Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 11:59, курсовая работа
Цель: педагогические условия воспитания аспектов нравственности.
Задачи: 1)Изучить теоретические и методические основы проблемы нравственности дошкольников.2)Разработать практические рекомендации для по проблеме исследования.
Объект: процесс воспитания основ нравственности
Введение ………………………………………………………………………….3
I. Основы нравственного воспитания детей…………………………..….….5
1.1 Педагогические основы нравственного воспитания……………………......5
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения…………………………………………………………………….........7
II. Воспитание привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………....12
2.1 Средний дошкольный возраст как наиболее благоприятный период воспитания нравственного поведения……………………………………….....12
2.2 Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации…………………………..15
2.3 Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы…………………………………………………………………..19
2.4 Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ…………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...28
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П.
Астафьева»
Курсовая работа по педагогике:
Тема: Воспитание
нравственности у детей дошкольного возраста.
Красноярск 2010
Введение
………………………………………………………………………….
I. Основы нравственного воспитания детей…………………………..….….5
1.1 Педагогические основы нравственного воспитания……………………......5
1.2 Сущность и механизмы
формирования привычек нравственного
поведения………………………………………………………
II.
Воспитание привычек
нравственного поведения
у детей среднего дошкольного
возраста……………………………………………………….
2.1 Средний дошкольный
возраст как наиболее благоприятный период
воспитания нравственного поведения……………………………………….....
2.2 Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации…………………………..15
2.3 Методика воспитания
привычек нравственного поведения у детей
средней группы………………………………………………………………
2.4 Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ…………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления и сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм. Следовательно, требуются другие методы, позволяющие принять нравственные нормы эмоционально-личностно, внутренне-осознанно. Меняются и критерии нравственности детей. В советской педагогике таковыми являлись идеологические и моральные знания и привычки культурного поведения. Сегодня мы понимаем, что наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм. Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках. Воспитание нравственных навыков и привычек - важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, группы детского сада, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Это привычки и навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи). Время, когда целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Так, в 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте - с развитием и пониманием речи окружающих - вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих и т. д. Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится обществом и родителями перед педагогами и психологами. Актуальность настоящей работы для современной дошкольной педагогики заключается в необходимости сформулировать основные пути, методы и средства воспитания привычек нравственного поведения у дошкольников средней группы. Исходя из вышеизложенного, а также анализа научной литературы, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, обозначены задачи работы.
Цель: педагогические условия воспитания аспектов нравственности.
Задачи: 1)Изучить теоретические и методические основы проблемы нравственности дошкольников.2)Разработать практические рекомендации для по проблеме исследования.
Объект: процесс воспитания основ нравственности
Предмет: формирование нравственных знаний у детей дошкольного возраста.
Гипотеза:
воспитание нравственности дошкольника
обладает рядом особенностей: содержит
реальные и абстрактные, современные и
архаические образы воспитания и методов
его реализации.
I. Основы нравственного воспитания детей
Информация о работе Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста