Воспитание ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить позиции П.Ф.Каптерева по проблемам воспитания и обучения детей в семье.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с жизнью и научным творчеством П.Ф. Каптерева
2. Раскрыть вопросы умственного воспитания в семье.
3. Изучить взгляды П.Ф.Каптерева о нравственном воспитании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО П.Ф. КАПТЕРЕВА ………………………………………………………………………………...…. 5
1.1. Детств и годы учебы…………………………………………………….. 5
1.2. Профессиональная деятельность и научное творчество…………..…. 8

ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ………...……………………………………………………………………..….. 17
2.1. Проблема биологического и социального в человеке………………... 17
2.2. Обучение детей в семье………….………………………………..……. 19

ГЛАВА 3. П.Ф.КАПТЕРЕВ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ…. 25
3.1. Принципы общественно-нравственного воспитания……………….. 25
3.2. Подражательность как фактор воспитания………………………….. 27
3.3. О нравственном закаливании ………………………………………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……... 34

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

Каптерев и семейное воспитание (Автосохраненный).doc

— 195.50 Кб (Скачать)

        Приведенные позиции  П.Ф. Каптерева имеют актуальность и сегодня, соотносятся с взглядами современных педагогов, особенно в ситуации, когда необходимо подготовить подрастающее поколение переносить тяготы жизни, преодолевать жизненные трудности.

 

  

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Рассматривая  позиции П.Ф.Каптерева по аспекту умственного воспитания в семье, мы пришли к следующим заключениям.

     П.Ф.Каптерев не сводил умственные способности и  поведение ребенка к одной  лишь наследственности. В формировании личности принимают участие еще два очень мощных фактора: бессознательная подражательность, особо ярко проявляющаяся в раннем детстве, и способности, приобретенные вполне осознанно. Более того, Каптерев предупреждал, что за наследственные нередко принимают те качества, которые ребенок приобрел самостоятельно в раннем детстве.

  Воспитание  ребенка должно, в зависимости  от его возраста, в той или иной степени действовать как через  бессознательную подражательность, так и опираться на потребности во вполне осмысленном приобретении каких-либо навыков и знаний.

  Однако  подходы, предложенные ученым к изучению ребенка как биосоциального существа со своей индивидуальной наследственностью и психовозрастными особенностями, не потеряли актуальности и в наше время.

        П. Ф. Каптерев выстроил свою концепцию семейного обучения. Основную, хотя далеко не единственную задачу обучения, Каптерев видел в развитии умственных способностей ребенка. Это достигается, как считал он, активной помощью в «упражнении органов внешних чувств, наблюдательности, запоминания, способности выводов и вообще самостоятельного мышления

  Опасность обучения иностранным языкам в раннем возрасте, по мнению П.Ф.Каптерева, заключалась  не в умственном перенапряжении ребенка, а в слабом знании языка. По мнению П.Ф.Каптерева, оптимальный возраст для начала изучения иностранных языков - между 7 и 10 годами.

  Под периодом первоначального самообучения П.Ф.Каптерев понимал время с самого рождения, когда ребенок получает информацию об окружающем мире, главным образом, путем ощущений, через органы внешних чувств. Но и на этом этапе семья должна оказывать ребенку возможную помощь, предоставляя ему возможности ознакомиться с миром во всем его многообразии, но, ограничивая от тех впечатлений, которые могут вызвать негативные эмоции; заботиться о его физическом формировании, в том числе правильном развитии органов чувств и т.п. Сюда же относятся и становление речи ребенка, обучение его правильному произношению слов, ознакомление с новыми словами и понятиями.

  Систематическое обучение П.Ф.Каптерев рассматривает как в широком контексте, так и в более узком, т.е. в первом случае как направленное образование ребенка взрослыми вообще, а во втором - как организацию систематических домашних занятий по отдельным предметам: грамоте, счету, основам иностранного языка и т.п. Начало обучения не имеет четких возрастных ограничений. Переход к систематическому обучению осуществляется плавно и постепенно и затем занимает все больший объем в зависимости от индивидуальных особенностей и умственных способностей ребенка.

  Затем происходит переход к систематическому обучению уже в узком смысле этого  понятия, когда занятия с ребенком проводятся действительно «систематически», т.е. регулярно, в установленное время  и определенной продолжительности. П.Ф.Каптерев полагал, что их можно начинать в возрасте около 7 лет, хотя и отмечал, что это во многом зависит от особенностей самого обучаемого. В качестве первых предметов он рекомендовал естествоведение и родной язык, как вещи наименее отвлеченные и в определенной степени уже знакомые ребенку. Однако, систематические домашние занятия, по мнению Каптерева, не должны полностью доминировать в обучении ребенка.

  Поэтому он особенно отмечал пользу и даже необходимость детских игр не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. В процессе игры ребенок также познает мир, учится наблюдать и мыслить; причем учится самостоятельно, без всякого принуждения, что нередко наблюдается во время учебных занятий. Взрослые, конечно, в разумных пределах, не должны препятствовать ребенку в играх, как групповых, так и одиночных.

  П.Ф.Каптерев считал, что домашнее обучение не должно заканчиваться после поступления  ребенка в школу. Домашнее обучение имеет одно очень серьезное преимущество перед школьным - оно индивидуальное, т.е. учитывает особенности и способности каждой личности, что не может в полной мере быть достигнутым при групповом обучении. Вместе с тем не следует излишне опекать школьника, особенно помогая ему в домашних заданиях, которые он может сделать самостоятельно.

  Многие  из положений П.Ф.Каптерева в области  семейного обучения не утратили актуальности и в наши дни. Так, сейчас, когда объем информации, обрушивающейся на ребенка, неизмеримо возрос по сравнению с концом XIX в., особенно важно научить его не столько эту информацию запоминать, но в первую очередь осмысливать ее, оценивать, уметь отделить важное от второстепенного. Современны и предостережения автора о вреде слишком раннего систематического обучения детей, в том числе и иностранным языкам, о попытках увеличить учебную нагрузку без учета психолого-возрастных особенностей ребенка.

  Изучение  подходов П.Ф.Каптерева к проблемам нравственного воспитания позволяет сделать следующие заключения.

  П.Ф.Каптерев определил принципы общественного (т.е. социального) воспитания, как в семье, так и в школе, которые остаются актуальными и в наши дни. К ним автор относил:

  1) физическое и нравственное закаливание ребенка с первых дней после его рождения;

  2) уважение личности ребенка и вместе с тем ограничение его свободы определенными обязанностями, в том числе и семейными;

  3) поощрение его пребывания в коллективе сверстников и участия в различных детских и школьных организациях: кружках, обществах и т. п.

        Одним из составляющих нравственного воспитания, по мнению П.Ф.Каптерева, является религиозное воспитание, которое должно, как он думает, начинаться именно в семье, причем путем личного примера родителей. Он сводил религиозное воспитание лишь к изучению основ Закона Божьего, т.е. библейской истории, причем в упрощенном, детском варианте, нередко делавшем ее похожей на собрание древнегреческих мифов. Необходимо отметить, что его взгляды в области религиозного воспитания имеют мало общего с позицией православной Церкви и поэтому относиться к ним нужно с определенной осторожностью.

  Большое значение, как отмечал ученый, в  нравственном воспитании играет подражательность. П.Ф.Каптерев понимал под подражательностью воспроизведение человеком действий, поступков и даже мыслей и чувств других людей, вплоть до сопереживания чужих радостей и горестей.

  Автор полагал, что способность к подражанию у ребенка не следует развивать специально, они существуют сами по себе, и обязательно будут проявляться. Родителям нужно скорее заботиться о ее направлении и удержании в должных границах, чтобы объектом подражания стали возвышенные идеалы и нравственные ценности.

  Нравственное  закаливание с точки зрения ученого, также выступает аспектом нравственного воспитания в семье. Под нравственным закаливанием П.Ф.Каптерев понимает не закаливание в тесном нравственном смысле, только в области нравственных чувствований, но закаливание в широком смысле душевной деятельности вообще. Под ним нужно разуметь развитие значительной душевной энергии и стойкости при самых неблагоприятных обстоятельствах, способность отказаться от разных, более или менее значительных удовольствий для достижения поставленной цели. Многие из приведенных выше позиций П.Ф.Каптерева по вопросам умственного и нравственного воспитания в семье имеют актуальность и сегодня, соотносятся с взглядами современных педагогов и могут выступать в качестве руководящих идей в воспитании.

ЛИТЕРАТУРА

 
  1. Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии. - М., 1947.
  2. Бим-Бада Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.- М.,2003.
  3. Богуславский М.В. Образование как ценность общечеловеческого и национального значения в отечественной педагогике первой четверти ХХ в. //Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) /Под ред. З.И.Равкина. М., 1995. С. 116 –117.
  4. Заварзина Л. Э. Русские педагогические портреты. 2- е изд., перераб. и доп. Воронеж, 2004.
  5. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 189 –190.
  6. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. М.Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982.
  7. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Петроград, 1915.
  8. Каптерев П. Ф. Об общем ходе развития детской природы // Воспитание и обучение. 1893. № 1. С. 117.
  9. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. - СПб., 1898.
  10. Каптерев П. Ф. О детском воображении // Женское образование. 1878. № 2. С. 65-82.
  11. Каптерев П. Ф. О детской подражательности. СПб., 1898.
  12. Каптерев П. Ф. О наблюдении над детьми // Воспитание и обучение. 1892. № 2. С. 65-73.
  13. Каптерев П.Ф. О нравственном закаливании в Кн. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.М.Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982, С.147-162.
  14. Каптерев П.Ф. О природе детей // Выпуск XVII. Энциклопедия семейного воспитания. - СПб., 1899.-С.47.
  15. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. Учеб.пособ. /Сост. Андреева И.Н. – М.: Академия, 2000.
  16. Каптерев П.Ф. Основные начала семейного обучения. - СПб., 1898.
  17. Каптерев П.Ф. О школьном самоуправлении и школьной дисциплине // Педагогическая мысль. - 1921.-№ 1-4.-С. 20.
  18. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. - 3-е изд. - СПб., 1914.
  19. Каптерев П.Ф. Статья в монографическом исследовании «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX века».-М., 1991.
  20. Каптерев П.Ф. Что есть педагогика? // Труды 2-го Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. Пг., б/г. С. 35.
  21. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С.138.
  22. Королев Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики.- М., 1956, с. 476-478.
  23. Крупская Н.К. Рецензия // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1978.-Т. 2.-С. 102.
  24. Кузьмин П. М., К вопросу о педагогических идеях П. Ф. Каптерева, «Советская педагогика», 1940, № 4-5.
  25. Лебедев П. А., Каптерев П. Ф. Видный педагог России второй половины XIX – начала XX столетия // Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
  26. Лебедев П. А. Общественно- педагогическая деятельность П.Ф. Каптерева в годы Советской власти (к 125- летию со дня рождения) // Сов. педагогика. 1974. № 8.
  27. Лещинский В. И. Личностная парадигма в истории образования и технологии ее реализации // Известия Воронежского государственного педагогического университета. Личностно ориентированное образование: история, теория, практика. Сб. научных трудов. - Воронеж, ВГПУ, 2000.
  28. Столбун В. Д. Психология воспитания П. Ф. Каптерева. Тверь, 1999.
  29. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., Сфера, 1995.
  30. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. – Киев, 1991. – С. 360.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1.

ОСНОВНЫЕ  ДАТЫ ЖИЗНИ П.Ф.КАПТЕРЕВА

  1849 – 20 июля (7 ст. ст.) в селе Кленово Московской губернии родился Петр Федорович Каптерев.

1862-1868 - учеба в духовной семинарии.

1868-1872 - учеба в Московской духовной академии.

  1872-1878 - преподавание философии в Петербургской духовной семинарии.

  1874 - публикация первой педагогической статьи Каптерева: «Обучение детей дошкольного возраста».

  1879 - начало службы в Ведомстве учреждений императрицы Марии (Мариинском ведомстве) в должности преподавателя Женских педагогических курсов.

  1883 - выход в свет книги «Педагогическая психология» (второе издание).

  1884 - отстранение от преподавательской деятельности в учебных заведениях Мариинского ведомства и работа в должности старшего чиновника Департамента по управлению женскими учебными заведениями Ведомства.

  1885 - выход книги «Дидактические очерки».

  1890-1910 - преподавание педагогики и психологии в частных женских гимназиях Петербурга.

  1898 - начало выхода серии «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» под общей редакцией П. Ф. Каптерева.

  1903 - возобновление педагогической деятельности в Женском педагогическом институте Мариинского ведомства.

  1905 - выход книги «Педагогический процесс».

  1909 - выход книги «История русской педагогии».

  1909-1918 - работа преподавателем-консультантом в Психоневрологическом институте (совмещение).

  1912 - получение звания профессора в Женском педагогическом институте; назначение на должность председателя учебного комитета в Мариинском ведомстве.

  1918 - переезд в г. Острогожск Воронежской губернии и работа в должности разъездного инспектора уездного Отдела народного образования.

  1919 - преподавание в учительской семинарии и средних школах Острогожска.

  1921 - переезд в Воронеж. Преподавание в Воронежском государственном университете. Организация и заведование педагогическим техникумом. Публикация последней статьи «Педагогика и политика».

  1922 - умер 7 сентября в Воронеже. 
 
 

Информация о работе Воспитание ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева