Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:51, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании роли и возможностей детских библиотек в патриотическом воспитании подростков.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Воспитание гражданского патриотизма как одна из
необходимых задач в работе детской библиотеки…………...8
1.1 Социально-педагогические аспекты патриотического
воспитания подростков………………………...................................8
1.2. Государственный подход к патриотическому воспитанию
подростков в Республике Беларусь………………………………….. .17
Глава II. Патриотическое воспитание подростков в библиотеках
Современной Беларуси………………………………………………30
2.1. Программы по патриотическому воспитанию детей и
подростков в Беларуси………………………………………............30
2.2. Формы и методы воспитания гражданственности и
патриотизма подростков ……………………………………………...39
Заключение………………………………………………………...............52
Список литературы………………………………………………………..56
Необходимо сохранять преемственность поколений, историческую связь времен, формировать уважительное отношение молодых людей к результатам прежних свершений. Белорусский народ и государство, понимающие актуальность патриотического и гражданского становления молодежи, стремятся не допустить разрыва морально-этических связей между поколениями.
При проведении воспитательной работы в современных условиях особое внимание следует уделять определению современных подходов к понятию «патриотизм», теоретических положений, позитивно влияющих на мировоззрение белорусской молодежи и способных помочь ей стать активным участником построения сильной и процветающей Беларуси. Вот почему особое внимание уделяется со стороны руководства Республики Беларусь системе идейно-патриотического воспитания населения.
Патриотическое воспитание предполагает привитие любви не только к стране, но и к своей малой родине – отчему дому, школе, деревне, традициям, обычаям, белорусской природе. Даже решение таких практических задач, как поддержание образцового порядка во дворе дома, в общежитии, местах отдыха – это тоже проявление патриотизма. Только в результате совместной, взаимодополняющей воспитательной работы различных социальных институтов (государства, общественных организаций, школы, семьи) можно вырастить поколение настоящих патриотов, полноправных граждан своей страны, ответственных за ее будущее.
Патриотизм проявляется в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы национального самосознания белорусского народа.
Наполнение патриотического воспитания новым содержанием должно осуществляться на основе аксиологического подхода. Принцип приоритета общечеловеческих ценностей заложен в стратегию и тактику реформирования системы образования Республики Беларусь. Новая иерархия ценностей, в которой общечеловеческое стоит на первом месте, - методологическая идея, заложенная в национальные законы, концепции, программы в сфере воспитания и образования подрастающего поколения. Это в свою очередь следует из Конституции Республики Беларусь, где подтверждается приверженность народа республики национальным и общечеловеческим ценностям. Одна из таких ценностей - патриотизм.
Патриотизм следует рассматривать не только как важнейшую духовную и социальную ценность общества, но и как составную часть идеологии белорусского государства. Для белорусов патриотизм – не абстрактное понятие. Именно патриотизм, ответственность за свою землю, героизм в борьбе с врагами позволили защитить нашу Родину в минуты тяжелых испытаний, отстоять ее независимость.
Патриотизм – это чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой. Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:
наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;
наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;
наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;
единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;
приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;
неравномерность общественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически во всех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов [29,с.51].
Эти положения определяют патриотизм Республики Беларусь как общенациональный, лишенный каких-либо территориальных, национальных, экономических, религиозных либо иных притязаний или амбиций, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства, мир и сотрудничество с другими государствами.
В Республике Беларусь к настоящему времени созданы условия для консолидации общества, а потому и перед патриотическим воспитанием адекватно стоят задачи, заключающиеся в содействии достижению общественного согласия. Сущность данной идеологии состоит в том, что ныне не противоборство, а единение приведет Беларусь к процветанию, а потому и деятельность в любой сфере, направленная на единение народа Республики Беларусь, патриотична. Под единением следует понимать не унификацию общества, ликвидацию многообразия его культур и мировоззрений, а содействие их развитию, сознательную и бережную их охрану.
Как показывает исторический опыт, достижение общественного согласия – сложный, многогранный и порою длительный процесс. Беларусь прошла первоначальный этап становления государственности, пережила пик политической, экономической и социальной нестабильности общества. Ныне ей чрезвычайно необходимо единение народа как идея во имя процветания Отечества. Учитывая многие факторы, в числе которых основными являются менталитет белорусского народа и фактор своевременности, есть основания рассчитывать на позитивное развитие событий.
Цель патриотического воспитания в Республике Беларусь – привитие подрастающему поколению любви к Беларуси, формирование у него устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.
Реализация этой цели зависит от выполнения в той или иной мере конкретных задач, основными из которых в данный момент являются:
привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;
разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа. Воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;
воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;
воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;
привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;
раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;
физическое воспитание. Организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;
воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;
формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;
убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества [29,с.56].
Патриотическое воспитание подрастающего поколения как структурная часть целостной системы воспитания в РБ основывается как на общих принципах воспитания, так и на специфических, из которых можно выделить следующие.
Единство государственных и общественных воздействий. Государственная политика предусматривает деятельность государственных структур, направленную на воспитание граждан. Эта деятельность наиболее четко прослеживается в воспитательной работе с молодежью во всех образовательных учреждениях и Вооруженных Силах РБ. Общественные организации и инициативы выстраивают систему патриотического воспитания на основе добровольности, самодеятельности, самоуправления, самоорганизации и творчества. Важно, чтобы как государственные, так и общественные структуры имели свою нишу в реализации целей патриотического воспитания граждан, а также определили пути взаимодействия между собой.
Национальное равноправие и интернационализм. Беларусь - многонациональное государство. Националистические амбиции, конфликты или противостояния могут инициировать формирование псевдопатриотизма, а также искажать идею гражданственности. Фальсификация патриотизма чрезвычайно опасна, так как приводит к разжиганию национальной розни и спекуляции на патриотических настроениях людей. Патриотическое воспитание должно способствовать развитию толерантного, уважительного отношения к представителям разных национальностей, их языку, традициям и культурам. Истинное патриотическое воспитание граждан РБ неразрывно связано с воспитанием интернационализма.
История и объективность. Исторические приемы, образы и идеалы являются мощным средством для воспитания патриотизма. Именно на исторических образцах героического прошлого своего народа формируется патриотическое сознание и поведение. Очень важно, чтобы исторические факты и образцы демонстрировались гражданам объективно, поскольку искажение сути разрушает духовно-нравственную основу человека
Миротворчество. В демократическом государстве, ориентирующемся в своем развитии на идеи гуманизма, патриотизм гармонично согласовывает личные и общественные интересы. А воспитание патриотического сознания и поведения возможно только посредством созидательной социально значимой и творческой деятельности. Истинный патриот всегда миротворец, а это означает, что миротворчество является одним из ведущих слагаемых патриотического воспитания граждан.
Содержание патриотического воспитания граждан в Республике Беларусь включает в себя следующие направления:
Патриотическое воспитание в семье. Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться гармонически развитая, общественно активная личность.
Патриотическое воспитание в учреждениях общего среднего образования. Патриотическое воспитание - одна из главных функций государственных учреждений. В учреждениях общего среднего образования патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности, установок-идей служения отечеству, его защиты. В концептуально-программных документах, определяющих развитие национальной системы образования, предполагается создание эффективной системы патриотического, гражданского, духовно-нравственного воспитания. Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности.
В школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов. Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды. На разных возрастных ступенях важно воспитать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим трудом обогатил национальную и общечеловеческую культуру. Патриотическое воспитание в учреждениях общего среднего образования должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости. В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства - государственному флагу, гербу, гимну.
Патриотическое воспитание в учреждениях внешкольного воспитания и образования. Свою деятельность учреждения внешкольного воспитания и образования нацеливают на создание оптимальных условий для развития национального сознания, духовного потенциала, творческих способностей и удовлетворения интересов детей и молодежи. Патриотическое воспитание в учреждениях внешкольного воспитания и образования осуществляется через организацию работы патриотических клубов, центров, кружков, экспедиций поисковой, природоохранной деятельности, взаимодействие с воинскими частями и допризывными пунктами и т.д.
Внешкольное воспитание осуществляется совместно с деятельностью музеев, тематических выставок. В соответствии с Законом РБ «Об охране историко-культурного наследия» организуется охрана и пропаганда памятников истории, культуры, природы родного края.
Патриотическое воспитание в общественных объединениях, организациях, движениях. Общественные объединения, организации, движения, инициативы - это особый институт социального воспитания, любое общественное формирование представляет собой микромодель общества, поскольку обладает всеми его элементами (сводом нормативных правил или законов, атрибутами, органами самоуправления, элементами самоорганизации). Патриотическое воспитание в общественных формированиях может реализовываться как через содержание программ их деятельности, так и организацию самого образа жизни, вполне очевидно, что через приобщение к ценностям общественного объединения непроизвольно формируется ценностное отношение к гражданским и государственным ценностям, воспитывается бережное и уважительное отношение к своей Родине. Члены общественных объединений овладевают элементами демократической, политической, правовой, национальной культуры, осваивают социальные роли, влияют на положительные изменения в государстве.