Воспитание основ патриотизма через ознакомление с родным городом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: «Воспитание основ патриотизма через ознакомление с родным городом» очевидна: "Каждый казахстанец независимо от его национальной принадлежности должен сознавать, что Казахстан - это плоть от плоти его, родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы, - полагает президент страны Нурсултан Назарбаев. - Только в этом случае появляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир знает теперь как Казахстан".

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты проблемы воспитания
основ патриотизма у дошкольников
1.1 Принципы и структура воспитания казахстанского патриотизма
в дошкольном образовательном учреждении
1.2 Психолого-педагогическая характеристика сущности
патриотических чувств дошкольников
2. Организация воспитательной работы по формированию основ
патриотизма через ознакомление с родным городом
2.1 Методические основы и принципы ознакомления дошкольников
с родным городом
2.2 Изучение истории родного города
2.3 Краеведческий компонент: экскурсии, походы,
экологический десант и другие формы ознакомления с городом
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

воспитание патриотизма у дошкольников.doc

— 219.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Воспитание основ патриотизма через ознакомление

с родным городом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1 Теоретические аспекты проблемы воспитания

основ патриотизма у дошкольников

1.1 Принципы и структура воспитания казахстанского патриотизма

в дошкольном образовательном учреждении

1.2              Психолого-педагогическая характеристика сущности

патриотических чувств  дошкольников

2.              Организация воспитательной работы по формированию основ

патриотизма через ознакомление с родным городом

2.1 Методические основы и принципы ознакомления дошкольников

с родным городом

2.2 Изучение истории родного города

2.3 Краеведческий компонент: экскурсии, походы,

экологический десант и другие формы ознакомления с городом

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность   темы: «Воспитание основ патриотизма через ознакомление с родным городом» очевидна: "Каждый казахстанец независимо от его национальной принадлежности должен сознавать, что Казахстан - это плоть от плоти его, родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы, - полагает президент страны Нурсултан Назарбаев. - Только в этом случае появляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир знает теперь как Казахстан". [1]

Государственная идеология новым стержнем воспитательной системы детских дошкольных учреждений и школ  видит  процесс воспитания  казахстанского патриотизма.

Воспитание, в целом, как общественное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья.

Патриотизм (греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Уже с ранних лет ребенок знает о любви к Родине, но для одних это приобретает личностный смысл, становится побуждением к поведению, а для других остается лишь хорошими правильными словами… Если ребенок “любит Родину” лишь в виде знания, то возникает противоречие между объективным смыслом явления и характером его субъективного восприятия.

Основой патриотического воспитания дошкольников является ознакомление с государственными символами Казахстана, с фактами истории, изучение краеведческого материала. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам, воспитанию любви и бережного отношения к малой Родине, к народам, живущим по соседству.

Цель  нашего исследования – выявление особенностей воспитания патриотизма у дошкольников через ознакомление с родным городом.

Объектом  нашего исследования является – воспитательный процесс в дошкольном учреждении, направленный на формирование основ патриотизма.

Предметом исследования – ознакомление с родным городом как средство воспитания основ патриотизма у дошкольников.

Гипотеза исследования: формирование основ патриотизма у дошкольников осуществляется, если организуется:

- на основе предшествующих знаний о родном городе с учетом их возрастных особенностей;

- на основе формирования у воспитанников ценностного отношения к истории родного города.

Задачи  исследования:

- изучить литературу по теме исследования, существующие методические рекомендации по организации воспитательной работы в дошкольных учреждениях Республики Казахстан, программные документы по воспитанию казахстанского патриотизма;

- обозначить основные теоретические аспекты проблемы воспитания основ патриотизма в современной педагогической науке;

- исследовать проблему воспитания основ патриотизма в условиях ДОУ;

- сформулировать принципы и описать структуру воспитания основ патриотизма;

- выявить специфику воспитания основ патриотизма посредством ознакомления с родным городом.

Методы исследования. В ходе исследования осуществлялись различные виды наблюдений, проводились коллективные и индивидуальные беседы, анализировались ответы детей и результаты продуктов творческой деятельности – рисунки, что позволило охарактеризовать уровни развития учащихся с точки зрения сформированности патриотических основ воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты проблемы воспитания

основ патриотизма у дошкольников

 

1.1 Принципы и структура воспитания казахстанского патриотизма

в дошкольном образовательном учреждении

 

«Казахстанский патриотизм — это осознанная ответственность каждого гражданина за судьбу, безопасность, будущее своей страны», — отмечено в программе патриотического воспитания граждан Республики Казахстан.

Чувство казахстанского патриотизма не является врожденным, его необходимо воспитывать, это постоянный процесс.  «Мы представляем разные этносы, но страна у нас одна. Мы должны интегрировать общество вокруг понятия «казахстанец». Мы - казахстанцы. Казахстан - моя Родина, моя страна! - таков наш лозунг», - сформулировал задачи в данной сфере Глава государства [1].

Вместе с тем патриотизм — это естест­венная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искус­ства и практической деятельности челове­ка. Любовь к Родине у каждого проявляет­ся в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает ис­пытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, на­бираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.

Исследования отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, влияющих на процесс познания действительности у подрастающего поколения, ведущая роль принадлежит формированию чувства патриотизма.

Теоретический анализ специальной литературы о сущности понятия «патриотизм», позволяет прийти к выводу, что этот термин не имеет четкого определения, вопрос о его происхождении и содержании глубоко не изучался, и для каждого человека он имеет индивидуальный смысл, который зависит от уровня культуры, мировоззрения, жизненного опыта. В толковом словаре русского языка слово «патриот» трактуется как «человек, преданный своей Родине, своему народу, готовый к любым жертвам и подвигам во имя их интересов» [2;232].

Под патриотическим воспитанием понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Термин «патриотизм» во всех словарях трактуется практически одинаково – это любовь к Родине, а процесс патриотического воспитания в образовательном учреждении – это «совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня патриотических качеств личности ребенка» [3;9].

С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

- благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),

- уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),

- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),

- возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

Для формирования чувства патриотиз­ма в системе воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении необходимо знать не только его сущ­ность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, ко­торые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими ком­понентами, по определению И.Ф. Харламо­ва, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмо­ционально-чувственный, поведенческий и волевой[4;48].

Потребностно-мотивационный компо­нент патриотизма формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью раз­нообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы дети пережи­вали чувства любви, гордости за свою Ро­дину. Ог­ромное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы дошкольников ока­зывают идеи патриотизма, которые раскры­ваются в художественной литературе.

Когнитивно-интеллектуальный компо­нент включает в себя углубленное осмысле­ние сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельнос­ти детей: в беседах, организа­ции экскурсий.

Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патрио­тических чувств, взглядов и убеждений. Воспитательную работу необходимо тщательно продумывать и отбирать.

Поведенческий и волевой компоненты — это формирование у дошкольников способности к волевым проявлениям в области патрио­тизма и культуры межнациональных отно­шений.

Патриотическое воспитание тесно свя­зано с национальным воспитанием, кото­рое ставит своей целью сохранение народ­ных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, соз­данное самим народом и построенное на народных началах, имеет и ту воспита­тельную силу, которой нет в самых луч­ших системах, основанных на абстракт­ных идеях или заимствованных у других народов»[5;27].

В последнее время в нашей стране акти­визировалась работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Это привело к разработке программ, в осно­ве которых лежит воспитание гражданина-патриота с использованием традиций и обычаев своего народа.

Воспитание гражданина и патриота Казахстана начинается с формирования таких качеств, как патриотизм  и любовь к своей малой Родине. Механицизмами формирования являются изучение и использование в воспитательном процессе символики государства, области, города. Без национального чувства не было, и нет и быть не может никакого патриотизма. «Патриотизм — одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» … «коренится глубже всех прочих» и «одно из самых глубоких чувств» — разве не близки по смыслу слова К.Д. Ушинского? [5;22]

Отнесение патриотизма к разряду социальных ценностей обусловлено тем, что, представляя собой явление общественного сознания и выражая общественные интересы в идеальной форме, он не просто описывает действительное явление реальности, но и выносит оценку, одобряет его, требует его осуществления.

Патриотизм как социально-нравственная ценность выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб, и в этом отношении, позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Информация о работе Воспитание основ патриотизма через ознакомление с родным городом