Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое обоснование и выявление особенностей организации деятельности воспитателей ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- изучить источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков;
- раскрыть значение и пути формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
- изучить работу воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигиенических навыков.
Введение…………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………..
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков……………………………..
1.2 Гигиеническое воспитание детей……………………………………………...
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка……….
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков……………………
Выводы по первой главе………………………………………………………..
2. Анализ опыта работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста……………………….......
2.1 Занятие по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………
2.2 Анализ опыта работы воспитателей МДОУ № по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………
2.1 Занятие по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Занятие способствует формированию простейших гигиенических навыков, пополнению словарного запаса детей, воспитанию интереса к самообслуживанию, укреплению памяти, внимания.
Тема: «Мойся, мойся, умывайся»
Цель занятия:
Формировать у детей простейшие навыки ухода за руками, внести в активный словарь детей слова: кран, раковина, водичка, мыло, полотенце. Познакомить детей со свойствами воды, учить пользоваться мылом и полотенцем, воспитать интерес к самообслуживанию. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать интерес и желание слушать потешку, повторять за воспитателем слова, выполнять движения, соответствующие тексту.
Оборудование: кукла, котенок, таз с водой, игрушки-утята, мыло, полотенце, зубной порошок, густой гребешок.
-
Ребятки, сейчас я вам
Мойся чище, кот-котище,
Вот на спинке две пылинки,
С боку – пятнышко - неопрятнышко.
-А котик не обращал на девочку никакого внимания, продолжал умываться. Тогда девочка сказала:
Вот теперь тебе, коту,
Ставлю «пять» за чистоту,
И погладила кота от усов и до хвоста,
А погладила кота - и пропала чистота.
-Тогда котик говорит Людмиле:
Ах, Людмила, ты Людмила!
Ты сама бы руки мыла!
-А еще, ребятки, котик сказал:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
-И
девочке стало стыдно, что она
испачкала котика своими
Ребятки, а теперь скажите мне:
Кто умеет чисто мыться?
Кто водицы не боится?
- Это мы! Это мы!
Кто не хочет быть грязнушкой,
Хорошенько моет ушки?
- Это мы! Это мы!
Умываться мы умеем,
Мы мочалкой моем шею
- Вот так! Вот так!
Чтобы чисто вымыть ножки,
Мы помоем их немножко
- Вот так! Вот так!
А теперь помоем ловко
Мы над тазиком головку
- Вот так! Вот так!
Мы помылись, как большие,
Вот мы чистые какие,
Посмотри! Посмотри!
- Молодцы, ребятки, теперь вы знаете, как надо мыться. А сейчас пойдем в комнату и помоем ручки с мылом и водичкой по-настоящему.
-Пойдемте со мной. Ребятки, скажите, что это?
-Кран. Правильно.
- Это кран? А это что?
-А это, ребята, раковина. А это что?
-Правильно, это мыло. Ой, какое душистое, ровненькое.
-Посмотрите,
ребята, как я буду мыть руки,
вот так! Вот так! А теперь
я вытру руки полотенцем
Послушайте, ребята:
Буль, буль, буль, журчит водица
Все ребята любят мыться.
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить.
-Давайте, ребята, я помогу вам поднять рукава. Вот так! Теперь, когда мы будем мыть руки, кофточки будут сухие. Ручки будем мыть по очереди. (Остальные дети стоят и наблюдают).
Кран, откройся,
Нос, умойся,
Каждый пальчик мыться стройся.
Мыло скользкое возьми,
И свои ладошки три.
-Вот так! Молодцы, ребята! А теперь возьмите свои полотенца и вытрите руки насухо. Вот так!
Теперь другие ребята могут мыть свои ручки. (Повторяю потешку.)
Молодцы, ребята! У всех деток ручки чистые.
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
Давайте же мыться, плескаться,
Нырять, кувыркаться
И в ванне, и в бане, всегда и везде,
Вечная слава воде! (Показываю.)
-А
сейчас, ребята, пойдемте кушать
кашу…
2.2 Анализ опыта работы воспитателей МДОУ № по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
1)
организация привлекательной и
удобной для выполнения
2)
разделение осваиваемых
3)
многократные упражнения детей
в действиях с выделением
4)
индивидуальная работа с
5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
6)
безукоризненное выполнение
В ходе работы воспитателей были разработаны мероприятия по формированию у детей в группе культурно-гигиенических навыков. В ходе реализации данных мероприятий воспитатели использовали такие методы и средства как:
-
личный пример работников
-
использование художественной
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
-
полоскание полости рта после
приема пищи с целью
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
-
психологическая культура
В процессе работы были применены наглядные приемы обучения навыкам - показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы воспитатели сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом(не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.
Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». Таким образом, воспитатель не только детям указывали на их действия, но и напоминал как нужно правильно выполнить это указание.
В своей работе воспитатели широко использовали прием поощрения, но старались этим не злоупотреблять. Они старались делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.
В некоторых случаях приходилось использовать порицание, но делали это в косвенной форме, не называя имен детей.
Одним из ведущих приемов, которые использовали воспитатели, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры.
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой. Были проведены следующие игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы», а также были изготовлены настольно-печатные игры.
Была проведена беседа с обслуживающим персоналом, работающими на данной группе о необходимости иметь аккуратный внешний вид, подавать пример по соблюдению культурно-гигиенических правил. В противном случае дети никогда не усвоят эти правила и не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.
Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками воспитатели вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим - это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.
Режимные
моменты способствуют воспитанию у
детей культурно-гигиенических
При
рациональной организации обстановки
обязательным условием явился индивидуально-
Знание особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволило использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.
Широко использовали воспитатели в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.
Т.к.
культурно-гигиеническое
Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших школьников