Воспитание основ патриотизма через ознакомление с родным городом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: «Воспитание основ патриотизма через ознакомление с родным городом» очевидна: "Каждый казахстанец независимо от его национальной принадлежности должен сознавать, что Казахстан - это плоть от плоти его, родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы, - полагает президент страны Нурсултан Назарбаев. - Только в этом случае появляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир знает теперь как Казахстан".

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты проблемы воспитания
основ патриотизма у дошкольников
1.1 Принципы и структура воспитания казахстанского патриотизма
в дошкольном образовательном учреждении
1.2 Психолого-педагогическая характеристика сущности
патриотических чувств дошкольников
2. Организация воспитательной работы по формированию основ
патриотизма через ознакомление с родным городом
2.1 Методические основы и принципы ознакомления дошкольников
с родным городом
2.2 Изучение истории родного города
2.3 Краеведческий компонент: экскурсии, походы,
экологический десант и другие формы ознакомления с городом
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

воспитание патриотизма у дошкольников.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Ознакомление с родным городом входит в раздел "Ознакомления с окружающим". При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.

Принцип историзма.

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни). Это обусловлено тем , что детям трудно представить историческую прямую времени, определить свое место на ней проследить удаленность тех или иных событий.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также опираться на высшие человеческие понятия - любовь к Родине, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоений знаний о родном городе, с учетом возраста пола, накопленного им опыта.

Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на основе тематического планирования).

Позитивный центризм. Реализовывался путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей старшего дошкольного возраста.

Всю работу по ознакомлению с родным городом делим на 9 основных блоков:

Знакомство с детским садом;

Природа города;

История возникновения города;

Памятные места города;

Места отдыха для детей в городе;

Труд костанайцев. Защитники Отечества;

Транспорт города. Архитектура;

Символика. Герб города;

День Победы. День города.

Основным приемом при ознакомлении с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом следует помнить следующее:

1. Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, схемами, рисунками.

2.Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: " Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать? ".

3.Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: " Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими как вы" или" Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам , пап, бабушек и дедушке еще не было на свете."

4.Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте, не употребляйте специальной терминологии.

Каждый момент ознакомления с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.

Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения связывается с культурными традициями прошлого.

Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад.    Внимание   ребенка   постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, -школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, универмаг, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это близлежащая улица, район в целом и его достопримечательности. Ребенку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу, почему район, в котором он живет носит название Южный, Северный или Западный и т.п. Его знакомят с памятными местами родного город. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную часть города.

Какой объем сведений о родном городе способен усвоить старший дошкольник? Какие понятия доступны его пониманию?

С помощью взрослого он постепенно усваивает следующее:

-    у каждого человека есть родной дом и город или село, где он родился и живет. Когда говорят "москвич" или "киевлянин", "астанинцы" или "карагандинцы", "костанайцы" или "алматинец" и т.д., это указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живет. Каждый человек любит родной город и гордится им;

-    старший дошкольник должен знать название своего города и своей улицы, в честь кого она названа, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах;

-    знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города, главные улицы и проспекты, архитектурные ансамбли и памятники;

-    знать о столице нашей Родины Астане: это главный город Казахстана, где работает правительство. Астана - самый большой город нашего государства, в котором живут и гостят не только казахи и русские, но и люди различных национальностей, приехавшие из других стран. Астану считают интернациональным городом. Астана - промышленный город, где заводы и фабрики выпускают огромное количество различной продукции. Столица (как и все города нашей страны) славится тружениками, учеными, инициативными начинаниями, которые подхватываются в различных уголках Родины.

Родной город... В каком бы городе вы не жили - это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины.

При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И еще: воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма - значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.

С какими объектами полезно знакомить старшего дошкольника? Вот с чем, например, знакомить детей костанайцам?

Великолепна панорама города на фоне хлебных полей, железнодорожный вокзал, автовокзал и аэропорт, с кипучей трудовой жизнью, здание университета, памятник А. Байтурсынову, монументальная скульптура Абая, Пушкина, Ватутина, аллея Героев в парке Победы, памятник целинникам, "Костанайэнерго", стройки города - все это зримые страницы трудовой и боевой славы города.

Костанай... И маленького жителя, и юного гостя нашего города можно познакомить с множеством замечательных мест, которые характеризуют образ жизни костанайцев, их трудовую, культурную жизнь. Что выбрать для знакомства ребенка с Костанаем? - Это зависит от того, в каком районе живет семья (ведь везде есть свои достопримечательности) и, главное, от той цели, которую преследуют родители, знакомя ребенком с тем или иным объектом.

Немало интересного увидит и узнает ребенок, побывав и в центре города, и в новых районах.

В.А.Сухомлинский  говорил:   "Красота родного  края   ...-  это  источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина".

Но нашему маленькому современнику надо показать Костанай не только как красивый город с его старинными памятниками и новыми районами, но и как центр всего нового, передового в области, показать кипучую трудовую жизнь костанайцев.

Старшему дошкольнику полезно рассказать: Костанай славится тружениками. Костанай - центр культурной и научной жизни области: здесь сосредоточено много кинотеатров, спортивных сооружений, различных учебных заведений, институтов, музеев, домов культуры. Жители Костаная гордятся Ледовым дворцом,  областным краеведческим музеем. В Костанай съезжаются люди из разных краев земли на спортивные и молодежные встречи, фестивали музыки и искусства, фольклора и этнографии. Знаменит стадион Костаная своими футбольными матчами.

Все эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей и костанайцев. Задача взрослых - помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни костанайцев.

Так, например, старшему дошкольнику модно рассказать, что жители Костаная постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения, уже который год участвуют в конкурсе на самый благоустроенный район города. Значит, и он, маленький житель города, должен быть причастным к делам взрослых - бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирования у ребенка чувства гордости за родной город.

Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения - подвигов костанайцев в дни Великой Отечественной войны. Благодарные земляки поставили в их честь памятники, назвали их именами улицы города.

Старших дошкольников полезно познакомить с памятниками героическим защитникам Родины на аллее Героев в парке Победы и многими другими. Этим народ увековечил славу известных и неизвестных героев, отдавших свою жизнь за Родину, за Костанай, за нас с вами.

Для знакомства с городом широко используются экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте. Напомнить мальчикам, что они, как и все мужчины, должны снимать головной убор возле памятника. Важно заранее создать у ребенка соответствующий настрой.

Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения, изменения в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов. Наборы открыток, наборы с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом, но и с другими. Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное настроение.

Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.

Перспективный план предполагает работу по тематическим блокам:

ДОМ – УЛИЦА – РАЙОН – ГОРОД

Очень важно, что внутри блока «круг тем» подвижен. Это даёт возможность творческого подхода и поиска тем, наиболее актуальных или значимых в данный момент, а также в ряде случаев позволяет исходить из интересов и запросов самих детей. Примерная тематика бесед по ознакомлению с родным городом может быть такой: Семья. Одежда. Улицы города. Природа Костанайской области. История города. Великие люди. Достопримечательности города.

Такие формы работы как экскурсии, сотрудничество с музеями и библиотеками – очень важны и действенны при знакомстве дошкольников с традиционной отечественной культурой. Составляя тематический план, необходимо ориентироваться на программы, предлагаемые музеями.

Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родного города, проникнуться уважением к людям, заботящимся о его состоянии.

Экскурсии в библиотеку помогают соприкоснуться с миром духовной культуры, ощутить и понять многообразие и бесценное богатство, оставленное нам в наследство многими поколениями наших писателей, художников, актёров.

Очень нравятся детям целевые прогулки по городу, где они знакомятся с архитектурными памятниками и достопримечательностями нашего города.

Нельзя обойти стороной игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольников, в ней развиваются все познавательные процессы. Использовать можно и нужно различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, творческие, подвижные. Особенно интересными и полезными становятся игры, разработанные по определённой теме. У детей появляются свои любимые игры, например, мальчикам нравится игра «Городской лабиринт», у девочек свои приоритеты: «Интервью», «Город будущего», «Я фотограф». Всем, без исключения, нравятся такие игры и игровые упражнения, как: «Всё ли верно? Докажи», «Узнай по описанию», «Продолжи», «Бывает – не бывает», «Небылицы в лицах» по мотивам проведенных экскурсий.

Информация о работе Воспитание основ патриотизма через ознакомление с родным городом