Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста
Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 11:59, курсовая работа
Описание работы
Цель: педагогические условия воспитания аспектов нравственности.
Задачи: 1)Изучить теоретические и методические основы проблемы нравственности дошкольников.2)Разработать практические рекомендации для по проблеме исследования.
Объект: процесс воспитания основ нравственности
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
I. Основы нравственного воспитания детей…………………………..….….5
1.1 Педагогические основы нравственного воспитания……………………......5
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения…………………………………………………………………….........7
II. Воспитание привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………....12
2.1 Средний дошкольный возраст как наиболее благоприятный период воспитания нравственного поведения……………………………………….....12
2.2 Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации…………………………..15
2.3 Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы…………………………………………………………………..19
2.4 Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ…………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...28
- принципы
обучения: научность, энциклопедичность,
наглядность, систематичность, сознательность
и активность детей, прочность обучения,
индивидуализация развития воспитанников.
- принципы
этикета: разумность и необходимость поведенческих
правил, доброжелательность и дружелюбие,
прочность и красота манеры поведения,
отсутствие мелочей, уважение национальных
традиций.
Основные
способы педагогического
воздействия на детей:
1. Приучение:
детям дается определенный образец
поведения, например за столом,
во время игры, в разговоре
со старшими или ровесниками.
Следует не только показать, но
и проконтролировать точность
выполнения того или иного правила.
2. Упражнение:
многократно повторяется то или
иное действие, например, правильно
взяв нож и вилку в руки,
разрезать кусок мяса или колбасы.
Следует добиваться осознания
ребенком необходимости и разумности
такого использования столовых приборов.
З. Воспитывающие
ситуации: создают условия, в которых
ребенок оказывается перед выбором,
например, пользоваться вилкой и ножом
или одной вилкой.
4. Поощрение:
проводится различными способами,
активизирует дошкольников к
обучению, к выбору правильного поведенческого
шага.
5.
Наказание: применяется крайне редко;
наказание, приводящее к боли и физическому
страданию, не используют; осуждение воспитателем
и другими детьми негативного поступка
направлено на возникновение желания
поступать хорошо.
6. Пример
для подражания: является своеобразным
наглядным образом и необходим
ребенку. Им могут быть воспитатель,
родитель, знакомый взрослый или
ребенок, литературный (сказочный)
герой.
7. Разнообразие
словесных методов: помогает более
осознанному изучению поведенческих правил,
но, применяя их, следует избегать скучной
морализации и нотации. Рассказ реальной
или сказочной истории создает эмоциональное
восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение:
необходимо не только показать
рассказ, но и разъяснять, как
и почему следует поступить в той или иной
ситуации.
9. Беседа:
помогает выяснять уровень знания
детьми норм и правил поведения.
Ее разумнее проводить небольшой
группой в 5-8 человек, в которой
каждый ребенок может высказать
свое мнение. Знание возможностей
детей для ведения беседы, их взглядов,
убеждений и привычек поможет воспитателю
правильно ее построить.
2.4.
Планирование работы
по формированию культуры
поведения детей в средней
группе ДОУ
Для того
чтобы обеспечить эффективное целенаправленное
и систематическое нравственное воспитание
и формирование культуры поведения дошкольников
в средней группе, необходимо эту работу
планировать.
Планирование
осуществляется в соответствии с
возрастными особенностями детей.
Содержание, методы, приёмы и формы
организации детской жизни отбираются
в соответствии с задачами нравственного
воспитания. Так же в плане нужно предусмотреть
постепенное усложнение содержания и
методов с учётом их достижений. К тому
же план должен быть конкретен и реален,
составлен с учётом тех условий, материальной
базы, которые существуют в детском саду.
Традиционно
формирование нравственных черт личности
осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной
работы с детьми: на занятии, в повседневном
общении, в играх, труде и.т.д. Поэтому
как самостоятельный раздел нравственное
воспитание не планируется. Однако формирование
навыков поведения (вежливого и заботливого
отношения к окружающим людям, аккуратного
и бережного отношения к вещам, культурно-гигиенических
навыков) требует, чтобы дети овладели
этими навыками, соответственно требует
их планирования, т.к. формирование навыков
- процесс очень длительный, требующий
многократности и последовательности
выполнения каких-либо упражнений, действий.
В овладении навыками культурного поведения
дети проявляют значительные индивидуальные
различия, поэтому в плане предусматривается
и индивидуальная
работа с ними [12; 54].
Дети
пятого года жизни наблюдательны, любознательны,
активны. Их интересы становятся разносторонними.
Увеличи-вается объем знаний, расширяются
возможности ознакомления детей с явлениями
общественной жизни. Предметом детского
внимания становится труд взрослых, их
взаимоотношения в процессе труда, яркие,
заметные события в ближайшем окру-жении,
дома. И атмосфера жизни в детском саду
приобретает для формирования нравственных
чувств и качеств особое зна-чение.
Сочетание
руководства практической повседневной
самостоятельной деятельностью детей
в детском саду и дома с привлечением,
их внимания к труду взрослых, общественному
значению этого труда содействует успешному
решению задач воспитания уважения к взрослым,
культуры общения с ними. Эта область воспитательной
деятельности требует, в частности, организации
внимания детей к взрослым, с которыми
они ежедневно общаются. Ведь именно по
отношению к близким чаще всего проявляется
эгоизм детей, они не замечают заботы взрослых
о них. Чтобы этого не произошло, нужно
научить детей видеть, понимать и оценивать
(в соответствии с возрастом) труд взрослых,
их положительные действия и отношения.
Хорошее средство для этого - правильное
отображение таких действий в занятиях
и играх. Два-три нравственно направленных
занятия можно посвятить в течение года
специально воспитанию уважения к окружающим
взрослым
В случае,
когда нужно обеспечить более
углубленную работу по нравственному
воспитанию и формированию культуры поведения
детей, используют систематические занятия
по культуре, которые включаются в познавательный
раздел. Таким образом, раз в 2-3 недели
в средней группе ДОУ проводят такие занятия,
соответственно в плане прописывают тему
и программное содержание. Важной формой
работы являются беседы, где в плане указывается
название и основные вопросы к детям. Так
же самым большим планируемым разделом
является «Совместная деятельность».
Здесь непосредственно планируются цели
таких форм: игры, игры-упражнения, игры-инсценировки,
рассматривание картин и иллюстраций,
ситуации, моделирование, дискуссии, наблюдения,
служба спасения, поручения, задания, изготовление
поделок, работ, чтение художественной
литературы, прослушивание аудио и видео
записей и другие формы работы с детьми.
Нужно
отметить, что и самостоятельная
деятельность детей должна носить целенаправленный
характер и планироваться в соответствующем
разделе. Нельзя обойти такую форму
организации как праздники и развлечения
в детском саду, куда так же можно включать
введение специализированных дней («день
здоровья», «день вежливости», «день добрых
дел» и др.). Как уже было отмечено выше,
воспитание должно осуществляется в единстве
с семьёй, поэтому планируется и проводится
работа с родителями по нравственному
воспитанию и формированию культуры поведения
детей. Работа с родителями включает такие
формы, как консультации, беседы, родительские
собрания, оформление папок-передвижек,
статей на определённую тематику, открытые
занятия, конкурсы, вечера вопросов и ответов.
Составление
примерного планирования работы по формированию
культуры поведения и нравственному
воспитанию в средней группе ДОУ
целесообразно составлять на год. Удобнее
всего осуществлять планирование по
блокам: занятия, беседы, совместная деятельность,
самостоятельная деятельность, праздники
и развлечения, работа с родителями. Это
позволит проследить системность и последовательность
целей и задач. Здесь же необходимо указывать
формы работы.
Такой
план можно использовать гибко, т.е. его
можно изменить и варьировать в соответствии
с предоставленными условиями. Главное
условие, все же - это творчество педагога,
создание для детей нравственной среды,
которая влияет на формирование привычек
нравственного поведения в обществе.
Вывод
по главе 2: Таким образом, можно сделать
вывод, что дошкольный возраст является
самой лучшей почвой для формирования
нравственных качеств, т.к. в этот период
в ребёнке происходит те значительные
изменения, на которые можно повлиять
с положительной позиции. Именно в этом
возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают
закладываться: нравственное поведение,
нравственное сознание и нравственное
переживание, которые могут повлиять на
характер человека и на его дальнейшую
жизнь. Планирование является важнейшим
условием формирования культуры поведения
и нравственного воспитания, без которого
не возможна целенаправленная, последовательная
и систематическая работа.
Программа
нравственного воспитания дошкольников
является своеобразным стержнем, вокруг
которого целесообразно строить весь
процесс их обучения. Воспитатель ежедневно
устанавливает душевную связь с ребёнком.
Если это достигнуто, то ребёнку легко
учиться, легко общаться, легко жить в
коллективе. И только тогда воплощаются
мудрые слова Я.Корчака: «Воспитатель,
который не сковывает, а освобождает, не
ломает, а формирует, не подавляет, а возносит,
не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,
переживает вместе с ребёнком много вдохновенных
минут».
Заключение
В наше
время в общественном сознании уже
обозначился обобщённый образ человека,
отвечающего требованиям двадцать первого
века. Это физически здоровый, образованный
творческий человек, способный к целеосмысленному
общественному труду, строительству собственной
жизни, сферы обитания и общения, сообразно
с основопологающими моральными принципами.
Поэтому проблема нравственного воспитания
в детском саду на современном этапе жизни
общества приобретает особую актуальность
и значимость.
Формирование
нравственного воспитания у детей
происходит под воздействием объективных
условий жизни, обучения и воспитания,
в процессе различной деятельности, усвоения
общечеловеческой культуры и будет эффективно
осуществляться как целостный процесс
педагогической, соответствующей нормам
общечеловеческой морали, организации
всей жизни ребенка с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей. Поэтому
учебно-воспитательная работа должна
включать в себя нравственные идеи и осуществляться
в разнообразных и эффективных формах,
содержательно и при должной эмоциональной
насыщенности.
Богатство
идейно-нравственного содержания учебно-игровых
занятий, разнообразие видов деятельности
вне занятий, уклад жизни в
семье - важнейшие источники формирования
нравственности детей.
В ходе
решения задач, поставленных перед
работой, изучены сущность, формы и методы
воспитания нравственного поведения дошкольников
средней группы.
Мы
пришли к выводу, что для успешного
формирования нравственных представлений
и поступков необходимо: 1)полное понимание
сущности нравственного воспитания как
психолого-педагогического процесса;
2)знание «механизмов» формирования нравственности;
3)умение планировать работу по формированию
культуры поведения, уметь разрабатывать
творчески и применять на практике эффективные
пути и средства нравственного воспитания
и т.д.
Решающее
значение для нравственного воспитания
имеет положительный нравственный
опыт, особенное значение для накопления
которого имеет общение и совместная
деятельность детей. Но опыт лишь тогда
приведет к цели, когда поведение
будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственные
отношения, представления, поступки, которые
формируются на занятиях, закрепляются
или несколько видоизменяются в
свободное время. Это может быть
коллективная игра или совместный труд.
Но все разрозненные, порой противоречивые
факты, полученные из разных источников,
должны быть объединены в сознании ребенка
и стать основой для формирования нравственных
представлений. Решение этой задачи происходит
в процессе различных упражнений, бесед,
игр, занятий на нравственную тему. В конце
обычно выводится нравственное правило,
соблюдение которого нужно требовать
от всех ребят.
Сложность
процесса формирования личности состоит
в том, что воспитательные воздействия
перерабатываются ребенком с учетом
имеющегося у него опыта, его психических
особенностей. При одинаковых воспитательных
воздействиях развитие личности может
протекать по-разному. Поэтому проведение
воспитательных мероприятий еще не гарантирует
нравственного развития ребенка.
Эффективность
нравственного просвещения дошкольников
во многом зависит и от согласованной
работы дошкольного учреждения и семьи.
Работа должна вестись параллельно, дополняя
друг друга.
Список
использованной литературы
1. Абрамова
Г. Возрастная психология: Учебное
пособие для студентов вузов. - М.:
Академический проект; Екатеринбург: Деловая
книга, 2000. 2. Авдулова
Т.П. Предпосылки формирования морального
сознания в старшем дошкольном возрасте
// Тезисы докладов участников конференции
«Ломоносов-2001». - МГУ им. М.В. Ломоносова.
- http://www.psy.msu.ru/
3. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом
веке //Дошкольное воспитание. 2000. №1. С.8-11
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов
С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ.
для студ. средн. пед. учеб. завед. - 2-е изд.
- М: Академия, 1997.
5. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель
и дети: Пособие для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 1985. -143с.
6. Воспитание и обучение детей пятого
года жизни: Книга для воспитателя детского
сада / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова
и др.; Под ред. В.В. Холмовской. - М.: Просвещение,
1986. - 224с.
7. Детство: программа развития и воспитания
детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И.
Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс,
2006. - 243с.
8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.
Ядешко. - М.: Просвещение, 1988. - 415с.
9. Дошкольный возраст, период становления
нравственной основы личности. -http://www.7im.ru/13.php
10. Дружные ребята: воспитание гуманных
чувств и отношений у дошкольников. Пособие
для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С.
Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др.
- М.: Просвещение, 2004. - 141с.
11. Игра и нравственное развитие дошкольников
/ С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. -М.: Изд-во МГУ, 1986.-142с.
12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика
/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -- М.: Академия, 2000.-416с.
13. Козлова С. Нравственное воспитание
детей в современном мире // Дошкольное
воспитание. 2001. № 9. С.98-104.