Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, реферат
Цель исследования: изучить позиции П.Ф.Каптерева по проблемам воспитания и обучения детей в семье.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с жизнью и научным творчеством П.Ф. Каптерева
2. Раскрыть вопросы умственного воспитания в семье.
3. Изучить взгляды П.Ф.Каптерева о нравственном воспитании.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО П.Ф. КАПТЕРЕВА ………………………………………………………………………………...…. 5
1.1. Детств и годы учебы…………………………………………………….. 5
1.2. Профессиональная деятельность и научное творчество…………..…. 8
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ………...……………………………………………………………………..….. 17
2.1. Проблема биологического и социального в человеке………………... 17
2.2. Обучение детей в семье………….………………………………..……. 19
ГЛАВА 3. П.Ф.КАПТЕРЕВ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ…. 25
3.1. Принципы общественно-нравственного воспитания……………….. 25
3.2. Подражательность как фактор воспитания………………………….. 27
3.3. О нравственном закаливании ………………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….. 37
Приведенные позиции П.Ф. Каптерева имеют актуальность и сегодня, соотносятся с взглядами современных педагогов, особенно в ситуации, когда необходимо подготовить подрастающее поколение переносить тяготы жизни, преодолевать жизненные трудности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая позиции П.Ф.Каптерева по аспекту умственного воспитания в семье, мы пришли к следующим заключениям.
П.Ф.Каптерев не сводил умственные способности и поведение ребенка к одной лишь наследственности. В формировании личности принимают участие еще два очень мощных фактора: бессознательная подражательность, особо ярко проявляющаяся в раннем детстве, и способности, приобретенные вполне осознанно. Более того, Каптерев предупреждал, что за наследственные нередко принимают те качества, которые ребенок приобрел самостоятельно в раннем детстве.
Воспитание
ребенка должно, в зависимости
от его возраста, в той или иной
степени действовать как через
бессознательную
Однако подходы, предложенные ученым к изучению ребенка как биосоциального существа со своей индивидуальной наследственностью и психовозрастными особенностями, не потеряли актуальности и в наше время.
П. Ф. Каптерев выстроил свою концепцию семейного обучения. Основную, хотя далеко не единственную задачу обучения, Каптерев видел в развитии умственных способностей ребенка. Это достигается, как считал он, активной помощью в «упражнении органов внешних чувств, наблюдательности, запоминания, способности выводов и вообще самостоятельного мышления
Опасность обучения иностранным языкам в раннем возрасте, по мнению П.Ф.Каптерева, заключалась не в умственном перенапряжении ребенка, а в слабом знании языка. По мнению П.Ф.Каптерева, оптимальный возраст для начала изучения иностранных языков - между 7 и 10 годами.
Под периодом первоначального самообучения П.Ф.Каптерев понимал время с самого рождения, когда ребенок получает информацию об окружающем мире, главным образом, путем ощущений, через органы внешних чувств. Но и на этом этапе семья должна оказывать ребенку возможную помощь, предоставляя ему возможности ознакомиться с миром во всем его многообразии, но, ограничивая от тех впечатлений, которые могут вызвать негативные эмоции; заботиться о его физическом формировании, в том числе правильном развитии органов чувств и т.п. Сюда же относятся и становление речи ребенка, обучение его правильному произношению слов, ознакомление с новыми словами и понятиями.
Систематическое обучение П.Ф.Каптерев рассматривает как в широком контексте, так и в более узком, т.е. в первом случае как направленное образование ребенка взрослыми вообще, а во втором - как организацию систематических домашних занятий по отдельным предметам: грамоте, счету, основам иностранного языка и т.п. Начало обучения не имеет четких возрастных ограничений. Переход к систематическому обучению осуществляется плавно и постепенно и затем занимает все больший объем в зависимости от индивидуальных особенностей и умственных способностей ребенка.
Затем
происходит переход к систематическому
обучению уже в узком смысле этого
понятия, когда занятия с ребенком
проводятся действительно «систематически»
Поэтому он особенно отмечал пользу и даже необходимость детских игр не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. В процессе игры ребенок также познает мир, учится наблюдать и мыслить; причем учится самостоятельно, без всякого принуждения, что нередко наблюдается во время учебных занятий. Взрослые, конечно, в разумных пределах, не должны препятствовать ребенку в играх, как групповых, так и одиночных.
П.Ф.Каптерев
считал, что домашнее обучение не должно
заканчиваться после
Многие
из положений П.Ф.Каптерева в
Изучение подходов П.Ф.Каптерева к проблемам нравственного воспитания позволяет сделать следующие заключения.
П.Ф.Каптерев определил принципы общественного (т.е. социального) воспитания, как в семье, так и в школе, которые остаются актуальными и в наши дни. К ним автор относил:
1) физическое и нравственное закаливание ребенка с первых дней после его рождения;
2) уважение личности ребенка и вместе с тем ограничение его свободы определенными обязанностями, в том числе и семейными;
3) поощрение его пребывания в коллективе сверстников и участия в различных детских и школьных организациях: кружках, обществах и т. п.
Одним из составляющих нравственного воспитания, по мнению П.Ф.Каптерева, является религиозное воспитание, которое должно, как он думает, начинаться именно в семье, причем путем личного примера родителей. Он сводил религиозное воспитание лишь к изучению основ Закона Божьего, т.е. библейской истории, причем в упрощенном, детском варианте, нередко делавшем ее похожей на собрание древнегреческих мифов. Необходимо отметить, что его взгляды в области религиозного воспитания имеют мало общего с позицией православной Церкви и поэтому относиться к ним нужно с определенной осторожностью.
Большое значение, как отмечал ученый, в нравственном воспитании играет подражательность. П.Ф.Каптерев понимал под подражательностью воспроизведение человеком действий, поступков и даже мыслей и чувств других людей, вплоть до сопереживания чужих радостей и горестей.
Автор полагал, что способность к подражанию у ребенка не следует развивать специально, они существуют сами по себе, и обязательно будут проявляться. Родителям нужно скорее заботиться о ее направлении и удержании в должных границах, чтобы объектом подражания стали возвышенные идеалы и нравственные ценности.
Нравственное закаливание с точки зрения ученого, также выступает аспектом нравственного воспитания в семье. Под нравственным закаливанием П.Ф.Каптерев понимает не закаливание в тесном нравственном смысле, только в области нравственных чувствований, но закаливание в широком смысле душевной деятельности вообще. Под ним нужно разуметь развитие значительной душевной энергии и стойкости при самых неблагоприятных обстоятельствах, способность отказаться от разных, более или менее значительных удовольствий для достижения поставленной цели. Многие из приведенных выше позиций П.Ф.Каптерева по вопросам умственного и нравственного воспитания в семье имеют актуальность и сегодня, соотносятся с взглядами современных педагогов и могут выступать в качестве руководящих идей в воспитании.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ П.Ф.КАПТЕРЕВА
1849 – 20 июля (7 ст. ст.) в селе Кленово Московской губернии родился Петр Федорович Каптерев.
1862-1868 - учеба в духовной семинарии.
1868-1872 - учеба в Московской духовной академии.
1872-1878 - преподавание философии в Петербургской духовной семинарии.
1874 - публикация первой педагогической статьи Каптерева: «Обучение детей дошкольного возраста».
1879 - начало службы в Ведомстве учреждений императрицы Марии (Мариинском ведомстве) в должности преподавателя Женских педагогических курсов.
1883 - выход в свет книги «Педагогическая психология» (второе издание).
1884 - отстранение от преподавательской деятельности в учебных заведениях Мариинского ведомства и работа в должности старшего чиновника Департамента по управлению женскими учебными заведениями Ведомства.
1885 - выход книги «Дидактические очерки».
1890-1910 - преподавание педагогики и психологии в частных женских гимназиях Петербурга.
1898 - начало выхода серии «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» под общей редакцией П. Ф. Каптерева.
1903 - возобновление педагогической деятельности в Женском педагогическом институте Мариинского ведомства.
1905 - выход книги «Педагогический процесс».
1909 - выход книги «История русской педагогии».
1909-1918 - работа преподавателем-консультантом в Психоневрологическом институте (совмещение).
1912 - получение звания профессора в Женском педагогическом институте; назначение на должность председателя учебного комитета в Мариинском ведомстве.
1918 - переезд в г. Острогожск Воронежской губернии и работа в должности разъездного инспектора уездного Отдела народного образования.
1919 - преподавание в учительской семинарии и средних школах Острогожска.
1921 - переезд в Воронеж. Преподавание в Воронежском государственном университете. Организация и заведование педагогическим техникумом. Публикация последней статьи «Педагогика и политика».
1922 - умер
7 сентября в Воронеже.
Информация о работе Воспитание ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева