Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: педагогические условия воспитания аспектов нравственности.

Задачи: 1)Изучить теоретические и методические основы проблемы нравственности дошкольников.2)Разработать практические рекомендации для по проблеме исследования.

Объект: процесс воспитания основ нравственности

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

I. Основы нравственного воспитания детей…………………………..….….5

1.1 Педагогические основы нравственного воспитания……………………......5

1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения…………………………………………………………………….........7

II. Воспитание привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………....12

2.1 Средний дошкольный возраст как наиболее благоприятный период воспитания нравственного поведения……………………………………….....12

2.2 Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации…………………………..15

2.3 Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы…………………………………………………………………..19

2.4 Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ…………………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО  «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по педагогике:

Тема: Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста. 
 

  
 
 
 
 
 

                                                                            Выполнила: Герасимова О. А.

                                                                            Студентка 2 курса

                                                                            географического факультета         

                                                                            Проверила: Ильина Н.Ф. к.п.н.                 

                                                                            доцент кафедры педагогики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2010

                                                                 Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3                                                                                                                                                                                                     

I. Основы нравственного воспитания детей…………………………..….….5

1.1 Педагогические основы нравственного воспитания……………………......5

1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения…………………………………………………………………….........7

II. Воспитание привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………....12

2.1 Средний дошкольный возраст как наиболее благоприятный период воспитания нравственного поведения……………………………………….....12

2.2 Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации…………………………..15

2.3 Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы…………………………………………………………………..19

2.4 Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ…………………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………...28  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

Проблема  формирования нравственных качеств  личности дошкольников, привычек нравственного  поведения стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические  исследования, проведенные среди  родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления и сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм. Следовательно, требуются другие методы, позволяющие принять нравственные нормы эмоционально-личностно, внутренне-осознанно. Меняются и критерии нравственности детей. В советской педагогике таковыми являлись идеологические и моральные знания и привычки культурного поведения. Сегодня мы понимаем, что наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм. Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках. Воспитание нравственных навыков и привычек - важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, группы детского сада, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Это привычки и навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи). Время, когда целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Так, в 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте - с развитием и пониманием речи окружающих - вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих и т. д. Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится обществом и родителями перед педагогами и психологами. Актуальность настоящей работы для современной дошкольной педагогики заключается в необходимости сформулировать основные пути, методы и средства воспитания привычек нравственного поведения у дошкольников средней группы. Исходя из вышеизложенного, а также анализа научной литературы, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, обозначены задачи работы.

     Цель: педагогические условия воспитания аспектов нравственности.

     Задачи: 1)Изучить теоретические и методические основы проблемы нравственности дошкольников.2)Разработать практические рекомендации для по проблеме исследования.

     Объект: процесс воспитания основ нравственности

     Предмет: формирование нравственных знаний у детей дошкольного возраста.

     Гипотеза: воспитание нравственности дошкольника обладает рядом особенностей: содержит реальные и абстрактные, современные и архаические образы воспитания и методов его реализации.  

I. Основы нравственного воспитания детей

1.1 Педагогические основы  нравственного воспитания

Нравственность  является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование  нравственности есть не что иное, как  перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - считает И.Ф. Харламов [39; 381].

Термин  «нравственность» образуется от слова  «нравы». Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы - не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные  нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное  воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Педагогика в области нравственного воспитания выделяет такие педагогические понятия как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания.

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Овладение нравственными представлениями  и понятиями - длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой - к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим [34; 72].

В сознании ребенка образ какого-либо явления  нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда  это событие происходит. Ребенок  может воссоздать, вновь «увидеть»  тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По мнению Спиркина, в представлениях «сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление» [37; 16].

Нравственное  сознание и поведение  детей формируются  в единстве - это кардинальный принцип педагогики.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Единству  воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей  следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что  воспитание привычки правильного поведения  гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания [21; 206].

Воспитание  нравственного поведения - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек.

Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.

Нравственная  привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

1.2 Сущность и механизмы  формирования привычек нравственного поведения

Итак, процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Психолого-педагогический обзор литературы показывает, что  относительно детей дошкольного  возраста достаточно разносторонне  разработана проблема морального развития и воспитания ребенка (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.). В исследованиях по изучаемой проблеме рассматриваются вопросы, касающиеся моральных представлений, знаний и суждений; морального поведения; моральных чувств дошкольников.

Ж. Пиаже  был одним из первых, кто подверг  глубокому и детальному изучению моральные представления, знания и  суждения детей (т.е. моральное сознание). Он установил, что в процессе развития моральное сознание детей проходит две стадии: 1) объективной морали, 2) субъективной морали. Именно для детей дошкольного возраста типична и характерна объективная мораль. Под объективной моралью Ж. Пиаже отмечал такую мораль, когда ребенок считает безнравственным тот поступок, который имеет наиболее серьезные объективные последствия и совсем не обращает внимания на мотивы и намерения, скрывающиеся за поступком. Ж. Пиаже вскрыл причины, порождающие объективную мораль (эгоцентризм детской мысли ребенка; интеллектуальное принуждение взрослого) и особо подчеркнул их следствие - возникновение у детей внешних представлений о правилах и нормах.

Информация о работе Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста