Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста
Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 11:59, курсовая работа
Описание работы
Цель: педагогические условия воспитания аспектов нравственности.
Задачи: 1)Изучить теоретические и методические основы проблемы нравственности дошкольников.2)Разработать практические рекомендации для по проблеме исследования.
Объект: процесс воспитания основ нравственности
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
I. Основы нравственного воспитания детей…………………………..….….5
1.1 Педагогические основы нравственного воспитания……………………......5
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения…………………………………………………………………….........7
II. Воспитание привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………....12
2.1 Средний дошкольный возраст как наиболее благоприятный период воспитания нравственного поведения……………………………………….....12
2.2 Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации…………………………..15
2.3 Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы…………………………………………………………………..19
2.4 Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ…………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...28
Также
этот возраст характеризуется тем,
что в этот период происходит развитие
моральных эмоций и формируется
устойчивая структура мотивов; зарождаются
новые социальные потребности: появляется
потребность поступать в соответствии
с установленными правилами. Ребёнок усваивает
определённую систему нравственных норм
и правил поведения в обществе.
Авдулова
Т.П. выделяет в сфере нравственного
развития в дошкольном возрасте 3 составляющие:
1. нравственное сознание (оценка, суждение);
2. нравственное поведение (добровольное
следование нормам в отсутствии внешнего
контроля); 3. нравственное переживание
(стыд, сопереживание) [2].
В дошкольном
возрасте развитие нравственных оценок
по-прежнему неразрывно связано с оценками
взрослого.
Влияние
взрослого на ребёнка осуществляется
главным образом в процессе деятельности,
в деятельности значения приобретают
личностный смысл. В процессе нравственного
развития нормы постепенно превращаются
из внешних требований во внутренние мотивы
поведения. Когда ребёнок начинает применять
по отношению к себе те формы поведения,
которые обычно применяют взрослые по
отношению к нему, появляется нравственная
мотивация поведения, нравственность
«интериорицируется».
Решающее
значение для формирования нравственного
сознания в дошкольном возрасте играет
появление произвольного поведения,
соподчинение мотивов. Способность
действовать по социально-принятому
намерению, является основополагающей
для нравственного поступка. Так как дошкольный
возраст - это возраст существенного изменения
человека во всех отношениях, то в связи
с этим многие авторы по-разному относятся
к этому периоду, как к периоду становления
нравственной основы личности. В этом
периоде они выделяют несколько этапов,
которые характеризуются каждый по-своему.
Лебедев в этом периоде выделяет несколько
стадий, по которым осуществляется становление
нравственной основы личности. Во-первых,
это вненравственный период, т.к. в 3-4 года
дитя не есть нравственное существо. Здесь
ребёнок только приобретает разные привычки,
приучается к исполнению приказаний. Во-вторых,
это донравственный период, который характеризуется
развитием у детей симпатических чувствований.
Развитие
симпатии совершается сначала в пределах
семьи, тех лиц и отношений, которые встречаются
в семье, а затем, с течением времени, с
возрастом ребёнка, симпатия переходит
границы семьи. В донравственном периоде
Лебедев выделяет также такое явления
как выполнение маленьких обязанностей,
т.е. приучение детей к соблюдению определённого
порядка в их жизни и деятельности. В семье
детей приучают вставать вовремя, вести
себя надлежащим образом, приучают детей
к сдержанности и т.д. Это выполнение маленьких
обязанностей может прямо побуждать детей
к борьбе со своими недостатками. Таким
образом, вненравственный и донравственный
периоды являются зачатками в становлении
нравственной личности. Лихачёв в своей
философии воспитания даёт иное развитие
нравственных основ личности в дошкольном
возрасте. Так, он выделяет 3 периода: Первый
период характеризуется господством естественного
эгоизма. Ребёнок рождается не нравственным
существом (это сближает его с Лебедевым)
и некоторое время ребёнок находится по
ту строну добра и зла. Это период постепенного
накопления опыта социальных отношений.
Здесь происходит подготовка сознания
к восприятию и усвоению норм, требований
морали, перехода от внеморальности в
мир осуществлённой морали. В обыденном
воспитании естественный эгоизм ребёнка
вызывал стихийную реакцию взрослого:
систему запретительных воздействий и
наказаний. Педагогическим фундаментом
этого является авторитет воспитателя,
любовь, интерес уважение к нему со стороны
детей. Второй период - это социализация
ребёнка, его нравственное воспитание,
введение в систему норм общественной
морали. Они поддерживаются силой общественного
мнения [9].
Здесь
наступает прозрение, что аморальные
поступки осудит общественное мнение,
а противоправные покарает закон. Система
общественного нравственного воспитания
представляет собой свободно-принудительное
приобщение детей к общественным нормам
отношений, обеспечивающим цивилизованное
удовлетворение потребностей. Традиционными
путями и способами нравственного воспитания
стали методы формирования нравственного
сознания. С их помощью детей знакомят
с нравственными нормами и какое значение
представляют они для общества. Третий
период - есть период свободного интеллектуально-нравственного
саморазвития.
Это та
стадия, на которой человек способен
духовно автономизироваться на основе
внутренне-принятых общественно ценных
идеалов и принципов, в нём образуется
собственное нравственное начало как
высший закон повседневного поведения
и деятельности. Человек становится принципиальной,
критически мыслящий, ответственной, внутренне
раскрепощённой личностью.
Проблема
нравственного воспитания в широком
смысле слова относится к числу
проблем, поставленных всем ходом развития
человечества. Любая эпоха в соответствии
со специфическими для нее задачами
социально-экономического и культурного
развития, диктует необходимость нравственного
воспитания и формирования культуры поведения.
Быть культурным, воспитанным не является
достоянием избранного круга людей. Стать
гармоничной личностью, уметь достойно
вести себя в любой обстановке - право
и обязанность каждого человека. С правилами
хорошего тона необходимо знакомить детей
с раннего возраста и продолжать на протяжении
всего детства.
Опираясь
на ранее усвоенные детьми навыки
культурного поведения (в виде проявлений
вежливости, внимания и симпатии к сверстникам
и взрослым, элементарных навыков оказания
помощи, приветливых форм общения и т.п.),
нужно научить понимать смысл и значение
тех или иных правил этического поведения
человека, и в доступной форме раскрывать
их. Это реализуется на специальных занятиях
в среднем дошкольном возрасте, включенных
в программы детского сада.
2.2
Анализ задач нравственного
воспитания в современных
программах дошкольного
воспитания и методов
их реализации
Несмотря
на разнообразие альтернативных программ,
большинство детских садов до
сих пор пользуется базисной типовой
программой детского
сада. Нравственное воспитание входит
в число основных задач данной программы,
хотя занимает в ней далеко не ведущее
место и по своей детализации уступает
задачам умственного и познавательного
развития.
Содержанием
нравственного воспитания является формирование
таких нравственных качеств дошкольника,
как: уважение к старшим, дружеские отношения
со сверстниками, умение соответственно
отзываться на горе и радость других людей,
добиваться действенного проявления гуманных
чувств и отношений, их общественной направленности,
воспитание начал ответственности.
Методы
реализации этих задач в типовой
программе ограничены двумя направлениями:
создание условий для практического
опыта и формирование правильных
моральных оценок.
К методам,
обеспечивающим создание
у детей практического
опыта общественного
поведения, относятся:
1. Воспитание
нравственных привычек;
2. Пример
взрослого или других детей;
3. Целенаправленные
наблюдения за трудом взрослых
или игрой детей;
4. Организация
совместной деятельности;
5. Совместная
игра.
Нравственное
воспитание детей предлагается осуществлять
в самых разных условиях: в бытовой
и повседневной деятельности, в игре
и на специально организованных занятиях.
Во
вторую группу методов, направленных на
формирование нравственных
представлений, суждений
и оценок, входят: беседа воспитателя
на этические темы; чтение художественной
литературы; рассматривание и обсуждение
картин; метод убеждения, а также метод
поощрений и наказаний.
Итак,
главный акцент в этой программе делается
на формирование коллективистской
направленности детей. Задача заключается
не в воспитании сопереживания и сочувствия
другому, а в формировании чувства своей
связи с группой и осознания себя частью
коллектива. При таком подходе человеческая
личность (как своя, так и другого) не выделяется,
а, наоборот, стирается и растворяется
в коллективе.
Хотя
в задачах и провозглашается
развитие гуманных чувств и положительных
взаимоотношений, предлагаемые методы
направлены либо на формирование правильного
поведения (воспроизведение положительных
образцов, формирование положительных
привычек), либо на формирование представлений,
оценок и суждений.
Настоящее
время характеризуется чрезвычайной
вариативностью и разнообразием
программ дошкольного образования.
Можно отметить наиболее популярные программы,
утвержденные Министерством образования
РФ: «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик»,
«Детство», «Дружные ребята», «Истоки».
Анализируя их, уделим особое внимание
направленности той или иной программы
на нравственное воспитание ребенка, попытаемся,
прежде всего, очертить цели и задачи,
связанные с нравственным воспитанием
детей, и те методы их решения, которые
предлагают авторы.
В настоящее
время достаточно широкое распространение
получила программа «Развитие»,
разработанная Л.А. Венгером и его учениками
[32]. В ее основу легли два теоретических
положения: теория А.В. Запорожца о самоценности
дошкольного периода развития и концепция
самого Л.А. Венгера о развитии способностей.
Соответственно, целями данной программы
является развитие умственных и художественных
способностей, а также специфически дошкольных
видов деятельности.
Авторами
программы не ставятся специальные
задачи нравственного воспитания детей
по причине того, что оно достигается
«общей организацией жизни группы, эмоционально
привлекательными для детей видами деятельности,
вниманием со стороны взрослых к каждому
ребенку и к взаимоотношениям детей между
собой» [32; 7]. Несмотря на это, в программе
заложены предпосылки развития нравственных
отношений через игру, изобразительную
деятельность и ознакомление с художественной
литературой. Однако вопрос о том, действительно
ли нравственное развитие достигается
данными средствами, остается открытым.
Поэтому судить о степени эффективности
данной программы для нравственного развития
достаточно сложно.
Достаточно
большой популярностью пользуется
в настоящее время программа
«Радуга»[33]. Это комплексная программа
воспитания, образования и развития детей.
Она направлена на решение трех основных
задач: укрепление здоровья, полноценное
психическое развитие каждого ребенка
и обеспечение радостной и содержательной
жизни в детском саду. Среди целей воспитания
выделяются, в частности, развитие
дружелюбия и терпимости
по отношению к сверстникам. Это достигается
путем формирования моральных норм: ритуалов
приветствия и прощания, ритуалов празднования
дней рождений, помощи детям в конфликтных
ситуациях, нейтрализации агрессивных
проявлений, а также демонстрации детям
норм справедливости и их равных прав.
Другой важной целью воспитания является
формирование эмоциональной
отзывчивости к переживаниям
и проблемам других
детей. Решать эту задачу предлагается
путем побуждения детей откликаться на
боль и переживания взрослых и сверстников,
демонстрации примеров чуткого отношения
к живым существам, а также акцентом на
сходство чувств всех людей (боль, страх).
Однако
программа страдает недостаточной
разработанностью практических средств
для решения тех целей и
задач, которые в ней поставлены,
нет описания конкретных педагогических
методов и приемов их достижения.
В последнее
время широкое распространение
получила комплексная образовательная
программа «Детство», разработанная
коллективом кафедры дошкольной педагогики
Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена [7].
В отличие
от других программ в ней нравственное
развитие ребенка и формирование
гуманных отношений с другими
детьми является одной из центральных
задач. Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить».
Соответственно, проблема эмоционального
развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного
состояния ребенка в общении со взрослым
и сверстниками и гармонии ребенка с предметным
миром решается в разделе «Чувства», в
задачи которого входит развитие «эмоциональной
отзывчивости, способности
к сопереживанию, готовности
к проявлению гуманного
отношения в детской
деятельности, поведении
и поступках».
Основным
средством решения поставленных
задач авторы считают «усвоение
детьми идеи единства
всего живого». Воспитатель посредством
бесед и обсуждений проблемных ситуаций
знакомит детей с эмоциональными переживаниями,
состояниями, проблемами и поступками
людей, доступными для понимания в данном
возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов,
дети сами начинают понимать, какие действия
и поступки приводят к одним и тем же переживаниям,
у детей формируется понятие о гуманном
и негуманном поведении.
Еще одним
важным средством развития эмоциональной
отзывчивости дошкольников в программе
«Детство», как и во многих других,
является приобщение к искусству: музыке,
литературе, народной культуре.
Во
многих детских садах широко используется
программа «Дружные
ребята», разработанная авторским коллективом
под руководством Р.С. Буре [10]. Данная программа,
в отличие от многих других, направлена
непосредственно на воспитание гуманистической
направленности, а именно на формирование
гуманных чувств и дружеских отношений
дошкольников. Формирование гуманных
чувств, по замыслу авторов, достигается
путем осознания ценности доброжелательного
отношения к другим и через обучение эмоциональному
предвосхищению последствий своих поступков.
Гуманистическая
направленность поведения понимается
как обобщенная характеристика поведения
ребенка, которая отражает его умение
ориентироваться в возникшей
социальной ситуации, осознавать суть
происходящего, проявлять эмоциональную
чувствительность к состоянию сверстников.
Авторы предлагают следующие методы и
средства воспитания гуманных чувств
и дружеских отношений дошкольников:
- рассматривание
картин, отражающих знакомые для
ребенка жизненные ситуации и переживания;
- чтение
художественных произведений с
описанием типичных моральных
ситуаций и последующее обсуждение
поступков героев;