Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: педагогические условия воспитания аспектов нравственности.

Задачи: 1)Изучить теоретические и методические основы проблемы нравственности дошкольников.2)Разработать практические рекомендации для по проблеме исследования.

Объект: процесс воспитания основ нравственности

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

I. Основы нравственного воспитания детей…………………………..….….5

1.1 Педагогические основы нравственного воспитания……………………......5

1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения…………………………………………………………………….........7

II. Воспитание привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………....12

2.1 Средний дошкольный возраст как наиболее благоприятный период воспитания нравственного поведения……………………………………….....12

2.2 Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации…………………………..15

2.3 Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы…………………………………………………………………..19

2.4 Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ…………………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

- принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

- принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1. Приучение:  детям дается определенный образец  поведения, например за столом, во время игры, в разговоре  со старшими или ровесниками.  Следует не только показать, но  и проконтролировать точность  выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или  иное действие, например, правильно  взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы.  Следует добиваться осознания  ребенком необходимости и разумности  такого использования столовых приборов.

З. Воспитывающие  ситуации: создают условия, в которых  ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом  или одной вилкой.

4. Поощрение:  проводится различными способами,  активизирует дошкольников к  обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример  для подражания: является своеобразным  наглядным образом и необходим  ребенку. Им могут быть воспитатель,  родитель, знакомый взрослый или  ребенок, литературный (сказочный)  герой. 

7. Разнообразие  словесных методов: помогает более  осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение:  необходимо не только показать  рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснять уровень знания  детьми норм и правил поведения.  Ее разумнее проводить небольшой  группой в 5-8 человек, в которой  каждый ребенок может высказать  свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

2.4. Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ

Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения дошкольников в средней группе, необходимо эту работу планировать.

Планирование  осуществляется в соответствии с  возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами нравственного воспитания. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален, составлен с учётом тех условий, материальной базы, которые существуют в детском саду.

Традиционно формирование нравственных черт личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной  работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и.т.д. Поэтому как самостоятельный раздел нравственное воспитание не планируется. Однако формирование навыков поведения (вежливого и заботливого отношения к окружающим людям, аккуратного и бережного отношения к вещам, культурно-гигиенических навыков) требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирования, т.к. формирование навыков - процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий. В овладении навыками культурного поведения дети проявляют значительные индивидуальные различия, поэтому в плане предусматривается и индивидуальная работа с ними [12; 54].

Дети  пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличи-вается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окру-жении, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое зна-чение.

Сочетание руководства практической повседневной самостоятельной деятельностью детей в детском саду и дома с привлечением, их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному решению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними. Эта область воспитательной деятельности требует, в частности, организации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется эгоизм детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы этого не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать (в соответствии с возрастом) труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого - правильное отображение таких действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить в течение года специально воспитанию уважения к окружающим взрослым

В случае, когда нужно обеспечить более  углубленную работу по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей, используют систематические занятия по культуре, которые включаются в познавательный раздел. Таким образом, раз в 2-3 недели в средней группе ДОУ проводят такие занятия, соответственно в плане прописывают тему и программное содержание. Важной формой работы являются беседы, где в плане указывается название и основные вопросы к детям. Так же самым большим планируемым разделом является «Совместная деятельность». Здесь непосредственно планируются цели таких форм: игры, игры-упражнения, игры-инсценировки, рассматривание картин и иллюстраций, ситуации, моделирование, дискуссии, наблюдения, служба спасения, поручения, задания, изготовление поделок, работ, чтение художественной литературы, прослушивание аудио и видео записей и другие формы работы с детьми.

Нужно отметить, что и самостоятельная  деятельность детей должна носить целенаправленный характер и планироваться в соответствующем  разделе. Нельзя обойти такую форму  организации как праздники и развлечения в детском саду, куда так же можно включать введение специализированных дней («день здоровья», «день вежливости», «день добрых дел» и др.). Как уже было отмечено выше, воспитание должно осуществляется в единстве с семьёй, поэтому планируется и проводится работа с родителями по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей. Работа с родителями включает такие формы, как консультации, беседы, родительские собрания, оформление папок-передвижек, статей на определённую тематику, открытые занятия, конкурсы, вечера вопросов и ответов.

Составление примерного планирования работы по формированию культуры поведения и нравственному  воспитанию в средней группе ДОУ  целесообразно составлять на год. Удобнее  всего осуществлять планирование по блокам: занятия, беседы, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, праздники и развлечения, работа с родителями. Это позволит проследить системность и последовательность целей и задач. Здесь же необходимо указывать формы работы.

Такой план можно использовать гибко, т.е. его можно изменить и варьировать в соответствии с предоставленными условиями. Главное условие, все же - это творчество педагога, создание для детей нравственной среды, которая влияет на формирование привычек нравственного поведения в обществе.

Вывод по главе 2: Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, т.к. в этот период в ребёнке происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь. Планирование является важнейшим условием формирования культуры поведения и нравственного воспитания, без которого не возможна целенаправленная, последовательная и систематическая работа.

Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я.Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».

Заключение

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Формирование  нравственного воспитания у детей  происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых  занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в  семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед работой, изучены сущность, формы и методы воспитания нравственного поведения дошкольников средней группы.

Мы  пришли к выводу, что для успешного  формирования нравственных представлений и поступков необходимо: 1)полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса; 2)знание «механизмов» формирования нравственности; 3)умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать творчески и применять на практике эффективные пути и средства нравственного воспитания и т.д.

Решающее  значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда  приведет к цели, когда поведение  будет осуществляться по высоким мотивам.

Нравственные  отношения, представления, поступки, которые  формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в  свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

Сложность процесса формирования личности состоит  в том, что воспитательные воздействия  перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Список  использованной литературы

1. Абрамова  Г. Возрастная психология: Учебное  пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.        2. Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте // Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001». - МГУ им. М.В. Ломоносова. - http://www.psy.msu.ru/                             3. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. 2000. №1. С.8-11                                                                                      4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. средн. пед. учеб. завед. - 2-е изд. - М: Академия, 1997.                   5. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 1985. -143с.                                                                  6. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Книга для воспитателя детского сада / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова и др.; Под ред. В.В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986. - 224с.                                          7. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.                   8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1988. - 415с.                                                                                                                          9. Дошкольный возраст, период становления нравственной основы личности. -http://www.7im.ru/13.php                                                                                                 10. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение, 2004. - 141с.                     11. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. -М.: Изд-во МГУ, 1986.-142с.                                                                                 12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -- М.: Академия, 2000.-416с.                                                                                            13. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.

Информация о работе Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста