Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста
Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 11:59, курсовая работа
Описание работы
Цель: педагогические условия воспитания аспектов нравственности.
Задачи: 1)Изучить теоретические и методические основы проблемы нравственности дошкольников.2)Разработать практические рекомендации для по проблеме исследования.
Объект: процесс воспитания основ нравственности
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
I. Основы нравственного воспитания детей…………………………..….….5
1.1 Педагогические основы нравственного воспитания……………………......5
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения…………………………………………………………………….........7
II. Воспитание привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………....12
2.1 Средний дошкольный возраст как наиболее благоприятный период воспитания нравственного поведения……………………………………….....12
2.2 Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации…………………………..15
2.3 Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы…………………………………………………………………..19
2.4 Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ…………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...28
- игры-упражнения,
в которых детям предлагается
решить знакомые им моральные
проблемы;
- положительная
оценка реальных проявлений гуманистической
направленности поведения, пояснение
смысла собственного поступка и поступка
сверстника.
Отзывчивость
характеризуется в программе
как умение замечать ситуации, в
которых его сверстник испытывает
неблагополучие, и находить действенные
способы, помогающие сверстнику восстановить
эмоциональный комфорт. В качестве основных
методов воспитания отзывчивости авторы
предлагают учить детей обращать внимание
на эмоциональное неблагополучие сверстников
и преодолевать свое и чужое эмоциональное
неблагополучие. Так накапливается опыт
практических действий, направленных
на оказание помощи другому; дети побуждаются
к проявлению отзывчивости и доброжелательности.
Таким
образом, несмотря на новизну заявленных
целей программы, их реализация подразумевает
старые средства и методы.
Итак,
можно отметить, что в рассмотренных
программах наблюдается существенное
расхождение между целями
нравственного воспитания
и методами их практической
реализации. При сравнении задач и методов
их решения обнаруживается, что, несмотря
на многообразие и новизну целей инновационных
программ, многие из них привлекают старые
средства, которые использовались еще
в типовой программе. Несмотря на то, что
главной задачей воспитания в большинстве
программ является развитие нравственных
чувств и гуманных отношений между детьми,
основными методами во всех программах
остаются, с одной стороны, формирование
коммуникативных навыков, с другой - правильных
оценок и моральных суждений. Предполагается,
что и формирование навыков поведения
и знание нравственных норм является залогом
нравственного развития. Однако это не
так.
Формирование
коммуникативных навыков и «нравственных
привычек» предполагает автоматическое
воспроизведение правила
или образца поведения
в известной ситуации. Это достигается,
с одной стороны, подражанием модели (образцу),
а с другой - через поощрение правильных
и осуждение неправильных действий (т.е.
научение). В результате формируется нечто
вроде морального стереотипа (или навыка),
который ребенок научается автоматически
использовать в соответствующих обстоятельствах.
Такое действие происходит помимо сознания
ребенка, что приводит к тому, что он не
различает правильные и неправильные
действия. По-видимому, для морального
развития такое различение необходимо.
Другой
метод воспитания - формирование моральных
оценок и суждений: представлений
о добре и зле, о нормах морального
поведения, о правильных и неправильных
поступках. Этот метод предполагает
допущение, что морально-нравственные
представления перерастают в мотивы собственных
действий ребенка и становятся залогом
и источником его альтруистического поведения.
Данный метод является наиболее понятным
и привлекательным с педагогической точки
зрения, поскольку он предполагает традиционные
и доступные педагогические средства:
«объяснение», чтение литературы, приведение
положительных примеров и пр. По-видимому,
в силу этого данная стратегия остается
наиболее распространенной. Общепринятым
и очевидным является представление о
том, что для формирования морального
поведения необходимым условием является
осознание моральных норм.
Итак,
в результате рассмотрения существующих
методов воспитания привычек нравственного
поведения мы видим, что эти методы
довольно однообразны и недостаточно
конкретны.
2.3.
Методика воспитания
привычек нравственного
поведения у детей средней
группы
Уже у
младших дошкольников в разнообразных
играх и на-блюдениях, в процессе
труда по самообслуживанию и выпол-нению
несложных поручений необходимо формировать
навыки вежливого обращения с близкими
ребенку взрослыми и сверст-никами, бережного
отношения к игрушкам и вещам, находя-щимся
в общем пользовании.
Воспитательные
воздействия пе-дагогов и родителей
на малышей должны быть едиными, по-стоянными
и последовательными. Очень важен наглядный
по-каз и пояснение действий, способов
поведения в интересной для ребенка форме.
Повседневное общение с детьми строится
на основе доброжелательности. Она
вызывает у детей эмоциональ-ную отзывчивость,
ответную доброжелательность и многие
дру-гие, базирующиеся на ее основе, чувства
-- жизнерадостность, привязанность к родным,
вежливость [28; 4].
При воспитании
детей среднего дошкольного возраста
внимание педагогов и родителей
должно быть обращено на расширение
«сферы действия» навыков
культуры поведения. Дети этого возраста
уже способны проявлять большую активность,
самостоятельность не только в играх и
при самообслуживании, но и в разнообразном
труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные
навыки они используют в новых для них
ситуациях, например, моют руки не только
перед едой и после туалета, но и после
ухода за животными, растениями, уборки
групповой комнаты, игр с песком, а заботу,
вежливое и доброжелательное отношение
распространяют на всех окружающих, даже
незнакомых. Ребята бережно относятся
к при-роде, не только аккуратно пользуются
игрушками, вещами, но и чинят их, приводят
в порядок.
В возрасте
4-5 лет навыки нравственного поведения
детей по-степенно переходят в
привычку, становятся естественной
по-требностью, потому что дети овладели
элементарными пред-ставлениями о нравственности,
гуманном отношении к людям. Поэтому наряду
с показом образцов поведения детей в
различных ситуациях следует специально
упражнять их в нравст-венных
поступках. Педагог, например, не только
заботится о четкой организации уклада
жизни своей группы, поддержании привычных
для детей условий быта, игр, взаимоотношений,
но и приучает их поступать должным образом
в новой для них или частично измененной
обстановке [28; 5].
Не
менее важно использовать в работе
с детьми беседы, в том числе этические,
просмотр инсценировок, где участвуют
любимые детьми персонажи с обя-зательной
оценкой их поступков, чтение
произведений детской
художественной литературы, рассматривание
и обсуждение ре-продукций картин, рисунков,
художественных фотографий.
Эти приемы
помогают осознанию детьми правил нравственного
поведения с позиций общепринятых
норм и, воздействуя на эмо-циональный
и волевой действенно-практический
компоненты личности ребенка, поддерживают
у него желание поступать правильно, содействуют
формированию привычек нравственного
поведения.
Таким
образом, для формирования привычек
нравственного поведения у детей
среднего дошкольного возраста в
детском саду, используются следующие
методы:
1. Беседа.
Беседуя с детьми, воспитатели побуждают
их думать и говорить. Задавая им два-три
вопроса, дают ребятам высказаться. Это
позволяет педагогам понять, о чём дети
думают, что знают из личного опыта. С помощью
воспитателя ребята учатся справедливо
оценивать поступки своих сверстников,
а подчас и взрослых, учатся понимать,
что можно, а что нельзя, что хорошо, а что
плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда
вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему»,
«Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать
маму» и т.д.
2. Чтение
и анализ художественных
произведений, например, В.А. Сухомлинского
«Почему Олечка не сорвала цветок?», А.
Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского
«Умей обождать», А. Барто «Помощница».
Эстетический фон занятиям создают стихи,
загадки, песни, включённые как в основную
часть, так и в дополнительную работу с
детьми. Литературный материал незаменим
в нравственном воспитании ребёнка, поскольку
детям легче оценивать поведение и поступки
других, чем свои собственные. Для всестороннего
развития личности воспитатель включает
детей в различную деятельность, связанную
с художественной литературой. Например,
ребята создают свои рисунки по мотивам
сказок, рассказов, воспитатель организует
выставки работ.
3. Игра.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее
близкой и понятной для ребёнка деятельностью
является игра. В работе с детьми воспитатель
использует коллективные игры-занятия,
игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки,
сюжетно-ролевые игры. При помощи игры
можно решать самые разные коррекционные
задачи: одна и та же игра для одного ребёнка
может быть средством преодоления страха,
повышения самооценки; для другого - средством
оказания тонизирующего эффекта, для третьего
- школой развития нравственных чувств,
формирования привычек нравственного
поведения и развития гуманных отношений
со сверстниками в целом.
Можно
порекомендовать использование
таких игр и упражнений:
- направленные
на развитие способностей детей
познавать себя и других людей
(«Волшебные камешки», «Ласковые
дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный
стул», «Подарок другу»);
- направленные
на развитие эмоциональной осведомлённости
(«Цветовое настроение», «Маски»,
«Мы артисты»);
- направленные
на овладение детьми невербальными
средствами общения («Угадай кто
я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были
- вам не скажем, а что делали - покажем»);
- направленные
на овладение детьми вербальными
средствами общения («Подари цветок»,
«Молчанка», «Большой разговор»,
игра интонациями);
- направленные
на овладение правилами пользования
речью в различных социальных ситуациях
(«Разговор по телефону», «Как нам быть»,
«Как с тобой разговаривают») и др.
4. Наблюдения
за деятельностью педагога
в процессе игр, занятий,
труда. Улыбка воспитателя, кивание
или покачивание головой, контакт взглядом,
мимикой, совместные с ребенком действия
при выполнении неприятного задания, совместная
деятельность (конструирование, лепка,
раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех
над шутками ребенка -- все это оказывает
влияние на формирование нравственных
качеств личности ребенка.
Остановимся
на соблюдении некоторых важных условий,
способствующих наиболее эффективному
усвоению норм нравственности и формированию
привычек нравственного поведения у дошкольников
средней группы.
Крайне
важно, чтобы ребенок, познакомившись
с тем или поведенческим требованием,
отличал хорошее от плохого. Пройдя этот
цикл, необходимо снова вернуться к изучаемому
правилу, но на более высоком уровне. Для
воспитания привычек нравственного поведения
необходимы следующие условия:
1. Позитивный
настрой. Нельзя забыть или обидеть
никого из воспитанников, для чего используются
обращение по имена, похвала, призы и прочие
способы обучения, увлекающие детей
2. Пример
взрослых, прежде всего воспитателя.
Ребенок наблюдает и оценивает взрослых.
Желательно всегда оценив свое поведение
с позиций доказательности разумности,
необходимости соблюдения этикета, соответствия
его собственным поучительным словам,
действия воспитателя должны быть направлены
на достижение главной цели - создание
развития личности ребенка в творческой,
доброжелательной, дружеской обстановки.
3. Связь
с семьей - необходимое условие, позволяющее
сохранить единство требований и преемственность
воспитания Общая цель семьи и детского
сада - хорошо воспитанный культурный
и образованный человек. Всю эту работу
по формированию у дошкольников средней
группы привычек нравственного поведения
необходимо проводить вместе
с родителями: сообщать им о достижениях
и проблемах детей, консультироваться
с ними об индивидуальных особенностях
каждого ребёнка, выявлять происхождение
тормозящих развитие факторов, обучать
самих родителей приемам и методам нравственного
воспитания в семье.
С целью
установления тесных контактов с
семьёй, для обеспечения единства
в воспитании нравственной культуры
можно порекомендовать использование
следующих методов:
- общие
и групповые родительские собрания;
- консультации;
- посещения
педагогом семей своих воспитанников;
- дни открытых
дверей;
- папки-передвижки,
стенды в родительских уголках групповых
помещений.
Большую
роль в обучении и воспитании поведенческой
культуры играет родной
язык. Обучение правильному, красивому
поведению способствует и речевому развитию
воспитанника. С этой целью необходимо
расширять у ребенка круг этико-поведенческих
понятий, что достигается с помощью словарной
работы.
Воспитание
культуры поведения, нравственных привычек
осуществляется в процессе деятельности,
при единстве требований воспитателя
и родителей; педагогическое руководство
сочетают с развитием детской
инициативы и самодеятельности, учитываются
возрастные и индивидуальные особенности
детей. Здесь необходимо помнить про единство
следующих принципов
обучения и этикета: