Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: педагогические условия воспитания аспектов нравственности.

Задачи: 1)Изучить теоретические и методические основы проблемы нравственности дошкольников.2)Разработать практические рекомендации для по проблеме исследования.

Объект: процесс воспитания основ нравственности

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

I. Основы нравственного воспитания детей…………………………..….….5

1.1 Педагогические основы нравственного воспитания……………………......5

1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения…………………………………………………………………….........7

II. Воспитание привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………....12

2.1 Средний дошкольный возраст как наиболее благоприятный период воспитания нравственного поведения……………………………………….....12

2.2 Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации…………………………..15

2.3 Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы…………………………………………………………………..19

2.4 Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ…………………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

В дальнейшем нравственные представления, знания и  суждения дошкольника изучались  уже в сопоставлении с моральным  поведением (С.Н.Карпова, В.К. Котырло, Л.Г. Петрушина, Е.В. Субботский) и выделяются особенности, свойственные детям дошкольного возраста: в развитии моральные представления «опережают» моральное поведение (С.Н. Карпова, Л.Г.Петрушина, С.Г. Якобсон); у дошкольника наблюдается явное расхождение между вербальным и реальным поведением (Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон); наличие моральных представлений является необходимым, но не решающим фактором и условием в соблюдении нравственных норм (Т.А. Репина, С.Г.Якобсон), а решающее значение отводится способности ребенка условно разграничивать позиции объекта и субъекта и выступать в каждой из них.

В исследованиях  достаточно широко рассматривается  проблема моральных чувств ребенка (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, И.В. Княжева, Я.З. Неверович, Т.А. Репина, В. Штерн и др.). Учеными подчеркивается, что моральные чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам и радостям. Ими отмечается, что эмоциональная сфера занимает на протяжении дошкольного детства центральное место (В.В. Зеньковский); моральная активность имеет эмоциональный характер (В.В. Зеньковский); эмоции и чувства доминируют над разумом и являются пусковыми в поведении (А.В. Запорожец, А.Д.Кошелева, М.Н. Матюшина, С.Г. Якобсон).

Таким образом, в центре внимания проблемы морального развития и воспитания детей  дошкольного возраста оказываются  следующие вопросы: психологические  механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности морального развития дошкольника; педагогические условия и средства, способствующие формированию поступков нравственного поведения у детей.

Сегодня достоверно известно, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения [12; 63].

Основополагающей  базовой категорией нравственного  воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком [18; 463].

Оценка  нравственного чувства как основообразующего  начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание, и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания - активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

Нравственные  чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности.

Нравственное  поведение личности имеет следующую последовательность:

жизненная ситуация переживание  осмысление ситуации и мотивов выбор и принятие решения стимул поступок.

Дети  часто не склонны к глубокому  осмыслению ситуации, что приводит их случайным решениям. Выбор, поведения  осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних  воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обуславливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у детей свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Воспитание помогает ребенку прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

Начальный уровень, практически внутренне  бесконтрольный, характеризуется зависимостью поведения от неосознанных импульсов и внешних воздействий. Постепенно, через эмоциональную подсознательную сферу психики, формируются привычки и привычные формы поведения. На этом уровне развития возникает возможность некоторого самоконтроля над поведением благодаря привычкам, укреплению привычных действий. На базе привычного поведения, под влиянием целенаправленного педагогического воздействия у ребенка развивается нравственное мышление. Вместе с ним и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли образуются нравственность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти свойства и качества личности представляют собою психические преобразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляется ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения. Высшим уровнем нравственного поведения является сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных и экстремальных ситуациях. Для детей постоянно такие ситуации возникают в процессе жизни.

Успех нравственного воспитания детей  во многом зависит от характера субъективного  нравственного пространства, в котором они живут. Это раскрывает моральный климат в коллективе. Воспитатель сводит до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. Возникновение противоречий в жизненных отношениях ребят и внешним миром и между собой порождает напряженность переживаний, что проявляется в противодействиях, сопротивлению воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Ошибочно рассматривать противоречивость в поведении и сознании старших дошкольников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании.

Воспитатели, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, выделяют три основных варианта воспитательного воздействия:

1. дети  не знают некоторых правил. Это  причина простая и легко устранимая;

2. дети  знают правила, но не умеют  их выполнять. Значит надо не  только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной  ситуации, как надо выполнять  это правило. 

3. дети  знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.

В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается сама суть нравственного становления личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества.

Нравственное  воспитание - не заучивание моральных  норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно - активный жизненный  процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно - процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.

Нравственное  воспитание имеет свои специфические  цели. Они определяются господствующими  общественными отношениями и  духовными ценностями. Цель воспитания - формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием - общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.

Процесс нравственного воспитания только тогда  эффективен, когда педагог имеет  обратную информацию о действенности  воспитательных влияний и учитывает  эту информацию на каждом новом этапе  своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей [27; 253].

Средний дошкольный возраст  является начальным  и, следовательно, крайне важным этапом в процессе усвоения механизмов нравственного поведения  и становления  нравственных привычек.

Вывод по главе 1:Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования привычек нравственного поведения у детей, можно сделать вывод, что проблема воспитания привычек нравственного поведения у детей 4-летнего возраста не нова и в этой области сделано немало открытий. Тем не менее, проблема эта усложняется и приобретает особую актуальность в связи с возникшими в последние полтора десятилетия в нашем обществе угрозами (ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей), которые ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

По  этой причине сегодня доминирующими  ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.

II. Воспитание привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста

2.1 Средний дошкольный  возраст как наиболее  благоприятный период  воспитания нравственного поведения

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка  интенсивно начинают формироваться  первые понятия и представления  о том, «что такое хорошо» и  «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства - симпатия и сочувствие к окружающим людям, любовь к матери и отцу и т.д.

На  протяжении дошкольного возраста в  него закладываются основы самых  глубоких, сложных и важных человеческих чувств: честности, правдивости, чувства долга, интернационализма, любви и уважения к труду. Первые проявления этих чувств ещё очень наивны: чувство интернационализма, например, сначала выражается в форме симпатии к людям других национальностей. Формирование нравственных чувств чаще всего начинается с привычки. Воспитание нравственных привычек можно начать очень рано, когда ребёнку ещё не исполнилось года и когда он ещё не в состоянии понять объяснения взрослых. В таком возрасте его просто приучают быть добрым.

Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.

Нравственное  поведение - это поведение глубоко  социальное, основанное на принятых человеком  моральных принципов, на его мировоззрении. Привычка нравственно поступать  в соответствии с нравственными правилами вырабатывается у ребёнка только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье, в детском саду будут предъявляться ребёнку постоянно. Таким образом, в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего гражданина.

Поскольку нравственное воспитание ведётся с  расчётом на будущее, с расчётом на того человека, которым ребёнок станет, повзрослев, надо уметь видеть за малым  большое, уметь различать перспективу. Поэтому необходимо обратиться к вопросу, что мы понимаем под словами «честность», «правдивость»? Честность и правдивость являются для маленького ребёнка как бы «врождёнными». В возрасте 3-4 лет в силу своей непосредственности он не умеет ни скрывать свои чувства, ни утаивать возникшие мысли. Поэтому главная задача взрослых - развить это качество, постепенно переводя его, конечно, в более взрослые рамки.

Информация о работе Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста