Воспитание ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить позиции П.Ф.Каптерева по проблемам воспитания и обучения детей в семье.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с жизнью и научным творчеством П.Ф. Каптерева
2. Раскрыть вопросы умственного воспитания в семье.
3. Изучить взгляды П.Ф.Каптерева о нравственном воспитании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО П.Ф. КАПТЕРЕВА ………………………………………………………………………………...…. 5
1.1. Детств и годы учебы…………………………………………………….. 5
1.2. Профессиональная деятельность и научное творчество…………..…. 8

ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ………...……………………………………………………………………..….. 17
2.1. Проблема биологического и социального в человеке………………... 17
2.2. Обучение детей в семье………….………………………………..……. 19

ГЛАВА 3. П.Ф.КАПТЕРЕВ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ…. 25
3.1. Принципы общественно-нравственного воспитания……………….. 25
3.2. Подражательность как фактор воспитания………………………….. 27
3.3. О нравственном закаливании ………………………………………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……... 34

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

Каптерев и семейное воспитание (Автосохраненный).doc

— 195.50 Кб (Скачать)

  Под периодом первоначального самообучения П.Ф.Каптерев понимал время с самого рождения, когда ребенок получает информацию об окружающем мире. Но и на этом этапе семья должна оказывать ребенку возможную помощь, предоставляя ему возможности ознакомиться с миром во всем его многообразии, но, ограничивая от тех впечатлений, которые могут вызвать негативные эмоции; заботиться о его физическом формировании, в том числе правильном развитии органов чувств и т.п. Сюда же относятся и становление речи ребенка, обучение его правильному произношению слов, ознакомление с новыми словами и понятиями.

  Систематическое обучение П.Ф.Каптерев рассматривает  как в широком контексте, так  и в более узком, т.е. в первом случае как направленное образование ребенка взрослыми вообще, а во втором - как организацию систематических домашних занятий по отдельным предметам: грамоте, счету, основам иностранного языка и т.п. Переход к систематическому обучению осуществляется плавно и постепенно и затем занимает все больший объем в зависимости от индивидуальных особенностей и умственных способностей ребенка.

  Затем происходит переход к систематическому обучению уже в узком смысле этого  понятия, когда занятия с ребенком проводятся действительно «систематически», т.е. регулярно, в установленное время и определенной продолжительности. П.Ф.Каптерев полагал, что их можно начинать в возрасте около 7 лет, хотя и отмечал, что это во многом зависит от особенностей самого обучаемого. В качестве первых предметов он рекомендовал естествоведение и родной язык, как вещи наименее отвлеченные и в определенной степени уже знакомые ребенку. Тогда же следует начинать обучать основам религии и различным ручным ремеслам, желательно имеющим творческий характер. [14;16].

  Впрочем, систематические домашние занятия, по мнению Каптерева, не должны полностью  доминировать в обучении ребенка. Познание окружающего мира путем самостоятельных ощущений и наблюдений у него не прекращается, и не стоит этому мешать. Поэтому он особенно отмечал пользу и даже необходимость детских игр не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. В процессе игры ребенок также познает мир, учится наблюдать и мыслить; причем учится самостоятельно, без всякого принуждения, что нередко наблюдается во время учебных занятий.

  П.Ф. Каптерев считал, что домашнее обучение не должно заканчиваться после поступления ребенка в школу. Домашнее обучение имеет одно очень серьезное преимущество перед школьным - оно индивидуальное, т.е. учитывает особенности и способности каждой личности, что не может в полной мере быть достигнутым при групповом обучении.

  П.Ф. Каптерев не стремился предоставить какую-либо универсальную программу домашнего обучения, оговорить планы занятий с детьми, предложить конкретные, употребляя современный термин, «развивающие игры» или игрушки типа «даров Фребеля». Опираясь на последние для его времени данные психологической науки, автор выдвинул ряд принципов домашнего обучения. Главнейший из них состоял в том, что нужно не сообщать сведения ребенку, а всячески развивать его собственное мышление. Каптерев считал, что необходимо самое широкое использование принципа наглядности в обучении; учет психолого-возрастных особенностей детей, отказ от слепого копирования школьной программы при подготовке ребенка в школу; предоставление детям возможности много играть, особенно в коллективные игры, и т.п. [25].

  Многие  из положений П.Ф.Каптерева в области  семейного обучения не утратили актуальности и в наши дни. Так, сейчас, когда  объем информации, обрушивающейся на ребенка, неизмеримо возрос по сравнению с концом XIX в., особенно важно научить его не столько эту информацию запоминать, но в первую очередь осмысливать ее, оценивать, уметь отделить важное от второстепенного. Современны и предостережения автора о вреде слишком раннего систематического обучения детей, в том числе и иностранным языкам, о попытках увеличить учебную нагрузку без учета психолого-возрастных особенностей ребенка.

 

ГЛАВА 3. П.Ф.КАПТЕРЕВ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ 

    1. Принципы  общественно-нравственного  воспитания
 

  Проблемы  общественно-нравственного воспитания Каптерев П.Ф. рассматривает в своей работе «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1898.). В этой работе П.Ф. Каптерев обратился к одной из важнейших проблем воспитания детей - их подготовке к жизни в социуме или, используя современное понятие, к проблемам социального воспитания. Автор отмечал, что вся жизнь человека с самого его рождения проходит в обществе и его «общественно-нравственное развитие» является одной из важнейших задач, как родителей, так и учебных заведений. [9].

 П.Ф.Каптерев выделил основные принципы общественного (т.е. социального) воспитания как в семье, так и в школе, которые остаются актуальными и в наши дни. К ним автор относил:

  1) физическое и нравственное закаливание ребенка с первых дней после его рождения;

  2) уважение личности ребенка и вместе с тем ограничение его свободы определенными обязанностями, в том числе и семейными;

  3) поощрение его пребывания в коллективе сверстников и участия в различных детских и школьных организациях: кружках, обществах и т. п.

  Закаливание П.Ф.Каптеревым понималось достаточно широко, в первую очередь как отказ от оберегания ребенка от всяких неприятных впечатлений и присущих его возрасту жизненных трудностей. Ученый считал, что человек, пребывавший в детстве в тепличных условиях, не только не сможет стать «борцом за человечность и культурность», но и впоследствии будет легко подчиняться всякой чужой воле. [13].

  Теми  же причинами П.Ф.Каптерев объяснял необходимость уважения родителями личности ребенка с первых дней его жизни. Если родители станут нарушать «права» ребенка, в том числе кричать на него и угрожать ему, то и сам он, когда вырастет, не будет уважать своего собственного человеческого достоинства и гражданских прав и легко станет покорным исполнителем любых чужих приказов. Ребенок, по мнению автора, должен в соответствии со своим возрастом иметь определенные обязанности как по отношению к самому себе, так и к другим членам семьи, а родителям следует добиваться их неуклонного выполнения. Тем самым дети усваивают навыки жизни в большом социуме, где у них также будут разнообразные обязанности по отношению к другим людям.

  Особое  внимание П.Ф.Каптерев уделял процессу общения детей со сверстниками, что должно стать объектом пристального внимания со стороны родителей. Ученый отмечал, что постоянное пребывание ребенка в детском коллективе - один из лучших способов подготовки к взрослой жизни. Поэтому следует всячески поощрять самодеятельность детей при создании разного рода школьных и внешкольных организаций. [17].

  Вместе  с тем ученый не идеализировал  детский коллектив. Он предполагал, что среди детей всегда найдутся лидеры, которые постараются подчинить волю товарищей собственной. Подобные проявления детского и подросткового эгоизма, по мнению Каптерева, необходимо строго пресекать. В лучшем случае этим должны заняться сами школьники. Но если они не смогут справиться со своим лидером, то родители должны им помочь.

  Пребывание  в коллективе сверстников, считал П.Ф.Каптерев, лучше приучает детей исполнять необходимые правила общежития и уважать мнение своих товарищей, чем воспитание со стороны взрослых: родителей и учителей. Школа и семья должны лишь косвенно способствовать формированию гражданского сознания у учеников, но прямо вмешиваться в жизнь детского коллектива допустимо лишь в исключительных случаях. В то же время систематическое наблюдение и помощь ему могут сыграть позитивную роль в становлении навыков общественной жизни у детей. 

    1. Подражательность как фактор воспитания
 

  Само  понятие подражательности автор  рассматривал очень широко, скорее, в общефилософском, чем в чисто психологическом смысле, и пытался с его помощью объяснить даже чисто физические явления в природе, что вполне соответствовало известному положению позитивизма о развитии природных и социальных явлений по единым «органическим» законам. В прикладном педагогическом значении П.Ф. Каптерев понимал под подражательностью воспроизведение человеком действий, поступков и даже мыслей и чувств других людей, вплоть до сопереживания чужих радостей и горестей. [2;18].

  Что же касается подражания у детей, то Каптерев придавал ему огромное значение в становлении человека. Он отмечал, что дети еще с младенчества рефлексивно подражают взрослым, в первую очередь родителям, и тем самым приобретают определенные навыки, в том числе в разговорной речи, мимике, манере поведения и т. п. С возрастом ребенок, подражая отдельным последовательным действиям взрослых, начинает улавливать внутреннюю связь между этими действиями, и таким образом у него развивается мышление. Отсюда автор делал вывод, что непосредственное воспитание, может быть даже неосознанное, родители начинают с самого рождения ребенка.

  Впоследствии  с усложнением психической жизни  ребенка подражание у него становится более сложным, некоторые действия и высказывания, взрослых он может запоминать и воспроизводить не сразу, а спустя некоторое время, используя при этом различные «орудия и средства». Способность к подражанию у ребенка постоянно совершенствуется и принимает все новые формы. Так, он начинает подражать не просто действиям, но уже манере поведения и образу мыслей некоторых людей, а затем и героев книг. Это, в свою очередь, служит мощным стимулом развития памяти и мыслительных способностей. [11].

  П. Ф. Каптерев отмечал, что с педагогических позиций способности к подражательности у ребенка имеют свои позитивные и негативные стороны. Так, подражательность в некоторой степени сдерживает у детей развитие способностей к самостоятельному творчеству. Вместе с тем она тесно связана со становлением таких полезных качеств, как память, наблюдательность, умение сопоставлять отдельные явления и т.д. Подражательность, по мнению П.Ф. Каптерева, обладает еще одним, весьма ценным свойством: она способствует сплачиванию людей, подражающих одним и тем же образцам и идеалам. [11]. 

    1. О нравственном закаливании
 

  Под нравственным закаливанием П.Ф.Каптерев понимает не закаливание в тесном нравственном смысле, только в области нравственных чувствований, но закаливание в широком смысле душевной деятельности вообще. Под ним нужно разуметь развитие значительной душевной энергии и стойкости при самых неблагоприятных обстоятельствах, способность отказаться от разных, более или менее значительных удовольствий для достижения поставленной цели. Он полагает, что духовное закаливание находится в тесной связи с физическим. Человек духовно закаленный есть человек энергичный, стойкий, способный к продолжительному и высокому напряжению всех своих духовных сил. Нравственное закаливание будет совершаться параллельно с физическим или будет прямо опираться на него.

  Система нравственного закаливания, по мнению педагога, слагается из двух сторон: страдательной и деятельной.

  Страдательная сторона нравственного закаливания  заключается в ознакомлении дитяти с неприятными чувствованиями и даже страданиями.

  Педагог полагает, что дети не живут отдельно от взрослых и не ведут обособленной самостоятельной жизни, они живут среди взрослых, под их надзором, так что жизнь детей и жизнь взрослых сплетаются в одно целое тысячами нитей, одна составляет продолжение или часть другой. Разные события из жизни взрослых неизбежно становятся достоянием детей, как-то: потеря отцом состояния, перемена служебного положения, болезни, настроения родителей и т. п. [13].

        В то же время педагог отмечает, что когда ребенку указывается темная сторона жизни взрослых, тогда не следует упускать из виду и светлой стороны. Светлое и темное в жизни перемешано, горесть и радость идут рука об руку.

        Чтобы дитя, знакомясь  с окружающими его бедствиями и злом, не унывало, не падало духом, для этого нужно, как считает П.Ф. Каптерев, воспитать его сильным и бодрым. Развитие духовной силы и энергии может совершаться лишь при достаточном упражнении. Отсюда возникает необходимость приучения дитяти к умственному и нравственному труду.

        П.Ф.Каптерев делает вывод, что система душевного  закаливания имеет в виду воспитание воли, стремится сделать людей  энергичными, бодрыми, мужественными, не легко падающими духом, стойко переживающими удары судьбы и разные неприятности. Результатом ее применения должно быть появление талантов воли разных величин, крупных и средних, причем эти таланты могут преследовать цели равно и нравственные и строго эгоистические. Нравственное или, точнее, душевное закаливание не предполагает непременно служения общим интересам.

Информация о работе Воспитание ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева