Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое обоснование и выявление особенностей организации деятельности воспитателей ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- изучить источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков;
- раскрыть значение и пути формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
- изучить работу воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигиенических навыков.
Введение…………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………..
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков……………………………..
1.2 Гигиеническое воспитание детей……………………………………………...
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка……….
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков……………………
Выводы по первой главе………………………………………………………..
2. Анализ опыта работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста……………………….......
2.1 Занятие по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………
2.2 Анализ опыта работы воспитателей МДОУ № по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………
2.3 . Методические рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
При обучении самостоятельному умыванию внимание ребенка привлекается к достаточному количеству мыльной пены на руке после ее намыливания. Начинать можно с того, что, дав малышу в руку мочалку, попросить окунуть ее в воду, затем сказать: "Смой пену!" - и помочь ему в этом действии. Каждый раз при купании предлагают это задание, поддерживая своей рукой его руку с мочалкой, чтобы он не выронил ее. Если ребенок усвоил порядок движений, то можно снижать контроль за его рукой. Когда смыта вся мыльная пена, сказать: "Хорошо!" Затем малыша учат отжимать и вешать мочалку на место.
Эти упражнения важны, так как они приучают доводить начатое до конца и являются видимым завершением всего действия. Кроме того, они укрепляют силу рук и показывают, что все действия завершены. Дети старшего возраста, помогая взрослому, могут мыть свою голову, шею, плечи, живот, нижнюю часть туловища, ноги. Взрослый создает такую обстановку, когда ребенок захочет самостоятельно купаться или принимать душ.
Прежде
чем позволить ребенку
Привлекая внимание к синему крану, показывают, как им пользоваться. Затем учат малыша пользоваться синим краном, если вода очень горячая. В душевой показывают, как пользоваться душем и как проверить воду с помощью руки. Когда ребенок научится это делать, то ему разрешается определить, какая вода слишком горячая, приятно теплая или холодная. Взрослый перепроверяет температуру воды. В последующем малыш научится правильно определять температуру воды и самостоятельно принимать душ.
Чистить зубы ребенка учат в три-четыре года. Определенное время уходит на знакомство его со щеткой, зеркалом, зубной пастой. Затем малыш наблюдает, как взрослый чистит себе зубы, глядя на его отражение в зеркале. Если ребенок боится зеркала, то ему показывают действия чистки зубов во рту взрослого. Затем, выдавив немного пасты на палец, массируют дёсны ребенка, чтобы сделать их менее восприимчивыми и приучить к вкусу зубной пасты.
Взрослый дает ребенку подержать щетку, выдавливая на нее пасту, затем, встав за ним, медленно подносит щетку к его рту, спокойно и ободряюще говорит. Другой рукой открывает рот малыша и помогает ему медленно поводить щеткой вдоль зубов. Контроль взрослого за рукой ребенка постепенно сокращается.
Сначала
малыш проделывает одно или два
движения. Далее период чистки зубов
увеличивается. Если он попытается укусить
зубную щетку, то необходимо опустить
его голову слегка назад, чтобы подбородок
принял нормальное положение.
Выводы
по второй главе:
Заключение
К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.
Прежде
всего, необходимо вызвать у детей
желание действовать
Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.
Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома [19; с.13].
В процессе работы мы изучили источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков; раскрыли значение и пути формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; изучили работу воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигиенических навыков.
Исходя из анализа проделанной нами работы, можно прийти к выводу, что при воспитании культурно-гигиенических навыков необходимо: слаженное взаимодействие воспитателей и родителей, т.к. эти навыки нуждаются в постоянном закреплении; учет условий, способствующих их развитию; учет индивидуальных особенностей ребенка; использование в работе разнообразный методов и приемов, таких как игры, примеры, показ, рассказы, потешки, прибаутки и т.д.
Воспитание
культурно-гигиенических
Список используемой литературы
1.
Бархатова Л. Воспитание
2. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом.-М.: Изд.АСТ, 1997.-394с.
3. Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.-207с.
4. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с
5.
Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов
С.П. Дошкольная педагогика.-М.
6.
Бондаренко А.К. Дидактические
игры в детском саду.-М.:
7. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2001-121с.
8. В детский сад пришла проверка: ваши действия./Под редакцией Савельевой Н.Ю.-Ростов н/Д: Феникс, 2004-672с.
9.
Дошкольная педагогика/под
10.
Здоровый малыш: Программа
11. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2004-№ 1-51-52с.
12. Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей.// Дошкольное образование-2008-№ 11-35-39с.
13. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.
14.
Конина Е.Ю. Формирование
15.
Лабораторный практикум по
16.
Лурри Ю.Ф. Физическое
17. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979-175с.
18. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. -М.: Педагогика, 1987-256 с.
19.
Названова Л. Чтобы зубки
20.
Программа воспитания и
21.
Петерина С.В. Воспитание
22.
Степаненкова Э. Физическое
23. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. - 2008-№10-53-59с.
24.
Теплюк С. Об опрятности и
аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№
25. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами.- К.: Рад.шк, 1987-144с.
26. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15-20с.
Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших школьников