Воспитание ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить позиции П.Ф.Каптерева по проблемам воспитания и обучения детей в семье.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с жизнью и научным творчеством П.Ф. Каптерева
2. Раскрыть вопросы умственного воспитания в семье.
3. Изучить взгляды П.Ф.Каптерева о нравственном воспитании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО П.Ф. КАПТЕРЕВА ………………………………………………………………………………...…. 5
1.1. Детств и годы учебы…………………………………………………….. 5
1.2. Профессиональная деятельность и научное творчество…………..…. 8

ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ………...……………………………………………………………………..….. 17
2.1. Проблема биологического и социального в человеке………………... 17
2.2. Обучение детей в семье………….………………………………..……. 19

ГЛАВА 3. П.Ф.КАПТЕРЕВ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ…. 25
3.1. Принципы общественно-нравственного воспитания……………….. 25
3.2. Подражательность как фактор воспитания………………………….. 27
3.3. О нравственном закаливании ………………………………………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……... 34

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

Каптерев и семейное воспитание (Автосохраненный).doc

— 195.50 Кб (Скачать)

  В последние годы жизни П. Ф. Каптерев продолжает публиковать свои работы по теории педагогики и организации школьного дела, хотя количество этих работ заметно снижается. В последних статьях, опубликованных в петроградском негосударственном издании - журнале «Педагогическая мысль», автором уже не выдвигаются какие-либо новые концепции в сфере образования и воспитания. Скорее, это размышления, о тех изменениях, которые произошли в российском образовании в первые годы советской власти. Каптерев приветствует многие перемены. Так, в статьях «Трудовое начало в воспитании» (1918) и «Единая трудовая школа» (1919) он положительно отзывается о внедряемом в школах коллективистском начале, трудовом обучении, общедоступности новых учебных заведений. [22].

  Однако  П. Ф. Каптерев замечает и многие негативные черты новой системы обучения и особенно воспитания. Так, он критикует отсутствие индивидуального подхода к школьникам, желание приспособить всех учащихся под требования «единой» трудовой школы. Особенно усиливается эта критика в последних статьях Каптерева: «О школьном самоуправлении и школьной дисциплине» и «Педагогика и политика» (1921). В них автор выступал против деятельности в школах «детских» организаций политической направленности. Каптерев полагал, что политическая агитация в школе, да и вообще деятельность каких-либо организаций учащихся, не имеющих своей главной целью способствовать повышению уровня обучения и воспитания, может привести к негативным результатам: дети перестанут собственно учиться, а начнут заниматься политикой. [17;24].

  Подобные  высказывания подкреплялись автором примерами из жизни тех школ Острогожска, где он преподавал. Подобные печатные выступления, как и в случае с книгой «Педагогическая психология» еще в 1883 г., не ускользнули от внимания власти. Н.К.Крупская, которая в те годы занимала должность заместителя народного комиссара (министра) народного просвещения и возглавляла Главполитпросвет (организация, занимавшаяся политико-воспитательной работой среди всех слоев населения, в том числе и учащихся), в июльском номере журнала «На путях к новой школе» (1921) опубликовала рецензию, в которой резко критиковала общее направление статей, печатавшихся в журнале «Педагогическая мысль», и взгляды Каптерева на проблему школьных детских организаций [23, с.102]. Можно предположить, что такая критика со стороны одной из самых авторитетных фигур в советской педагогической науке послужила одной из причин, по которой произведения П. Ф. Каптерева в годы советской власти переиздавались очень редко.

      Скончался Петр Федорович Каптерев в Воронеже 7 сентября 1922 г. в возрасте 73 лет, за несколько дней до юбилейного торжества, в честь 50-летия его педагогической деятельности. 

 

ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ УМСТВЕННОГО  ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ 

    1. Проблема  биологического и  социального в  человеке
 

  Проблема  биологического и социального в человеке раскрывается Каптеревым  П.Ф. в работе «О природе детей». Она написана в 1898 г. Впервые опубликована в том же году в нескольких номерах журнала «Русская школа». В 1899 г. издана отдельной брошюрой в серии «Энциклопедия семейного воспитания». [14].

  Автор пытается дать ответы на важнейшие  вопросы психологии и педагогики, а в конечном счете, и философии: о физической и духовной сущности человека, его интеллектуальных способностях, врожденных и приобретенных качествах, возможности и невозможности эти качества наследовать, выработке общих принципов воспитания, основанных на научном знании природы человека.

  Во  второй половине XIX в. в среде образованного общества существовала теория, согласно которой все мировое развитие, в том числе биологическое развитие человека и культурное развитие человеческого общества в целом, должно идти по пути нескончаемого и неограниченного «прогресса». Из этого следовал логический вывод: умственные способности наследуются новыми поколениями, причем они с течением времени должны становиться все более высокими. Следовательно, более «культурные» нации, прошедшие долгий путь исторического развития, в умственном отношении имеют явное превосходство над «дикарями».

  Речь  здесь, конечно, не шла об откровенном  расизме. Однако, согласно воззрениям многих авторов того времени, в том числе и самого П.Ф.Каптерева, ребенок «цивилизованных» родителей изначально, вне зависимости от воспитания, должен иметь большие умственные способности, чем ребенок из племени, находящемся на более низком уровне общественного развития. [8]. Это предположение пытались подтвердить даже экспериментально, отмечая более низкую успеваемость студентов-индийцев, учившихся в английских университетах, по сравнению с природными англичанами. Различие культур и менталитета этих людей не принималось во внимание.

  П.Ф.Каптерев, разумеется, не сводил умственные способности и поведение ребенка к одной лишь наследственности. В формировании личности принимают участие еще два очень мощных фактора: бессознательная подражательность, особо ярко проявляющаяся в раннем детстве, и способности, приобретенные вполне осознанно. Более того, Каптерев предупреждал, что за наследственные нередко принимают те качества, которые ребенок приобрел самостоятельно в раннем детстве. Он писал: «часто то, что приписывают наследственности есть результат ранней подражательности (родителям и другим родственникам)» [11]. Причем воспитание ребенка должно, в зависимости от его возраста, в той или иной степени действовать как через бессознательную подражательность, так и опираться на потребности во вполне осмысленном приобретении каких-либо навыков и знаний.

  Исследуя  проблему изначальной гармоничности  или испорченности детской природы, П. Ф. Каптерев, на основании данных экспериментальной психологии, отмечает, что в действительности детская природа не идеальна и в то же время не испорчена с момента рождения. Маленький ребенок - существо негармоничное. Он одновременно несет в себе добрые и дурные начала, вернее, их задатки, что обусловлено целым комплексом причин: наследственностью, первоначальным воспитанием и условиями существования, примерами для подражания и т.п. Задача воспитателя состоит в том, чтобы приблизить ребенка в максимально возможной степени к некоему идеалу или, по крайней мере, постараться это сделать. [12].

  П. Ф. Каптерев, конечно, отдавал себе отчет  в том, что возможности воспитания не безграничны. Однако он считал, оно может довольно много и тем больше имеет шансов на успех, чем раньше начнется.

  Главная задача воспитания - это формирование гармонически развитой личности. [2]. Критерием гармонии должен быть некий воспитательный идеал, который менялся на протяжении веков. Исследуя эти закономерности, П. Ф. Каптерев переходит к тем особенностям воспитания, которые были присущи разным народам в различные исторические эпохи.

  Рассматривая  затем общие задачи воспитания и  его универсальную парадигму («идеал» - по терминологии П.Ф.Каптерева), автор приходит к выводу, что на формирование такого идеала влияют две взаимосвязанные природы человека: биологическая и общественная. Воспитание собственно «нравственное», по мнению П.Ф.Каптерева, лишь отражает в идеализированный форме нравственные ценности того или иного социума, которые напрямую зависят от уровня развития этого общества. Таким образом, человека необходимо с самого раннего возраста воспитывать по двум направлениям: как существо природное (в работе часто упоминается распространенный в те годы термин «органическое») и как существо общественное. [9]. 

    1. Обучение  детей в семье
 

  Вопросы умственного воспитания, основ начала семейного обучения (дидактики семьи) Каптерев П.Ф. касается в произведении «Основные начала семейного обучения» (1898.). Эта работа вышла в серии «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». В ней автор постарался дать ответы на весьма актуальные и в наши дни вопросы: чему и как следует учить маленьких детей в семье до их поступления в общеобразовательную школу? Это исследование носит прикладной характер и раскрывает конкретные принципы обучения, которые следует использовать родителям. Вместе с тем и здесь П.Ф.Каптерев не дает практических рецептов, он лишь выделяет наиболее важные пути подхода к проблеме, на которых, по его мнению, необходимо строить систему семейного обучения. [16].

  В основу концепции семейного обучения, предложенной П.Ф.Каптеревым, легло  авторское понимание сущности маленького ребенка как биосоциального индивидуума и особенностей его развития, в первую очередь психологического. Именно такой подход, по мнению ученого, позволяет верно, определить направления обучения: как сначала в семье, так и потом в школе.

  В наиболее общей и упрощенной форме  концепция П.Ф.Каптерева об умственном развитии детей выглядела следующим образом. С момента рождения у ребенка постепенно совершенствуются, используя терминологию автора, «органы внешних чувств», т.е. органы, путем которых малыш получает информацию от внешнего мира. Затем на определенном этапе ребенок переходит от простого, бездумного восприятия, созерцания внешнего мира к его «наблюдению». [21;27].

  Термин  «наблюдение» Каптерев полагал весьма важным и писал: «Наблюдение есть совершенно активное состояние, есть искание, наблюдение есть умственная деятельность по ознакомлению с явлениями при посредстве органов внешних чувств с какою-либо частной определенной целью» [5]. По его мнению, наблюдение является связующим, переходным звеном между созерцанием и отвлеченным рациональным мышлением. При этом в процессе восприятия (при помощи этих органов) - наблюдение - отвлеченное мышление все три его составляющие еще в раннем детстве могут существовать параллельно, взаимодействовать и взаимно влиять друг на друга; просто с возрастом наблюдение, а затем и мышление начинают играть все большую роль. Одна из важнейших задач воспитания и обучения, в том числе и семейного, состоит в том, чтобы помочь ребенку на определенных возрастных этапах и с учетом его индивидуальных особенностей переходить от восприятия к наблюдению и от наблюдения - к отвлеченному мышлению.

  Исходя  из этого положения, П. Ф. Каптерев выстраивал свою концепцию семейного обучения. [16]. Поскольку оно начинается практически с самого рождения, основную, хотя далеко не единственную задачу такого обучения, Каптерев видел в развитии умственных способностей ребенка. Это достигается активной помощью в «упражнении органов внешних чувств, наблдательности, запоминания, способности выводов и вообще самостоятельного мышления»[5]. Таким образом, с самого раннего детства необходимо упражнять органы внешних чувств, постепенно дополняя развитием наблюдательности, а затем и мышления в целом.

  Подобное  «приучение» к самостоятельному мышлению, хотя и является главной  частью семейного воспитания, обязательно должно дополняться и другими элементами:

  - ознакомлением ребенка с основными сведениями об окружающем мире, включая естественно-научные и гуманитарные;

  - обучением грамоте, основам арифметики и иностранным языкам.

  Подобная  система воспитания, по мнению П.Ф.Каптерева, позволяет избежать довольно распространенных ошибок, которые допускают многие родители. [15]. К таким ошибкам он относит:

  1. Слишком раннее начало собственно обучения: грамоте, иностранным языкам, основам различных наук. Каптерев приводит ряд исторических примеров, когда детей начинали обучать подобным образом с 3-4 лет, и они на первый взгляд добивались поразительных успехов. Однако в будущем этих детей может подстерегать ряд опасностей, главными из них являются обеднение эмоциональной сферы такого человека и его значительная пассивность, поскольку знания он получал уже готовыми, как некую аксиому; ему не приходилось самостоятельно приходить к выводам.

  2. Попытки организовать домашнее обучение по образцу обучения школьников младших классов.

  П.Ф. Каптерев полагал, что слишком резкий переход от познания мира в процессе общения и игр к систематическому заучиванию достаточно большого объема отвлеченной от реального окружения ребенка информации может негативно сказаться на общем ходе его развития. Кроме того, главная цель семейного обучения состоит не в заучивании какого-либо объема информации, а в воспитании человека как цельной личности, в подготовке не только к обучению в школе, но и к юношеской и взрослой жизни в целом.

  3. Слишком раннее (с 4-5 лет) обучение иностранным языкам. По мнению П.Ф.Каптерева, в случае, если ребенок, не зная в совершенстве отечественный язык, примется за изучение иностранного, то в его стиле мышления может произойти некое раздвоение: он не сможет мыслить ни как русский, ни как француз, ни как немец. В конечном счете, это может привести к большим сложностям в глубоком приобщении к культуре собственного народа, не говоря уже о других; останется человеком поверхностных знаний в области многих гуманитарных наук. По мнению П.Ф.Каптерева, оптимальный возраст для начала изучения иностранных языков - между 7 и 10 годами. Ученый отводил родному языку решающую роль, даже несколько абсолютизировал его значение.

  П.Ф.Каптерев предлагал строить семейное обучение исходя из принципа, что главная  его задача - развитие у детей умения наблюдать и мыслить и только с учетом особенностей детской психики и физиологии в различные возрастные периоды. Поэтому все семейное обучение ученый разделил на первоначальное самообучение и семейное систематическое обучение, причем первый продолжается и после того, как ребенка начинают учить систематически.

Информация о работе Воспитание ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева