Воспитание ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить позиции П.Ф.Каптерева по проблемам воспитания и обучения детей в семье.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с жизнью и научным творчеством П.Ф. Каптерева
2. Раскрыть вопросы умственного воспитания в семье.
3. Изучить взгляды П.Ф.Каптерева о нравственном воспитании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО П.Ф. КАПТЕРЕВА ………………………………………………………………………………...…. 5
1.1. Детств и годы учебы…………………………………………………….. 5
1.2. Профессиональная деятельность и научное творчество…………..…. 8

ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ………...……………………………………………………………………..….. 17
2.1. Проблема биологического и социального в человеке………………... 17
2.2. Обучение детей в семье………….………………………………..……. 19

ГЛАВА 3. П.Ф.КАПТЕРЕВ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ…. 25
3.1. Принципы общественно-нравственного воспитания……………….. 25
3.2. Подражательность как фактор воспитания………………………….. 27
3.3. О нравственном закаливании ………………………………………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……... 34

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

Каптерев и семейное воспитание (Автосохраненный).doc

— 195.50 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

  ФГОУ  ВПО «Южный федеральный университет»

  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

  Факультет педагогики и практической психологии

  Отделение дошкольного образования

  Кафедра дошкольной педагогики 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     Воспитание  ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева.

     Специальность: 050700 «Дошкольная педагогика и психология» 
 
 

                                    Исполнитель:

                                        Королёва Евгения Валентиновна

                                        Студентка 1 курса группы 1 «Б» 

                                        Научный руководитель: к.п.н.

                                        Маркарян Ирина Андреевна

                                                                
 
 
 
 
 

     Ростов - на – Дону

     2010 год

 

     

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………   3 

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И НАУЧНОЕ  ТВОРЧЕСТВО П.Ф. КАПТЕРЕВА  ………………………………………………………………………………...….   5

    1. Детств и годы учебы……………………………………………………..   5
    2. Профессиональная деятельность и научное творчество…………..….  8
 

ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ УМСТВЕННОГО  ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ………...……………………………………………………………………..….. 17

    1. Проблема биологического и социального в человеке………………... 17
    2. Обучение детей в семье………….………………………………..……. 19
 

ГЛАВА 3. П.Ф.КАПТЕРЕВ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ…. 25

    1. Принципы общественно-нравственного воспитания……………….. 25
    2. Подражательность как фактор воспитания………………………….. 27
    3. О нравственном закаливании ………………………………………… 28
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……... 34 

ПРИЛОЖЕНИЕ  …………………………………………………………….. 37 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

  Известно, что П.Ф.Каптерев (1849-1922), создал целостную концепцию дошкольного обучения и воспитания детей. К сожалению, изучению научного наследия этого педагога в нашей стране, начиная с 1930-х гг. вплоть до последних лет, не уделялось должного внимания.

  В последние годы вышли в свет только две монографии о научно-педагогическом творчестве П.Ф.Каптерева: книга П.А.Лебедева «Психолого-педагогическое наследие П.Ф.Каптерева» (1998) и В.Д.Столбуна «Психология воспитания П.Ф.Каптерева» (1999). [28].

  Интерес к деятельности П.Ф.Каптерева в наше время заметно усилился. Это связано в первую очередь с тем, что он попытался дать комплексное обоснование форм и методов воспитания ребенка, основанное не только на каком-либо одном методологическом подходе к проблеме. Напротив, П.Ф.Каптерев в своих работах по вопросам воспитания опирался как на психофизические особенности детей, так и на различные социальные теории, рассматривающие развитие ребенка в тесном взаимодействии с жизнью социума. Он настаивал на неразрывной связи семейного и общественного (или, используя современный термин, «социального») воспитания, полагая, что только в этом случае удастся достигнуть поставленной цели - вырастить полноценного человека и гражданина своей страны. [5, с.189-190].

  Изучение  издания новых работ видного отечественного педагога и психолога П.Ф.Каптерева поможет не только полнее представить ход исторического развития российской педагогической мысли, но и использовать ряд выдвинутых им идей в современной практике воспитания и обучения.

  Необходимо  отметить, что многие из педагогических положений, выдвинутых ученым, в том числе и в отношении дошкольного семейного воспитания, остаются актуальными и в наши дни. Это, прежде всего, выявление возрастных психологических особенностей ребенка; способов, которыми он познает окружающий мир, и многое другое. Иначе воспитатель не сможет в полной мере добиться тех целей, которые он себе ставит. Даже в тех случаях, когда в качестве базы предлагаемых педагогических методик П.Ф.Каптерев использовал некоторые положения психологии, впоследствии отвергнутые наукой, его собственный опыт и здравый смысл позволяли найти наиболее эффективные подходы к ребенку, реально оценить его особенности и потребности и предложить конкретные формы и методы воспитания, не противоречащие детской природе. [14].

  Актуальность  наследия П.Ф.Каптерева и слабая информированность в них педагогов и определила тему исследования: «Воспитание ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева».

  Объект  исследования: педагогическое наследие П.Ф.Каптерева

  Предмет исследования: труды П.Ф.Каптерева о воспитании ребенка в семье.

  Цель  исследования: изучить позиции П.Ф.Каптерева по проблемам воспитания и обучения детей в семье.

  Задачи  исследования:

  1. Познакомиться с жизнью и научным творчеством П.Ф. Каптерева
  2. Раскрыть  вопросы умственного воспитания в семье.
  3. Изучить взгляды П.Ф.Каптерева о нравственном воспитании.

  Методы  исследования: исторический и теоретический анализ литературы, авторских педагогических произведений, сравнительно-исторический метод.

  Практическая значимость исследования заключается в актуальности ряда взглядов по вопросам семейного воспитания в современное время. Представленные обобщенные материалы могут быть использованы на педагогических советах и семинарах.

 

  

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И НАУЧНОЕ  ТВОРЧЕСТВО П.Ф. КАПТЕРЕВА 

    1. . Детство и годы  учебы
 

  Петр  Федорович Каптерев родился 20 июля 1849 г. Как и многие русские интеллигенты второй половины XIX столетия, он был выходцем из среды провинциального духовенства, так называемым разночинцем. Отец Каптерева служил приходским священником в селе Кленово Подольского уезда Московской губернии в полусотне верст от Москвы. [4].

  Многодетная семья рано лишилась отца и находилась, несмотря на небольшую пенсию, выплачиваемую епархией, в довольно тяжелом материальном положении. Петр, как и его братья - дети священнослужителя, - мог получить бесплатное среднее образование только в духовных учебных заведениях. Он окончил духовное училище (по типу начальной школы) в Подольске и поступил в 1862 г. в духовную семинарию. [4, с.20]

  Как талантливый и дисциплинированный воспитанник, после окончания семинарии  в 1868 г. он был принят уже в высшее учебное заведение - на историческое отделение Московской духовной академии, готовившей кандидатов на высшие церковные должности, образованных богословов, а также преподавателей духовных училищ и семинарий (для последних принятие монашества или сана священника не было обязательным).

  Именно  в это время начало формироваться  мировоззрение П. Ф. Каптерева, причем оно не было строго православным, что во многом объяснялось теми умонастроениями, которые господствовали в русском образованном обществе, в том числе и среди ряда представителей духовенства, в конце 1860 - начале 1870гг.

  В середине 1850-х гг. довольно остро возник вопрос о коренном реформировании системы духовного образования в России, о чем писали многие священнослужители, а из светских публицистов на этом особенно настаивали известный славянофил К.С.Аксаков и бывший в те годы большим либералом М.Н.Катков. Предлагаемые преобразования во многом отвечали господствующим в те годы реформистским настроениям, и суть их заключалась в приближении духовного образования к нуждам не только чисто религиозной, но и реальной, светской жизни людей. В образованных священнослужителях многие хотели видеть силу, способную просвещать и воспитывать народ, в то же время, предостерегая его от увлечения радикальными революционными учениями. [1].

  Реформа системы духовного образования  достаточно активно обсуждалась в печати, причем наиболее решительные ее сторонники предполагали значительное увеличение доли светских предметов (в том числе естественных наук и психологии) в учебных программах семинарий и академий. Так, в Московской духовной академии (где в эти годы учился П. Ф. Каптерев) была открыта кафедра естественнонаучной апологетики, профессора которой в своих лекциях искали связи последних открытий в области естественных наук с религиозными представлениями о сотворенном мире и сущности человека. [7].

  Высшие учебные заведения - духовные академии - должны были готовить «не столько к пастырству, сколько именно к педагогической деятельности. Именно к педагогической деятельности, а не к церковному служению и стремился молодой Пётр Федорович. Проект реформирования духовных учебных заведений, предложенный в начале 60-х гг., был окончательно утвержден в 1868 г., т.е. в год поступления Каптерева в Московскую академию.

  На  формирование мировоззрения будущего педагога весьма значительное влияние  оказала популярная в те годы философская, психологическая и педагогическая литература: от работ Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского до старых номеров «Современника» со статьями Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского и книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1868), раскрывавшей не только проблемы человеческой психики, но и носившей в значительной степени философский характер. Много читал юный Фёдор и западноевропейских авторов: от Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци до Ч. Дарвина и английских философов-позитивистов Д.С. Милля и Г. Спенсера. [27].

  Интересны воззрения ученого на психическую  природу религиозных переживаний, которые, по его мнению, могли благотворно сказаться на формировании характера человека, и поэтому «религиозные чувствования» ребенка необходимо было воспитывать. Трудно однозначно определить глубину религиозности П. Ф. Каптерева, можно лишь утверждать, что «церковным человеком», в православном толковании этого понятия, он не был.

  Однако  при изложении психологических  основ «чувства Бога» у Каптерева весьма отчетливо проявляются западнохристианские воззрения: католические (Блаженный Августин и Фома Аквинский) и протестантские, несомненно, восходящие ко времени учебы в духовной академии. Первоисточником религиозных чувств он указывал на интуитивное осознание человеком всемогущества Бога и собственного ничтожества перед Его лицом, что было характерным для многих западных христианских теологов. [30, с.360].

  Вместе  с тем П. Ф. Каптерев постоянно  подчеркивал «нравственную» направленность христианства, его значение для воспитания «нравственности» в ребенке, «внутреннего развития воли» и «духовного усовершенствования личности». Подобное толкование смысла христианской религии вполне отвечало идеям так называемой «либеральной теологии», получившей широкое распространение в Западной Европе во второй половине XIX в., и настроениям либеральной интеллигенции в целом.

  Вместе  с тем необходимость выработки  новых социокультурных концепций, основанных на общефилософских началах, осознавалась русской интеллигенцией достаточно ясно. В силу ряда причин значительная часть либерально настроенной образованной части общества, не впадавшей в радикальные крайности нигилизма, а затем народничества, в качестве таковой философской основы своей идеологии выбрала философию позитивизма.

  Одной особенностью мировоззрения русских  образованных либералов (к которым, несомненно, принадлежал П. Ф. Каптерев), отличавших их от единомышленников на Западе, стала глубокая, в чем-то даже псевдорелигиозная вера в «общественность» и негативное отношение почти ко всем видам государственной деятельности. Конечно, подобные настроения редко доходили до прямых призывов к радикальному, насильственному свержению существующего строя. Однако противопоставление государственного и общественного начал (первое рассматривали как консервативное, тормозящее социальное развитие, а во втором видели панацею от всех бед и надежный залог «прогресса») было свойственно значительной части русской интеллигенции второй половины XIX -начала XX в. Подобной точки зрения придерживался и П.Ф. Каптерев, что заметно во многих его педагогических работах, а особенно ярко - в «Истории русской педагогии». [29].

Информация о работе Воспитание ребенка в семье в трудах П.Ф.Каптерева