Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое обоснование и выявление особенностей организации деятельности воспитателей ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- изучить источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков;

- раскрыть значение и пути формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

- изучить работу воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигиенических навыков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………..

1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков……………………………..

1.2 Гигиеническое воспитание детей……………………………………………...

1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка……….

1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………….

1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков……………………

Выводы по первой главе………………………………………………………..

2. Анализ опыта работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста……………………….......

2.1 Занятие по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………

2.2 Анализ опыта работы воспитателей МДОУ № по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Заключение……………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

культурно-гигиенич навыки.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

    В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.

    На  втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

    На  третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает  определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

    Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.

    При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

    Дети  отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

    Начиная со второго года жизни с этой целью  с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

    Дети  третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые  готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

    К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть  мыло и вытереть каждый палец), чистить  зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.

    Для привития культурно-гигиенических  навыков во всех возрастных группах  применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях [15; с.88].

    В воспитании культурно-гигиенических  навыков, так же как в любом  другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников  детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

    Культурно-гигиенические  навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. 

    1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков

    Формирование  культурно-гигиенических навыков  совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

    По  мере освоения культурно-гигиенические  навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом.

    Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических  навыков необходимо в процессе игр  напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь  руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические  навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

    Культурно-гигиенические  навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого  доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком [17; с.12].

    Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам  деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

    Дошкольник 3-х лет осознает необходимость  выполнения культурно-гигиенических  требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом  будем есть». Для детей этого  возраста очень важным является мотив  своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания - мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действии в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.

    В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно- гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде [17; с.27].

    По  мнению С.В. Петериной, культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения. Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

    Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о  способе поведения в бытовых процессах.

    Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и  позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается  после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится  обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие [21; с.55].

    Таким образом, освоенные культурно-гигиенические  навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

    Привычки  выполнять требования личной гигиены  и культурного поведения проявляются  в разных жизненных ситуациях. А  бытовые процессы выполняются без  напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.  
 

    Выводы  по первой главе:

  1. Младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом  для воспитания культурно-гигиенических навыков, так как именно в это время ребенок проявляет интерес, к бытовым действиям, а впечатлительность нервной системы дает возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие.
  2. В процессе воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо соблюдать ряд условий, таких как личный пример, санитарная культура персонала дошкольного учреждения и родителей, опрятный внешний вид окружающих и взрослых и др.
  3. Воспитание культурно-гигиенических навыков тесно связано с психологическим и морально-этическим развитием ребенка, поэтому в этот период особо важное значение имеет поддержка со стороны взрослых.
  4. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении, поэтому в их воспитании важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей.
  5. Для того чтобы освоенные культурно-гигиенические навыки превратились в привычки  необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2: Анализ опыта работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

    Воспитание  культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие - регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

    Контроль  над правильностью выполнения движений должен осуществляться поэтапно. Важно  применение различных средств поощрения  и наглядных средств для повышения  заинтересованности детей. Хорошие  результаты дает применение системы  М. Монтессори - упражнения в практической жизни. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных и свободных людей», - говорила М. Монтессори [9;67].

    Педагог способствует этому, соответствующим  образом подготавливая среду. Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой, ножницами, салфеткой и т. д. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает за ней: стирает, гладит. Затем ребенка учат заботиться об окружающей среде. Он протирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Для каждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.

    В соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших школьников