена. (Ядро.)
— Зверек, любящий стирку и живущий у воды. (Енот.)
— Крупное приобретение экономного кота Матроскина. (Корова.)
— Место работы Печкина. (Почта.)
— Друг дяди Федора и Матроскина. (Шарик.)
— В меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. (Карлсон.)
— Как звали друга Карлсона? (Малыш.)
— Сказочный герой, который кого угодно мог довести до слез. (Чиполлино.)
— Враг зайца. (Волк.)
Информация о работе Воспитание творческих способностей у дошкольников