Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, реферат
Цель исследования: изучить позиции П.Ф.Каптерева по проблемам воспитания и обучения детей в семье.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с жизнью и научным творчеством П.Ф. Каптерева
2. Раскрыть вопросы умственного воспитания в семье.
3. Изучить взгляды П.Ф.Каптерева о нравственном воспитании.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО П.Ф. КАПТЕРЕВА ………………………………………………………………………………...…. 5
1.1. Детств и годы учебы…………………………………………………….. 5
1.2. Профессиональная деятельность и научное творчество…………..…. 8
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ………...……………………………………………………………………..….. 17
2.1. Проблема биологического и социального в человеке………………... 17
2.2. Обучение детей в семье………….………………………………..……. 19
ГЛАВА 3. П.Ф.КАПТЕРЕВ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ…. 25
3.1. Принципы общественно-нравственного воспитания……………….. 25
3.2. Подражательность как фактор воспитания………………………….. 27
3.3. О нравственном закаливании ………………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….. 37
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет педагогики и практической психологии
Отделение дошкольного образования
Кафедра
дошкольной педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Воспитание ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева.
Специальность:
050700 «Дошкольная педагогика и психология»
Исполнитель:
Ростов - на – Дону
2010 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1. ЖИЗНЬ И НАУЧНОЕ
ТВОРЧЕСТВО П.Ф. КАПТЕРЕВА
………………………………………………………………………………
ГЛАВА
2. ВОПРОСЫ УМСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
………...………………………………………………………………
ГЛАВА 3. П.Ф.КАПТЕРЕВ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ…. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……
ПРИЛОЖЕНИЕ
……………………………………………………………..
37
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что П.Ф.Каптерев (1849-1922), создал целостную концепцию дошкольного обучения и воспитания детей. К сожалению, изучению научного наследия этого педагога в нашей стране, начиная с 1930-х гг. вплоть до последних лет, не уделялось должного внимания.
В последние годы вышли в свет только две монографии о научно-педагогическом творчестве П.Ф.Каптерева: книга П.А.Лебедева «Психолого-педагогическое наследие П.Ф.Каптерева» (1998) и В.Д.Столбуна «Психология воспитания П.Ф.Каптерева» (1999). [28].
Интерес к деятельности П.Ф.Каптерева в наше время заметно усилился. Это связано в первую очередь с тем, что он попытался дать комплексное обоснование форм и методов воспитания ребенка, основанное не только на каком-либо одном методологическом подходе к проблеме. Напротив, П.Ф.Каптерев в своих работах по вопросам воспитания опирался как на психофизические особенности детей, так и на различные социальные теории, рассматривающие развитие ребенка в тесном взаимодействии с жизнью социума. Он настаивал на неразрывной связи семейного и общественного (или, используя современный термин, «социального») воспитания, полагая, что только в этом случае удастся достигнуть поставленной цели - вырастить полноценного человека и гражданина своей страны. [5, с.189-190].
Изучение издания новых работ видного отечественного педагога и психолога П.Ф.Каптерева поможет не только полнее представить ход исторического развития российской педагогической мысли, но и использовать ряд выдвинутых им идей в современной практике воспитания и обучения.
Необходимо отметить, что многие из педагогических положений, выдвинутых ученым, в том числе и в отношении дошкольного семейного воспитания, остаются актуальными и в наши дни. Это, прежде всего, выявление возрастных психологических особенностей ребенка; способов, которыми он познает окружающий мир, и многое другое. Иначе воспитатель не сможет в полной мере добиться тех целей, которые он себе ставит. Даже в тех случаях, когда в качестве базы предлагаемых педагогических методик П.Ф.Каптерев использовал некоторые положения психологии, впоследствии отвергнутые наукой, его собственный опыт и здравый смысл позволяли найти наиболее эффективные подходы к ребенку, реально оценить его особенности и потребности и предложить конкретные формы и методы воспитания, не противоречащие детской природе. [14].
Актуальность
наследия П.Ф.Каптерева и слабая
информированность в них
Объект исследования: педагогическое наследие П.Ф.Каптерева
Предмет исследования: труды П.Ф.Каптерева о воспитании ребенка в семье.
Цель исследования: изучить позиции П.Ф.Каптерева по проблемам воспитания и обучения детей в семье.
Задачи исследования:
Методы исследования: исторический и теоретический анализ литературы, авторских педагогических произведений, сравнительно-исторический метод.
Практическая значимость исследования заключается в актуальности ряда взглядов по вопросам семейного воспитания в современное время. Представленные обобщенные материалы могут быть использованы на педагогических советах и семинарах.
ГЛАВА
1. ЖИЗНЬ И НАУЧНОЕ
ТВОРЧЕСТВО П.Ф. КАПТЕРЕВА
Петр Федорович Каптерев родился 20 июля 1849 г. Как и многие русские интеллигенты второй половины XIX столетия, он был выходцем из среды провинциального духовенства, так называемым разночинцем. Отец Каптерева служил приходским священником в селе Кленово Подольского уезда Московской губернии в полусотне верст от Москвы. [4].
Многодетная семья рано лишилась отца и находилась, несмотря на небольшую пенсию, выплачиваемую епархией, в довольно тяжелом материальном положении. Петр, как и его братья - дети священнослужителя, - мог получить бесплатное среднее образование только в духовных учебных заведениях. Он окончил духовное училище (по типу начальной школы) в Подольске и поступил в 1862 г. в духовную семинарию. [4, с.20]
Как
талантливый и
Именно в это время начало формироваться мировоззрение П. Ф. Каптерева, причем оно не было строго православным, что во многом объяснялось теми умонастроениями, которые господствовали в русском образованном обществе, в том числе и среди ряда представителей духовенства, в конце 1860 - начале 1870гг.
В середине 1850-х гг. довольно остро возник вопрос о коренном реформировании системы духовного образования в России, о чем писали многие священнослужители, а из светских публицистов на этом особенно настаивали известный славянофил К.С.Аксаков и бывший в те годы большим либералом М.Н.Катков. Предлагаемые преобразования во многом отвечали господствующим в те годы реформистским настроениям, и суть их заключалась в приближении духовного образования к нуждам не только чисто религиозной, но и реальной, светской жизни людей. В образованных священнослужителях многие хотели видеть силу, способную просвещать и воспитывать народ, в то же время, предостерегая его от увлечения радикальными революционными учениями. [1].
Реформа системы духовного образования достаточно активно обсуждалась в печати, причем наиболее решительные ее сторонники предполагали значительное увеличение доли светских предметов (в том числе естественных наук и психологии) в учебных программах семинарий и академий. Так, в Московской духовной академии (где в эти годы учился П. Ф. Каптерев) была открыта кафедра естественнонаучной апологетики, профессора которой в своих лекциях искали связи последних открытий в области естественных наук с религиозными представлениями о сотворенном мире и сущности человека. [7].
Высшие учебные заведения - духовные академии - должны были готовить «не столько к пастырству, сколько именно к педагогической деятельности. Именно к педагогической деятельности, а не к церковному служению и стремился молодой Пётр Федорович. Проект реформирования духовных учебных заведений, предложенный в начале 60-х гг., был окончательно утвержден в 1868 г., т.е. в год поступления Каптерева в Московскую академию.
На
формирование мировоззрения будущего
педагога весьма значительное влияние
оказала популярная в те годы философская,
психологическая и
Интересны воззрения ученого на психическую природу религиозных переживаний, которые, по его мнению, могли благотворно сказаться на формировании характера человека, и поэтому «религиозные чувствования» ребенка необходимо было воспитывать. Трудно однозначно определить глубину религиозности П. Ф. Каптерева, можно лишь утверждать, что «церковным человеком», в православном толковании этого понятия, он не был.
Однако при изложении психологических основ «чувства Бога» у Каптерева весьма отчетливо проявляются западнохристианские воззрения: католические (Блаженный Августин и Фома Аквинский) и протестантские, несомненно, восходящие ко времени учебы в духовной академии. Первоисточником религиозных чувств он указывал на интуитивное осознание человеком всемогущества Бога и собственного ничтожества перед Его лицом, что было характерным для многих западных христианских теологов. [30, с.360].
Вместе с тем П. Ф. Каптерев постоянно подчеркивал «нравственную» направленность христианства, его значение для воспитания «нравственности» в ребенке, «внутреннего развития воли» и «духовного усовершенствования личности». Подобное толкование смысла христианской религии вполне отвечало идеям так называемой «либеральной теологии», получившей широкое распространение в Западной Европе во второй половине XIX в., и настроениям либеральной интеллигенции в целом.
Вместе
с тем необходимость выработки
новых социокультурных
Одной особенностью мировоззрения русских образованных либералов (к которым, несомненно, принадлежал П. Ф. Каптерев), отличавших их от единомышленников на Западе, стала глубокая, в чем-то даже псевдорелигиозная вера в «общественность» и негативное отношение почти ко всем видам государственной деятельности. Конечно, подобные настроения редко доходили до прямых призывов к радикальному, насильственному свержению существующего строя. Однако противопоставление государственного и общественного начал (первое рассматривали как консервативное, тормозящее социальное развитие, а во втором видели панацею от всех бед и надежный залог «прогресса») было свойственно значительной части русской интеллигенции второй половины XIX -начала XX в. Подобной точки зрения придерживался и П.Ф. Каптерев, что заметно во многих его педагогических работах, а особенно ярко - в «Истории русской педагогии». [29].
Информация о работе Воспитание ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева