Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:51, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании роли и возможностей детских библиотек в патриотическом воспитании подростков.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Воспитание гражданского патриотизма как одна из
необходимых задач в работе детской библиотеки…………...8
1.1 Социально-педагогические аспекты патриотического
воспитания подростков………………………...................................8
1.2. Государственный подход к патриотическому воспитанию
подростков в Республике Беларусь………………………………….. .17
Глава II. Патриотическое воспитание подростков в библиотеках
Современной Беларуси………………………………………………30
2.1. Программы по патриотическому воспитанию детей и
подростков в Беларуси………………………………………............30
2.2. Формы и методы воспитания гражданственности и
патриотизма подростков ……………………………………………...39
Заключение………………………………………………………...............52
Список литературы………………………………………………………..56
7. Для участия в конкурсе библиотеки представляют:
заявление, составленное в свободной форме;
аналитическую справку, в которой обязательно указывается внебюджетный расчетный счет, код, адрес, телефон библиотеки, фамилия, имя и отчество руководителя библиотеки. Аналитическая справка должна характеризовать деятельность библиотеки по:
o популяризации белорусской литературы, языка, народных традиций, праздников, обрядов;
o работе по обогащению фондов библиотек национальными документами;
o сбору и систематизации этнографических, фольклорных, топонимических материалов региона, подготовке очерков о земляках, памятниках архитектуры и природы страны;
o написанию истории населенного пункта, библиотеки (школы, организации и так далее);
o чествованию имен знаменитых земляков и лучших представителей национальной культуры;
o работе с детьми и молодежью по патриотическому воспитанию, распространению экологических знаний и формированию экологической культуры населения, по созданию любительских объединений и другие направления;
материалы, которые отображают деятельность библиотеки за последний год, в том числе состояние фондов библиотеки (количество новых поступлений документов за последний год, количество списанных документов).
8. Для участия в конкурсе библиотечных работников библиотеки представляют:
заявление, составленное в свободной форме;
расширенную характеристику о профессиональной деятельности за последний год.
9. Дополнительно к материалам, указанным в пунктах 7–8 этой Инструкции, могут быть представлены на разных видах носителей:
материалы библиотек по пропаганде национальной культуры (оригиналы, копии сценариев, описание мероприятий);
настенные газеты, рукописные журналы, фотоматериалы и другие обобщающие материалы произвольной формы;
фотографии интерьера библиотек;
отзывы читателей;
отзывы областных и республиканских библиотек;
публикации о библиотеках, размещенные в средствах массовой информации.
10. Конкурс проводится в следующих номинациях:
«За значительный вклад в воспитательную работу с подрастающим поколением»;
«За новации в области библиотечного дела»;
«За поисковую и исследовательскую работу».
Для победителей определены по два призовых места в каждой из номинаций: два первых (одна сельская и одна городская библиотеки), два вторых (одна сельская и одна городская библиотеки), два третьих (одна сельская и одна городская библиотеки).
11. Заявления и конкурсные материалы присылаются жюри конкурса до 15 марта по адресу: 220114, г. Минск, проспект Независимости, 116, Национальная библиотека Беларуси, с пометкой "На конкурс".
12. По итогам победители конкурса награждаются дипломами и денежными премиями.
13. Победителям конкурса по основным номинациям присуждаются денежные премии: две первых – 3 млн рублей, две вторых – 2,5 млн рублей, две третьих – 2 млн рублей.
За активное участие в конкурсе присуждаются поощрительные премии по 500 тыс. рублей.
14. Денежные премии расходуются Министерством культуры из централизованных средств республиканского бюджета, предусмотренных на проведение централизованных мероприятий.
15. Итоги конкурса подводятся на заседании жюри до 15 мая.
16. По итогам конкурса издается приказ Министра культуры Республики Беларусь. Итоги конкурса печатаются в средствах массовой информации, в том числе в профессиональной печати, и отображаются на сайтах Министерства культуры и Национальной библиотеки Беларуси.
Приложение 2.
Целевые программы белорусских библиотек
по патриотическому воспитанию
№ п\п |
Регион, библиотека
|
Название программы |
Направление программы |
| Брестская детская библиотека | «Нам слава досталась в наследство» | Воспитание любви к родному краю |
| Оршанская детская библиотека | «Живу в Беларуси и этим горжусь» | Воспитание любви к Родине |
| Чашницкая детская библиотека | «Крыница» | Пропаганда духовной жизни народа |
| Полоцкая детская библиотека | «Моя малая родина», | Воспитание любви к родному краю |
| Подлужанская библиотека | «Наследие моей страны» | Пропаганда национальной культуры |
| Паставская детская библиотека | Зямля бацьков - жыцця крыница» | Пропаганда национальной культуры |
| Гомельская детской библиотека | «Без памяти нет будущего» | Военно-патриотическое |
| Витебская детская библиотека | «Есть память, которой не будет конца» | Военно-патриотическое |
| Минская детская библиотека | «Время грозных испытаний» | Военно-патриотическое |
| Витебская детская библиотека | «Нам засталася спадчина» | Краеведение |
| Могилевская детская библиотека | «Отечество, земля моя седая» | Краеведение |
| Хотимской детская библиотека | Земля, которой ты частица» | Краеведение |
| Мстиславская детская библиотека | «Край, в котором мы живем» | Краеведение |
| Браславская детская библиотека | «Тут Радзимы маей пачатак» | Краеведение |
Приложение 3.
Библиотечный проект
«Азбука славных имён Беларуси»
Обоснование темы и постановка проблемы проекта.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими соображениями. Социально-экономические преобразования и движение к гражданскому обществу и правовому государству предъявляют новые требования к модернизации системы воспитания юных граждан. Успешность дальнейшего развития страны, решение поставленных перед обществом задач во многом зависит от уровня сформированности гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В связи с этим проблема формирования патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения приобретает особое значение. Общество должно обеспечить формирование у молодого поколения патриотического сознания - духовной основы современного человека, его творческого потенциала и нравственного развития. И в этом плане роль книги и чтения бесспорна.
Библиотеки являются мощным институтом патриотического воспитания. В этой работе библиотеки объединяют интеллектуальное и эмоциональное начало, они привлекают весь спектр художественной, научно-познавательной литературы, главная их цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны, Родины. Научно-познавательная, историческая литература дает богатый материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, которое столь актуально сегодня.
Именно книга позволяют пробудить гордость, восхищение и чувство национального достоинства, формировать нравственные идеалы молодёжи на примерах исторических личностей, положительных героев, устанавливать живую связь далекого прошлого с современностью, воспитывать чувство гордости за нашу Родину, её народ. И, безусловно, воспитывают чувство патриотизма.
В связи с этим можно констатировать: достаточно ярко обозначается проблема - повышение интереса и привлечение молодежи к чтению научно-познавательной, исторической литературы, как одному из средств воспитания патриотизма.
Идея проекта «Азбука славных имен Беларуси»: следуя по пути познания мира, мы повстречали много азбук на своем пути. Почему бы самим не попробовать составить еще одну азбуку – «Азбуку славных имен белорусской истории». В предлагаемых книгах нужно найти информацию о знаменитых белорусах и занести ее в «Азбуку».
Цель проекта: повышение и поддержка интереса к чтению исторической и научно познавательной литературы, популяризация книг патриотической тематики.
Задачи проекта:
1) Создать «Азбуку славных имен Беларуси»;
2) создать электронную версию «Азбуки»;
3) организовать презентацию «Азбуки»;
4) разместить готовый электронный продукт на сайте библиотеки.
Сроки реализации: сентябрь 2010 г - май 2011 г.
Ожидаемые результаты:
популяризация библиотеки и чтения;
повышение интереса подростков к исторической, научно-познавательной литературе;
расширение читательского кругозора;
формирование чувства гордости за соотечественников, свой народ
формирование патриотического сознания.
Основные проектные линии:
- исследование чтения подростков;
- акция по сбору эссе, рефератов, презентаций о великих людях белоруской истории;
- формирование «Азбуки»;
- создание электронного варианта «Азбуки»
- создание презентации;
- презентация «Азбуки».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п\п | Вид деятельности | Сроки | Ответственное лицо и список участников |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Этап - исследовательский | |||
1. | Исследование чтения подростков - разработка программы исследования; - сбор первичных данных (анкетный опрос); Обработка и анализ данных | сентябрь, октябрь | Зав. библиотекой; сотрудники библиотеки |
II. Этап - подготовительный | |||
2. | Формирование проектной группы | ноябрь | Зав. библиотекой |
3. | Планирование деятельности проектной группы | ноябрь | Зав. библиотекой, проектная группа |
4. | Разработка модели продукта | ноябрь | Проектная группа |
III. Этап - проектировочный | |||
5. | Сбор рефератов, эссе, презентаций о великих людях белорусской истории | декабрь, январь февраль | Зав библиотекой, проектная группа |
6. | Формирование «Азбуки» | март | Проектная группа |
7. | Создание электронного варианта «Азбуки» | апрель | Проектная группа |
8. | Создание презентации «Азбуки» | апрель | Проектная группа |
9. | Презентация и размещение на сайте библиотеки конечного электронного продукта | май | Проектная группа |
5