Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, реферат
Цель исследования: изучить позиции П.Ф.Каптерева по проблемам воспитания и обучения детей в семье.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с жизнью и научным творчеством П.Ф. Каптерева
2. Раскрыть вопросы умственного воспитания в семье.
3. Изучить взгляды П.Ф.Каптерева о нравственном воспитании.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО П.Ф. КАПТЕРЕВА ………………………………………………………………………………...…. 5
1.1. Детств и годы учебы…………………………………………………….. 5
1.2. Профессиональная деятельность и научное творчество…………..…. 8
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ………...……………………………………………………………………..….. 17
2.1. Проблема биологического и социального в человеке………………... 17
2.2. Обучение детей в семье………….………………………………..……. 19
ГЛАВА 3. П.Ф.КАПТЕРЕВ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ…. 25
3.1. Принципы общественно-нравственного воспитания……………….. 25
3.2. Подражательность как фактор воспитания………………………….. 27
3.3. О нравственном закаливании ………………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….. 37
Можно
утверждать, что многие особенности
мировоззрения П.Ф. Каптерева закладывались
в годы его учебы в семинарии и академии
и были обусловлены общими настроениями
большей части русской, особенно разночинной,
интеллигенции в 60-70-е гг. XIX столетия.
После окончания в 1872 г. духовной академии П.Ф. Каптерев, поскольку он не принял монашество или священнический сан, должен был шесть лет прослужить преподавателем в системе высших и средних духовных учебных заведений. Талантливый выпускник направляется в Петербургскую духовную семинарию, где преподает философию. Тогда же у П.Ф. Каптерева проявилась склонность к практической общественной деятельности: он участвовал в работе распорядительного совета семинарии, заведовал воскресной школой, был принят в Петербургское педагогическое общество. [1].
В 1874 г., по рекомендации известного историка и педагога П.Г. Редкина, бывшего в те годы ректором Петербургского университета и председателем Педагогического общества, П.Ф. Каптерев стал членом совета Петербургского Фребелевского общества, где читал лекции по педагогике и психологии слушательницам курсов, готовивших воспитательниц детских садов. Работу на этих курсах он вел в течение четверти века.
В те годы П.Ф. Каптерев знакомится со многими видными петербургскими педагогами: Н.Ф. Бунаковым, В.И. Водовозовым, Л.Н. Модзалевским и другими, группировавшимися вокруг редакции журнала «Народная школа». В этом журнале в 1874 г. была опубликована первая педагогическая работа П.Ф. Каптерева - «Обучение детей дошкольного возраста», а затем и некоторые другие его ранние статьи: «Четыре публичных лекции о первоначальном воспитании детей» (1875), «О детских играх» (1875), «О русской детской литературе» (1876). [5].
Однако в 1874 г. одновременно с педагогическими появляются и первые статьи П.Ф. Каптерева по проблемам психологии: «Законы ассоциации психических явлений и их применение в деле обучения» (в журнале «Семья и школа») и «Этюды по психологии народов» (в журнале «Знание»). И в дальнейшем психология всегда будет оставаться в центре внимания ученого. Большинство его педагогических работ тесно связано с особенностями детской психологии. [6].
Первоначально воззрения П.Ф. Каптерева в этой области были основаны главным образом на данных экспериментальной психологии, - господствовавшего в третьей четверти XIX столетия направления психологической науки. Причем разного рода, наблюдаемые психические явления он пытался объяснить почти исключительно единством психического и физиологического начал, проводя между ними жестко детерминированную связь.
Исходя из философского положения о том, что все события в мире, в том числе духовное и интеллектуальное становление человека, детерминированы разнообразными внешними и внутренними факторами, он очень высоко ставил значение целенаправленного воздействия на личность воспитания и образования, хотя оно не обязательно должно носить принудительный характер. Во многих ситуациях воспитатель должен лишь умело помогать самостоятельному развитию ребенка. [3].
Еще во время преподавания в Петербургской семинарии П.Ф.Каптерев постоянно печатался в различных педагогических журналах и приступил к созданию одного из главных своих научных произведений - «Педагогической психологии для народных учителей, воспитателей и воспитательниц», которое увидел свет уже в 1876 г. в журнале «Народная школа» в виде ряда статей. А в следующем году эта книга вышла отдельным изданием. Впоследствии, уже значительно переработанная, дополненная, под названием «Педагогическая психология», она публиковалась дважды в 1883 и 1914 гг. [18].
В этой работе П.Ф.Каптерев попытался с психологических позиций обосновать принципы обучения и воспитания, которые следует использовать, начиная с самого рождения ребенка. Конечно, это делалось на уровне тогдашних научных представлений о психологии, однако книга Каптерева стала первой в России, где автор стремился достаточно подробно показать связь между психическими процессами, свойственными детям различного возраста, и формами и методами воспитания и обучения детей.
В 1878г. истек шестилетний срок обязательной службы П. Ф. Каптерева в Петербургской духовной семинарии, и он покинул это заведение, но сразу устроиться на государственную службу, гарантировавшую постоянный заработок, не смог. Лишь через год ему удалось поступить преподавателем педагогики на Женские педагогические курсы, принадлежавшие Ведомству учреждений императрицы Марии (в честь первой руководительницы - императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I). Мариинское ведомство было старейшим в России полугосударственным благотворительным обществом, занимавшимся первоначально главным образом организацией обучения и воспитания детей-сирот, а затем отвечавшим за некоторые специализированные учебные заведения и приюты, в первую очередь для девочек. Его служащие формально не были на государственной службе, однако пользовались всеми правами чиновников: они имели особый мундир; могли получать чины, ордена, выслугу, пенсию и т.п. Делами Ведомства занималось одно из отделений «собственной Его Величества канцелярии», т.е. формально оно подчинялось непосредственно императору. Женские педагогические курсы, относившиеся к Мариинскому ведомству, готовили учительниц для женских гимназий. На этой должности Каптерев прослужил около 6 лет. [29].
Параллельно
ученый-педагог продолжал
В конце 1870 - начале 1880-х гг. П.Ф.Каптерев продолжает свою необычайно разностороннюю научно-педагогическую деятельность. Он публикует статьи по детской психологии, педагогике, дидактике, логике и даже по русской литературе. В 1879 г. издаются его курсы лекций по педагогике и логике. В начале 1880-х гг. в печати появляются первые статьи ученого по истории педагогики. [1;7].
В 1883 г. выходит в свет второе издание капитального труда Петра Федоровича Каптерева «Педагогическая психология», значительно переработанное и дополненное, что довольно серьезно и неожиданно повлияло на судьбу самого автора. Многие важнейшие мировоззренческие вопросы, в первую очередь о Боге и сущности духовной жизни человека, рассматривались здесь с позиций, весьма далеких от православной традиции и христианства в целом. Чего стоило одно отрицание личного бессмертия человеческой души или оценка этических норм исключительно с позиций конкретного социального устройства того или иного общества. [18].
Не стоит забывать, что 1883 год - второй год правления Александра III, вступившего на престол после убийства его отца народовольцами. В тот период государственные власти не только резко активизировали борьбу с революционерами, но и значительно усилили контроль за всякими проявлениями инакомыслия и отхода от официальной идеологии, в которой православие занимало одно из ведущих мест. Реакция на книгу П. Ф. Каптерева последовала довольно быстро: от резко критических статей в консервативной прессе до прямого доноса в Цензурный комитет уже на содержание лекций по педагогике и психологии, читавшихся П.Ф.Каптеревым на Женских педагогических курсах. В конце концов, дело дошло до К.Д.Победоносцева, - в те годы обер-прокурора (председателя) Святейшего Синода, воспитателя наследника престола (будущего Николая II) и неформального главного идеолога Российской империи.
Однако особых репрессий не последовало. Сам, П.Ф.Каптерев ни в каких, противоправительственных действиях не участвовал, поэтому дело ограничилось отстранением его от преподавательской работы в государственных учебных заведениях, т.е. на Мариинских педагогических курсах и в Александровском лицее, а книга даже не была изъята из продажи. С другой стороны, к этому времени 35-летний Каптерев уже получил довольно широкую известность как автор многих работ по педагогической теории и практике. Поэтому его не уволили из Мариинского ведомства, а лишь перевели на административную работу - в отделение (департамент), занимавшееся управлением женскими учебными заведениями, входившими в структуру Ведомства, где он прослужил до 1917 г., постоянно получая повышения по службе, вплоть до должности председателя учебного комитета.
Впрочем, запрещение на преподавание в государственных учебных заведениях действовало для него только до 1903 г. Когда Мариинские педагогические курсы были преобразованы в Женский педагогический институт, П.Ф.Каптерев снова преподает целый ряд предметов: от психологии и дидактики до истории педагогики. Здесь же в 1912 г. ему присвоено звание профессора. [1;7].
Время, когда П.Ф.Каптереву была запрещена преподавательская работа в государственных заведениях, стало для него весьма плодотворным для научно-педагогического творчества, в частности разработки проблемы дидактики. В 1885 г. выходит вторая большая книга Каптерева «Дидактические очерки» (ее отдельные главы публиковались в журнале «Женское образование»), где автор описывал общие положения дидактики, определял место этой науки в педагогике, давал исторический обзор развития дидактики, достаточно подробно рассматривая прикладные вопросы и делая особый упор на наглядный метод обучения. В этой же книге специальная глава была посвящена тем качествам, которые, по мнению П. Ф. Каптерева, необходимы педагогу для успешной профессиональной деятельности. [2].
В 80-90-е гг. XIX в. выходит большинство его статей, посвященных проблемам семейного дошкольного воспитания и обучения, которые на рубеже XIX-XX вв. будут им обобщены в 10 брошюр серии «Энциклопедия семейного воспитания и обучения».
Издание этой серии, включившей около 60 (в разных источниках 58 или 59) отдельных небольших книг объемом в 60-70 страниц, началось в 1898 г. и было «посвящено вопросам воспитания и обучения детей, преимущественно дошкольного возраста», т.е. фактически речь шла о домашнем воспитании и обучении, а также о физическом развитии и сохранении здоровья детей младшего возраста.
В этой серии выходили брошюры по разнообразным проблемам дошкольного воспитания, обучения и ухода за ребенком. Об этом красноречиво свидетельствуют названия отдельных выпусков: от книги П. Ф. Каптерева «О детской природе», посвященной самым общим вопросам сущности ребенка, особенностей его психической жизни и т.п. до книг доктора В.В.Гориневского «О нормальной детской обуви» и доктора П.Д.Енько «Уход за глазами дитяти». Таким образом, издатели «Энциклопедии» пытались охватить максимально широкий круг проблем, связанных с воспитанием ребенка в семье. [6;15;16].
В те же годы П.Ф.Каптерев много занимается вопросами теории школьного обучения и воспитания. Только в 1901-1902 гг. им был написан ряд статей: «Наша будущая средняя школа», «Общеобразовательный школьный курс», «Народная школа как образовательно-воспитательное учреждение» и др. Многие высказанные в них идеи П.Ф.Каптерев обобщил в книге «Педагогический процесс», выходившей в 1904 г. в нескольких номерах журнала «Русская школа» (отдельное издание 1905 г.). [24].
В то же время Каптерев по-прежнему много печатается по проблемам дошкольного воспитания, педагогической психологии, религиозного воспитания. Однако значительное место среди его работ начинают занимать статьи по истории педагогики. Первоначально они были посвящены главным образом отдельным личностям. Это «Ян Амос Коменский о первоначальном воспитании» (1892), «Пирогов как общественный деятель и педагог» (1897), «Взгляд Ушинского на первоначальное воспитание детей» (1901) и ряд других статей. История педагогической мысли рассматривалась П. Ф. Каптеревым в неразрывной связи с развитием практики воспитания и обучения. [19].
Изменения после революции 1905 г. в общественно-политическом устройстве Российской империи (создание Государственной думы, значительная либерализация всей внутриполитической жизни) показали, что стране были необходимы реформа всей системы народного просвещения, построение этой системы на новых началах. П.Ф. Каптерев попытался осмыслить весь исторический процесс генезиса обучения и воспитания в России и выделить основные его тенденции, что должно было послужить определению новых путей развития педагогической теории и практики в стране. В 1909 г. он опубликовал капитальное исследование «История русской педагогии», в которое вошли многие ранние статьи автора, а также его последние разработки. [7].
Февральская,
а затем и Октябрьская
После Октябрьской революции П.Ф.Каптерев некоторое время живет в Петрограде, однако осенью 1918 г. после долгой болезни и в связи со сложным продовольственным положением в городе он перебирается в г. Острогожск - один из уездных центров Воронежской губернии.
С начала 1919 г. П. Ф. Каптерев, несмотря на болезни и преклонный возраст, начинает преподавать сразу в трех учебных заведениях Острогожска: двух школах и учительской семинарии, которую скоро и возглавляет. В 1921г. Каптерев перебирается в губернский центр - Воронеж. Он становится профессором Воронежского университета и одновременно организует педагогический техникум. В последний год жизни П.Ф. Каптерев успевает сделать очень многое для развития педагогического образования в Воронеже. При техникуме им создаются подготовительные курсы, педагогический музей, образцовый детский сад. В ведение администрации техникума передаются две общеобразовательные школы, и приглашаются читать лекции лучшие профессора Воронежского университета.
Информация о работе Воспитание ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева