Воспитание основ патриотизма через ознакомление с родным городом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: «Воспитание основ патриотизма через ознакомление с родным городом» очевидна: "Каждый казахстанец независимо от его национальной принадлежности должен сознавать, что Казахстан - это плоть от плоти его, родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы, - полагает президент страны Нурсултан Назарбаев. - Только в этом случае появляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир знает теперь как Казахстан".

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты проблемы воспитания
основ патриотизма у дошкольников
1.1 Принципы и структура воспитания казахстанского патриотизма
в дошкольном образовательном учреждении
1.2 Психолого-педагогическая характеристика сущности
патриотических чувств дошкольников
2. Организация воспитательной работы по формированию основ
патриотизма через ознакомление с родным городом
2.1 Методические основы и принципы ознакомления дошкольников
с родным городом
2.2 Изучение истории родного города
2.3 Краеведческий компонент: экскурсии, походы,
экологический десант и другие формы ознакомления с городом
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

воспитание патриотизма у дошкольников.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание дошкольников - это систематическая и целенаправленная деятельность, направленная на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.

 

1.2 Психолого-педагогическая характеристика сущности

патриотических чувств  дошкольников

 

Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.

Содержательно патриотические чувства:

- выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;

- включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;

- проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;

- выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности…. ….. сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране…»[6;11]

Будущее общества зависит от того, как воспитывают нынешнее поколение. Эту мысль можно встретить едва ли не в первых письменных памятниках всех цивилизаций, а уже в Древней Греции она считалась прописной истиной. Как воспитывали гражданина в Древней Греции? Системы воспитания в разных районах Греции отмечались весьма существенно. Великий Платон рассматривал воспитание как формирование нравственности, помогающей человеку не уронить себя ни в дым побед, ни в дни поражений и быть достойным гражданином. При этом, по его мнению, нужно было приобрести определенные знания и культуру поведения.

Широко известно определение патриотизма как любви к Отчизне из словаря В.И. Даля. «Патриот», по В.И. Далю — «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». С.И. Ожегов определяет патриотизм как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Таким образом, рассматривая патриотизм, на наш взгляд, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых элементах, выраженных в таких понятиях, как «Родина» и «Отечество»[7;12].

«Родина — 1. Страна, в которой человек родился, отечество. 2. Место рождения, возникновения чего-либо, происхождения кого-нибудь». Эти понятия формировались одновременно со становлением первых сообществ людей, которое происходило в отчаянной борьбе за выживание с враждебными силами природы и племенами.

Патриотизм, по мнению философов, — одно из наиболее глубоких чувств челове­ка, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готов­ность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конститу­ционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объ­единял все слои нашего общества.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической  литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Это закономерно, поскольку чувство патриотизма  многогранно по содержанию.

Как показывает анализ источников и литературы, понятие «Родина» можно понимать как территорию, географическое пространство, где человек родился; социальную и духовную среду, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет, и которая для него стала родной и близкой. Малая Родина — это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский писал: «Эта малая родина со своим обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — великом целом своем — для всех она одна».

Малая и большая Родина предстает в сознании человека как совокупность образов, отражающих картины природы и культуры, истории и современности.

Отечество — понятие, родственное Родине, в которое, однако, вкладывается более глубокое содержание и, прежде всего, нравственное, духовное.

Проводя аналогию отношений ребенка к своим родителям и гражданина к Отечеству, мы разделяем точку зрения Р.Л.Рождественского, который указывает на неразрывную связь понятий «Отечество» и «чувство долга». В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы. Принято считать, что обязанности по отношению к Отечеству выражает гражданский долг; к вооружённой защите страны — воинский, к товарищам — товарищеский долг.

М.Е.Дмеуова в своём исследовании указывает, что наиболее приемлемым является целостное определение. Патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества[8;6].

Разделяя точку зрения Е.В. Лисецкой, мы считаем, что взаимоотношения человека с Отчизной нельзя рассматривать только с позиции нравственного чувства. Они имеют более глубокий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, её патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закреплёнными, в своей совокупности и характеризуют качество личности. Автор рассматривает патриотизм как психолого-педагогическое явление, имеющее сложную структуру, позволяющую трактовать его как нравственный принцип, как установку, как личностное качество, как состояние, как результат воспитания, как поведенческую модель, как ценность[9;244].

Патриотическое воспитание существо­вало во все времена, независимо от того, обучались дети или нет. Оно осу­ществлялось из поколения в поколение са­мим народом.

Вопросы патриотического воспитания ис­следовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В. Ло­моносова, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева и др. Все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, националь­ной культуре. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной зада­чей воспитания, но и могучим педагогиче­ским средством: «Как нет человека без само­любия, так нет человека без любви к отечест­ву, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природны­ми, личными, семейными и родовыми нак­лонностями».

Патриотическое воспитание всегда бы­ло одним из важнейших направлений в ра­боте педагогов детских дошкольных образовательных учреждений.

Дошкольный возраст наиболее важный период для воспитания по­ложительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный ав­торитет, которым пользуется воспитатель, соз­дают благоприятные предпосылки для ус­пешного решения данной проблемы.

Мно­гие психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Фельдштейн) считают, что именно в дошкольном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторона­ми жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему ми­ру.

Эмоциональные переживания, а не ра­зумные доводы часто имеют доминирую­щее значение. Поэтому восприятие дошкольником журчания ручейка, пе­сен зяблика, всплеска рыб, ощущения утренней прохлады и прочего рождает впе­чатления, которые надолго, иногда всю жизнь, сохраняются в их душе. По мнению исследователя А.Быкова, на основе систематизации чувственных образов можно управлять процессом возникновения и формирова­ния патриотических чувств у детей[10;7].

Педа­гогические воздействия заключаются в том, чтобы, во-первых, представить ту со­вокупность чувственных образов, мыслей, состояния ребенка, которая характеризует смысл его внутренней жизни; во-вторых, выделить те патриотические идеи, кото­рые возникают на основе этих образов; в-третьих, разработать определенные пе­дагогические технологии, воздействие ко­торых будет способствовать развитию и укреплению патриотических чувств.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания дошкольников о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Таким образом, сегодня патриотическое воспитание — это система­тическая деятельность педагогов по форми­рованию у юных граждан Республики Казахстан патриотического сознания, ценностей, чувства любви к Родине.

Достижение указанной цели осущест­вляется через решение следующих задач:

•  развитие личности, обладающей каче­ствами гражданина — патриота Роди­ны;

•  расширение знаний о родном крае, го­роде, воспитание гордости за его герои­ческое прошлое, историческое и куль­турное наследие;

•  изучение живой национальной культу­ры, народного искусства;

•               привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РК и др.

 

 

 

 

 

2.      Организация воспитательной работы по формированию основ

патриотизма через ознакомление с родным городом

 

2.1 Методические основы и принципы ознакомления дошкольников

с родным городом

 

Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными... Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.

В дошкольном детстве начинает формироваться чувство патриотизма:

любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни города (а через него и Отечества), связаны с изучением механизмов социализаци, формирования социальной компетентности ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия предметов мира, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.

Информация о работе Воспитание основ патриотизма через ознакомление с родным городом