Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое обоснование и выявление особенностей организации деятельности воспитателей ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- изучить источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков;
- раскрыть значение и пути формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
- изучить работу воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигиенических навыков.
Введение…………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………..
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков……………………………..
1.2 Гигиеническое воспитание детей……………………………………………...
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка……….
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков……………………
Выводы по первой главе………………………………………………………..
2. Анализ опыта работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста……………………….......
2.1 Занятие по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………
2.2 Анализ опыта работы воспитателей МДОУ № по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ШУЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
педагогики и психологии детства
Курсовая
работа
«Воспитание
культурно-гигиенических навыков у младших
школьников»
Работу выполнила:
студентка 2 курса 2 группы факультета педагогики и психологии специальности
050706.65
Педагогика и психология
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент
Мишанина
В.И.
Шуя 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические
основы формирования культурно-
1.1 Воспитание
культурно-гигиенических
1.2 Гигиеническое воспитание детей……………………………………………...
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка……….
1.4 Методика
воспитания культурно-
1.5 Пути
формирования культурно-
Выводы по первой главе………………………………………………………..
2. Анализ опыта работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста……………………….......
2.1 Занятие по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………
2.2 Анализ опыта работы воспитателей МДОУ № по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………………
Введение
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми [9; с.31].
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера [10; с.32].
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.
Большое внимание развитию культурно-гигиенических навыков уделяют работники ДОУ.
Необходимо включать в воспитание детей дошкольного возраста игры, специальные занятия, способствующие развитию культурно-гигиенических навыков и в целом всестороннего развития личности ребенка, что и определяет актуальность курсовой работы.
Это определило тему нашего исследования «Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников».
Целью данной работы является теоретическое обоснование и выявление особенностей организации деятельности воспитателей ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- изучить источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков;
- раскрыть значение и пути формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
- изучить работу воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигиенических навыков.
Объектом исследования являются культурно-гигиенические навыки дошкольников.
Предметом исследования являются особенности воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников.
Практическая значимость состоит в выявлении основных методов организации воспитания культурно-гигиенических навыков младших дошкольников, а также в возможности их использования на пратике.
База исследования: ДОУ № , младшая группа, количество детей 17
Для
решения поставленных задач были
использованы следующие методы исследования:
изучение и анализ психологической, педагогической
и методической литературы; метод наблюдения.
Глава 1: Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек
Наряду
с организацией правильного режима,
питания, закаливания большое место
в работе детского сада отводится
воспитанию у детей культурно-
К
культурно-гигиеническим
Физиологической
основой культурно-
Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.
На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.
Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей.
Культурно-гигиенические
навыки и привычки в значительной
степени формируются в
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
В
раннем и младшем дошкольном возрасте
дети начинают проявлять самостоятельность
в самообслуживании. Интерес, внимание
ребенка к бытовым действиям,
впечатлительность нервной
Важным
фактором воспитания является коллектив
сверстников, где дети наблюдают
положительные примеры, могут производить
сравнения, получить помощь при затруднениях.
1.2 Гигиеническое воспитание детей
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье» [4; с.74].
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте [8; с.75].
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Гигиеническое
воспитание и обучение неразрывно связано
с воспитанием культурного
В
детских садах создаются
Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших школьников