Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое обоснование и выявление особенностей организации деятельности воспитателей ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- изучить источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков;

- раскрыть значение и пути формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

- изучить работу воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигиенических навыков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………..

1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков……………………………..

1.2 Гигиеническое воспитание детей……………………………………………...

1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка……….

1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………….

1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков……………………

Выводы по первой главе………………………………………………………..

2. Анализ опыта работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста……………………….......

2.1 Занятие по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………

2.2 Анализ опыта работы воспитателей МДОУ № по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Заключение……………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

культурно-гигиенич навыки.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

2.1 Занятие по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

            Занятие способствует формированию простейших гигиенических  навыков, пополнению словарного запаса детей, воспитанию интереса к самообслуживанию, укреплению памяти, внимания.

Тема: «Мойся, мойся, умывайся»

Цель  занятия:

    Формировать у детей простейшие навыки ухода  за руками, внести в активный словарь детей слова: кран, раковина, водичка, мыло, полотенце. Познакомить детей со свойствами  воды, учить пользоваться мылом и полотенцем, воспитать интерес к самообслуживанию. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать интерес и желание слушать потешку, повторять за воспитателем слова, выполнять движения, соответствующие тексту.

Оборудование: кукла, котенок, таз с водой, игрушки-утята, мыло, полотенце, зубной порошок, густой гребешок.

     - Ребятки, сейчас я вам расскажу  сказку про одну девочку, звали ее Людмила. Эта девочка не любила умываться и мыть руки с мылом по утрам и вечерам, поэтому все ее звали грязнушкой. И был, ребятки, у этой девочки котик, такой маленький, пушистенький, весь беленький, только на спинке и с боку были пятнышки желтого цвета. Этот котик наоборот любил умываться лапкой и приглаживать свою шерстку языком. И вот, ребята, однажды утром, когда котик стал умываться, девочка посмотрела на него и говорит:

Мойся  чище, кот-котище,

Вот на спинке две пылинки,

С боку – пятнышко - неопрятнышко.

     -А  котик не обращал на девочку  никакого внимания, продолжал умываться.  Тогда девочка сказала:

Вот теперь тебе, коту,

Ставлю  «пять» за чистоту,

И погладила  кота от усов и до хвоста,

А  погладила  кота -  и  пропала чистота.

     -Тогда котик говорит Людмиле:

Ах, Людмила, ты Людмила!

Ты сама бы руки мыла!

     -А еще, ребятки, котик сказал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд  и срам!

     -И  девочке стало стыдно, что она  испачкала котика своими грязными  руками и она стала каждый день умываться и мыть руки с мылом перед едой, и после еды, и после прогулки.

Ребятки, а теперь скажите мне:

Кто умеет  чисто мыться?

Кто водицы не боится?

- Это  мы! Это мы!

Кто не хочет быть грязнушкой,

Хорошенько  моет ушки?

- Это  мы! Это мы!

Умываться мы умеем,

Мы мочалкой моем шею

- Вот  так! Вот так!

Чтобы чисто вымыть ножки,

Мы помоем их немножко

- Вот  так! Вот так!

А теперь помоем ловко

Мы над  тазиком головку

- Вот  так! Вот так!

Мы помылись, как большие,

Вот мы чистые какие,

Посмотри! Посмотри!

     - Молодцы, ребятки, теперь вы знаете, как надо мыться. А сейчас пойдем в комнату и помоем ручки с мылом и водичкой по-настоящему.

     -Пойдемте  со мной. Ребятки, скажите, что  это? 

-Кран. Правильно.

- Это кран? А это что?

-А это,  ребята, раковина. А это что?

-Правильно,  это мыло. Ой, какое душистое, ровненькое.

-Посмотрите, ребята, как я буду мыть руки, вот так! Вот так! А теперь  я вытру руки полотенцем насухо, затем повешу его за петельку  на свое место на крючок. Вот  так! 

Послушайте, ребята:

Буль, буль, буль, журчит водица

Все ребята любят мыться.

Руки  надо с мылом мыть,

Рукава  нельзя мочить.

     -Давайте,  ребята, я помогу вам поднять  рукава. Вот так! Теперь, когда  мы будем мыть руки, кофточки  будут сухие. Ручки будем мыть по очереди. (Остальные дети стоят и наблюдают).

Кран, откройся,

Нос, умойся,

Каждый  пальчик мыться стройся.

Мыло  скользкое возьми,

 И  свои ладошки три.

     -Вот  так!  Молодцы, ребята! А теперь  возьмите свои полотенца и вытрите руки насухо. Вот так!

Теперь  другие ребята могут мыть свои ручки. (Повторяю потешку.)

Молодцы, ребята! У всех деток ручки чистые.

Да здравствует  мыло душистое

И полотенце  пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок.

Давайте же мыться, плескаться,

Нырять, кувыркаться

И в  ванне, и в бане, всегда и везде,

Вечная  слава воде! (Показываю.)

     -А  сейчас, ребята, пойдемте кушать  кашу… 
 

    2.2 Анализ опыта работы воспитателей МДОУ № по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

    Для успешного формирования культурно-гигиенических  навыков необходимы следующие условия:

    1) организация привлекательной и  удобной для выполнения действий  и заданий обстановки в детском  саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей,  закрепленные места хранения  вещей, доступные для пользования  и т.д.);

    2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном  порядке, на ряд операций, что  способствует более быстрому  созданию прочных динамических  стереотипов;

    3) многократные упражнения детей  в действиях с выделением способа  и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы - разными;

    4) индивидуальная работа с каждым  ребенком, учет уровня его развития  и темпов овладения культурно-гигиеническими  навыками;

    5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

    6) безукоризненное выполнение взрослыми  всех гигиенических и культурных  требований.

    В ходе работы воспитателей были разработаны мероприятия по формированию у детей в группе культурно-гигиенических навыков. В ходе реализации данных мероприятий воспитатели использовали такие методы и средства как:

    - личный пример работников детского  сада, родителей; 

    - использование художественной литературы, фольклора; 

    - схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

    - полоскание полости рта после  приема пищи с целью профилактики  кариеса;

    - обеспечение чистоты среды; 

    - соблюдение правил этикета; 

    - психологическая культура взаимоотношений.

    В процессе работы были применены наглядные приемы обучения навыкам - показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы воспитатели сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом(не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.

    Объяснение  нового действия сначала давалось очень  подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию  правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». Таким образом, воспитатель не только детям указывали на их действия, но и напоминал как нужно правильно выполнить это указание.

    В своей работе воспитатели широко использовали прием поощрения, но старались этим не злоупотреблять. Они старались делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.

    В некоторых случаях приходилось  использовать порицание, но делали это  в косвенной форме, не называя  имен детей.

    Одним из ведущих приемов, которые использовали воспитатели, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры.

    Существенной  частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста являются игры-занятия с  куклой. Были проведены следующие игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы», а также были изготовлены настольно-печатные игры.

    Была  проведена беседа с обслуживающим  персоналом, работающими на данной группе о необходимости иметь  аккуратный внешний вид, подавать пример по соблюдению культурно-гигиенических правил. В противном случае дети никогда не усвоят эти правила и не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.

    Обязательным  условием для формирования культурно-гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками воспитатели вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим - это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

    Режимные  моменты способствуют воспитанию у  детей культурно-гигиенических навыков, привычек, дисциплинирует воспитанников, помогает им быть активными, самостоятельными.

    При рациональной организации обстановки обязательным условием явился индивидуально-дифференцированный подход к детям. Воспитателями было учтено, что у воспитанников имеются индивидуальные различия: то что легко дается Насте и Кате, не под силу выполнить Мише и Ване. Таким образом, индивидуально-дифференцированный подход осуществлялся по отношению к каждому ребенку. Приемы и методы использовались в зависимости от особенностей состояния здоровья и развития ребенка.

    Знание  особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволило использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.

    Широко  использовали воспитатели в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.

    Т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, нами в процессе анализа работы воспитателей, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших школьников