Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа
Актуальность темы: «Воспитание основ патриотизма через ознакомление с родным городом» очевидна: "Каждый казахстанец независимо от его национальной принадлежности должен сознавать, что Казахстан - это плоть от плоти его, родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы, - полагает президент страны Нурсултан Назарбаев. - Только в этом случае появляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир знает теперь как Казахстан".
Введение
1 Теоретические аспекты проблемы воспитания
основ патриотизма у дошкольников
1.1 Принципы и структура воспитания казахстанского патриотизма
в дошкольном образовательном учреждении
1.2 Психолого-педагогическая характеристика сущности
патриотических чувств дошкольников
2. Организация воспитательной работы по формированию основ
патриотизма через ознакомление с родным городом
2.1 Методические основы и принципы ознакомления дошкольников
с родным городом
2.2 Изучение истории родного города
2.3 Краеведческий компонент: экскурсии, походы,
экологический десант и другие формы ознакомления с городом
Заключение
Список использованных источников
Каждая изученная тема может заканчиваться творческой выставкой, например: «Мой дом», «Город моего детства».
Рассказ воспитателя - это один из многочисленных методов, используемых на занятиях и в свободной беседе. При подготовке к занятиям и беседам по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, самым сложным явилось составление педагогами рассказов для дошкольников. В связи с этим были разработаны рекомендации по их составлению:
Рассказ необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
Чтобы активизировать внимание детей, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому, чаще в процессе рассказа обращаться к ним с вопросами.
Детям дошкольного возраста не стоит называть дат: они затрудняют восприятие материала.
Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.
И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.
2.2 Изучение истории родного города
Мы исходили из того, что понятие патриотизм включает почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.
В зависимости от широты восприятия места рождения, которая соответствует глубине сознания индивида, территория Родины может простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и ее обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.
Работа по изучению истории и социальной сферы г.Костаная, несомненно, помогала детям много узнать, а главное — полюбить маленький уголок своей Родины, мир своего детства.
Работу по ознакомлению дошкольников с историей родного города мы проводим в определенной последовательности:
1) знакомим детей с историей возникновения города (рассказываем о месте нахождения города, о градообразующем предприятии, объясняем, откуда произошло название города, называем имена тех, кто город основал);
2) знакомим детей с историей названия улиц города (подробно рассказываем о близлежайших улицах, на которых живут дети и находится ДОУ; обращаем внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города)
3) знакомим со зданиями города (беседуем о назначении зданий, обращаем внимание на особые здания - мечеть, церковь, указываем на их отличие от других; показываем детям самые древние здания родного города, рассказываем об истории их создания)
4) знакомим с людьми, которые прославили наш город (рассматриваем фотографии, портреты прославленных людей, если это художник - знакомим детей с репродукциями его картин, если это поэт - учим его стихи, если это писатель - читаем отрывки из его произведений, доступные по содержанию, если в городе жил и творил знаменитый композитор - слушаем запись его произведений);
5) знакомим с культурными достопримечательностями города (посещаем музеи города, рассказываем детям о том, что такое музей, для чего люди его создавали, когда возник в Костанае первый музей, какие бывают музеи).
Особую роль мы отводим воспитанию дошкольников на примерах изучения жизни знаменитых земляков.
Проводим знакомство детей с творчеством таких писателей нашего края как Акылбек Шаяхмет, Алия Баянды, Ахмет Байтурсынов, Беимбет Майлин, Ибрай Алтынсарин. Подчеркиваем, что жизнь, творчество всех этих знаменитых людей, наших земляков — яркий пример служения Отечеству, запечатленный в книгах, полотнах, зданиях, улицах, делах.
Посещая Кустанайскую областную детскую библиотеку, знакомились также и с ее историей. Здесь предоставлены методические рекомендации по работе с литературой, посвященной – батырам, это мы также использовали в своей работе: «Страницы жизни казахских батыров»: материал для беседы, «Батыры возвращаются к народу»: Литературно-музыкальная композиция.
«Батыр (тюрк. – богатырь, силач, храбрец), почетное звание, которое давалось за героизм, доблесть, отвагу, проявленные во время войн и походов, патриотические и героические качества, присущие отдельным личностям. При родовом строе батыр – военачальник, вождь рода, его защитник, всегда готовый выступить против вооруженных врагов. Подвиги батыров издревле воспеваются в устной литературе казахов, киргизов, башкир и др. тюркоязычных народов. В многовековой истории казахов видное место занимают народные батыры: Сырым, Исатай, Махамбет».
На основе историко-краеведческих материалов мы провели фольклорный праздник - «Из памяти обычаев, надежд» (о Наурызе).
2.3 Краеведческий компонент: экскурсии, походы,
экологический десант и другие формы ознакомления с городом
Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, ее украшения и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с другими воспитанниками в детском доме, с одноклассниками в школе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Особую роль мы отводили экскурсиям как средству привития любви к природе, воспитания патриота.
Педагогический коллектив ДОУ прилагал все усилия, чтобы научить детей видеть в сегодняшнем дне то, что может представлять интерес для их будущего, ценить это. Мы обращали внимание на то, как относятся дети к окружающей природе, эмоционально ли они реагируют на ситуации, которые возникают в жизни класса, школы, появляются ли у них интерес и желание принимать участие в экологической деятельности, а также контролировать и оценивать свои поведение и поступки, чтобы не причинить вреда окружающим. Это и есть черты патриота — разумного хозяина города, страны, планеты.
После экскурсий и походов учащиеся выражали свои впечатления в рисунках.
Итогом этой работы стал конкурс знатоков «Наш родной Костанай». Органическое соединение учебной и внеучебной деятельности по изучению страниц истории рождает у детей любовь к Отечеству, ведь по-настоящему можно любить то, что очень хорошо знаешь. Активное включение детей в диалог с окружающим миром способствовало развитию их творческих способностей, самостоятельности и ответственности. В итоге дети захотели стать похожими на тех, кто составляет славу и гордость родного края.
Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой родной край, надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
При работе педагогами детского сада учитывается, что успешность воспитания патриотических чувств у дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии и активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, используя разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
В работе осуществлялся деятельностный подход, т.е. предоставлялся детям выбор материалов в той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном; будь это творческая игра или составление рассказов, изготовление поделок или сочинение загадок, аппликация, лепка или рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству территории детского сада, охране природы. В работе по ознакомлению детей с городом используются методы, прежде всего повышающие их познавательную и эмоциональную активность, а так же модель ознакомления дошкольников с родным городом, которая позволяет увидеть этапы познания города ребёнком, а также определяет тематические блоки работы воспитателя с детьми.
Знакомя детей с растительным миром города, педагоги проводят целевые прогулки в уголок леса, знакомят детей с разными породами деревьев, дети бережно дотрагивались до стволов и веток руками, старались обхватить деревья, сравнивали цвет и форму листьев. Удивлялись, сравнивая хвойные и лиственные деревья, учились делать вывод, почему одни деревья называют лиственными, а другие – хвойными; зачем нам нужны деревья или что бы было, если на земле не было бы деревьев? Учились слушать природу и думать, чувствовать и рассуждать, выражая свои чувства. В этом детям помогал алгоритм – схема ознакомления с природой. Опавшие листья и плоды дети собирали для поделок. Каждая прогулка существенно пополняла знания детей об окружающем мире, дети учились беречь природу, деревья, цветы, травы. На прогулках не только закреплялись знания детей, полученные на экологических занятиях, но и существенно пополнялся словарный запас детей. Знакомя детей с животным миром региона, наблюдали за птицами, насекомыми, домашними и дикими животными, встречающимися в лесопарке, за их повадками. Зимой развешивали кормушки для птиц. Это помогало детям почувствовать, как тяжело птицам без пищи зимой, пожалеть их доброе отношение к лесопарку и его обитателям помогло детям лучше разобраться в законах и тайнах природы. Свои впечатления от увиденного и услышанного дети передавали в творческих работах: рисунках по впечатлениям, коллективных аппликациях, рассказах, поделках из природного материала, придумывании сказок.
Ознакомление проходило через увлекательные рассказы, сопровождающиеся иллюстрациями, схемами. Закрепление знаний проводилось в дидактических, ролевых играх, рисунках, конструировании, составлении рассказов, загадок. А для этого родители изготовили макеты. Дети, были Гулливерами, “путешествуя” по центру города и другие дидактические игры.
Например: в игре: “Где находится памятник?” дети учились ориентироваться на карте-схеме центра города, называя тот или иной памятник, площадь и показывая его местонахождение на карте. В игре “Узнай по описанию” дети, слушая небольшие короткие рассказы о красивых местах города, старались отгадать и назвать их; после задания усложнялось: дети сами пытались описать любимое место в городе. В игре: “Чего не хватает на площади города?”, дети находили, чего не хватает на рисунке, и добавляли нужную деталь на место. Эта работа привела к тому, что дети стали придумывать загадки о достопримечательностях города, пытались их рифмовать, рисовали свои любимые места в городе – получилась игра, которую мы назвали: “Костанайские загадки”. Дети играли в неё даже с родителями, отгадывая загадку, подбирали к ней рисунок. На начальных этапах составления загадок о достопримечательностях Костаная, использовался такой приём, как составление рассказов от первого лица, когда ребёнок отождествлял себя с предлагаемым ему или выбранным им объектом. Например: “Я – фонтан. Я стою на большой площади. Я круглый, коричневого цвета. Я выпускаю струйки воды. Вокруг меня много детей, которые моют ручки. Они радуются, когда я обливаю их водой. Я несу радость людям”. Если дети затруднялись по иллюстрациям составить свой рассказ, помогала им схемами, на которых все перечисленные свойства обозначаются графически.
Эта работа воспитывает у детей чувство гордости за свой город, чувство приобщения к его достопримечательностям, чувства радости за то, что мы в нём живее; уважение к памятникам и людям, которые их создали, и построили для нас такой город, желание их сохранить, беречь, сделать краше (площади, парки), чище, любить свой город. Через всю работу по ознакомлению детей с родным городом проводилась огромная работа по обогащению словаря детей, словообразованию, образованию родственных слов.
При ознакомлении детей с улицами родного города проводились беседы с детьми о названиях центральных улиц города, уточнялось, почему та или иная улица так называется, рассказывали детям о людях, чьими именами названа известные детям улицы и их героическом прошлом. В подготовительной к школе группе рассказали об истории названия главных улиц города, их последующего переименования, используя книгу “Улицы Костаная рассказывают”, дети учились задавать вопросы и искать ответы, делать самостоятельные умозаключения. Появились любознательность, интерес, у детей развивался понятийный словарь, мышление, дети сделали вывод о том, что в нашем городе очень много улиц, одни названы в память о героях Отечества, смелых землепроходцах, знаменитых людей; другие – по названию находящихся рядом предприятий, названий деревьев, рек и т.д.
Так как для детей очень важно их ближайшее окружение, большая работа проводилась по ознакомлению детей с микрорайоном, его улицами.
Знакомя детей с улицами родного микрорайона, с жилыми домами, общественными зданиями, их назначением, общественным транспортом – в ходе экскурсий по микрорайону, бесед с детьми. Решая проблемные ситуации: “Представьте, что вы остались одни дома с бабушкой, бабушке стало плохо, она просит вас вызвать скорую помощь...”, “Нужно вызвать пожарных” и т.д. закрепляем знания домашних адресов. С детьми проводились беседы: “Если ты потерялся”, “Зачем нам нужен адрес”, “Помоги другу попасть домой” и др., которые помогали закреплять понятия: улица, адрес. В закреплении названий домашних адресов помогает ролевая игра “Почта”, в которой чтобы получить письмо или посылку дети должны назвать свой адрес. Вводя в речь детей понятие “улица”, учим детей ориентироваться на плане улицы. Нарисовав свою улицу, свой дом, дети с восторгом рассказывают о них. Используя схемы улиц, которые педагоги делали вместе с детьми, составлялся план микрорайона. Дети наглядно могли представить, какой у нас микрорайон, сколько улиц, зданий и т.д. Играя, учились выполнять правила поведения на улице и в общественных местах. В ходе знакомства с микрорайоном у детей расширились знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города, что в свою очередь, воспитывает у детей интерес и любовь к своему микрорайону, заботу о его красоте, чистоте. Все дети пожелали сделать что-то полезное, хорошее для себя, родных, людей. На основе изготовленных схем улиц сделали игру “Наш микрорайон”. У детей и родителей возник интерес к названиям улиц микрорайона, поэтому с помощью родителей составили проспект: “Великие люди, в честь которых названы улицы микрорайона” (полководцы). Для развития мышления, воображения, словарного запаса, связной речи детям предлагаются творческие задания по теме: “Назови улицу города”. Дети придумывают свои названия будущим улицам города, микрорайона. Сначала эта работа вызвала затруднения у детей, тогда воспитанникам было предложено построить улицу из строительного материала. Коллективная постройка, в которой каждый ребёнок выполнял часть общего дела, необычайно организовывала детей, развивала их коллективное творчество, изобретательность, находчивость, умение договориться, воспитывала взаимопомощь, формировала нравственные чувства. Детям давались и другие творческие задания с целью развития речи и мышления: например, продолжить предложение: “Красивая улица – это...” дети отвечали: та, где растут цветы. Где чисто. Где много зелени: деревьев, травы. Также детям давались творческие задания по теме: “Мой дом”. Рассказывая о новостройках Костаная, рассматривали архитектуру города, значение труда архитектора, строителя. Дети конструировали дома различной архитектуры из строительного материала, рассказывая о своей постройке, приходили к выводу: что красивый, ухоженный дом – это отремонтированный дом, в котором чистые подъезды, квартиры, где люди заботятся о своём доме, не разрушают, не рисуют на стенах, не бросают мусор в подъездах и т.д. Аналогично дети делали вывод о том, каким может быть некрасивый, неухоженный дом, и в каком доме им бы хотелось жить. Дети рисовали на одной половине листа тот дом, в котором они живут сейчас, а на другой половине – дом, в котором им хотелось бы жить, а затем находили отличия. Эта работа эмоционально захватывает детей, становится для них творческим делом. Рассказы о людях труда, профессиями важными и нужными в городе, формируют активное положительное отношение детей к труду, воспитывают уважение к людям труда, учат замечать вокруг то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает нас.
Информация о работе Воспитание основ патриотизма через ознакомление с родным городом