Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:51, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании роли и возможностей детских библиотек в патриотическом воспитании подростков.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Воспитание гражданского патриотизма как одна из
необходимых задач в работе детской библиотеки…………...8
1.1 Социально-педагогические аспекты патриотического
воспитания подростков………………………...................................8
1.2. Государственный подход к патриотическому воспитанию
подростков в Республике Беларусь………………………………….. .17
Глава II. Патриотическое воспитание подростков в библиотеках
Современной Беларуси………………………………………………30
2.1. Программы по патриотическому воспитанию детей и
подростков в Беларуси………………………………………............30
2.2. Формы и методы воспитания гражданственности и
патриотизма подростков ……………………………………………...39
Заключение………………………………………………………...............52
Список литературы………………………………………………………..56
Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние социально-педагогические компоненты, которые в своей совокупности вступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, познавательно-
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы подростки переживали чувство любви, гордости за свою Родину, восхищались ее славной историей, мужеством и храбростью патриотов. Огромное влияние на возбуждение потребностно - мотивационной сферы подростков оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной литературе.
Подростки переживают чувства привязанности к своей земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми.
Познавательно-интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей: в беседах, сообщениях на патриотическую тему, проведении литературно-музыкальных гостиных, устных фольклорно-этнографических экспедиций, организации поисковой работы следопытов.
Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у подростков патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно, чтобы полученные знания подростков о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма, включать педагогические ситуации с элементами дискуссий, в результате чего складывается собственная позиция.
Поведенческий и волевой компоненты - это формирование у подростков способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Сюда относятся различные виды трудовой, спортивной, туристско-краеведческой работы, празднование юбилейных дат, встречи со знаменитыми людьми.
Для достижения целей формирования гражданственности и патриотизма пригодны практически все методы воспитания и развития, так как в структуре каждого из них имеются возможности для формирования у детей и подростков любви, уважительного и ответственного отношения к Родине. Рассмотрим основные из них.
Интерактивный метод основан на активном обмене информацией между взрослым и ребенком. Этот метод наиболее часто используется в патриотическом воспитании детей и подростков, побуждая детей к высказыванию личных оценочных суждений и предположений. Однако этот метод ведет преимущественно к передаче тех знаний, ценностей и отношений, которые были заранее отобраны взрослыми, что существенно ограничивает собственные «вложения» ребенка в процесс.
Методы эмоционального воздействия нацелены на развитие этических отношений и чувств, формирование у личности приемлемых типов поведения и деятельности в обществе. Наиболее широко они используются в практике дошкольного и начального патриотического воспитания. Однако методы эмоционального воздействия могут быть применены и в системе патриотического воспитания подростков. К ним относятся:
метод сюжетно-ролевой игры, когда дети идентифицируют себя с различными типами людей, вовлеченными в ситуацию нравственного или ответственного выбора;
визуализация, предполагающая воссоздание детьми той или иной предложенной ситуации.
Поисковый метод направлен на приобщение детей к творческой деятельности. Реализуется с помощью проблемных или творческих заданий. Задание разрабатывается, сообщается детям, организуется деятельность детей, которая имеет поисковый, творческий характер.
Исследовательский метод нацелен на приобщение детей к творческой деятельности и требует от них полностью самостоятельного решения той или иной проблемы. Он основан на моделировании, проведении исследований в окружающем социуме. Решая творческое задание, ребенок должен самостоятельно выработать способ решения, адекватный специфике и содержанию данной задачи. Функции взрослого при этом состоят в конструировании и постановке проблемных заданий и осуществлении систематического контроля за процессом деятельности ребенка.
Метод проектов направлен на вовлечение детей в исследование и решение местных социальных проблем. Например, облагораживание и эстетическое оформление детских игровых площадок, реставрация исторических мест и зданий, организация наблюдения за экологическим состоянием малой родины, помощь ветеранам, и т.д. Использование этого метода требует не только усвоения детьми нравственных знаний, но и согласования их деятельности с работой местных органов власти, детских общественных организаций и т.д. Метод проектов является одним из наиболее действенных для достижения целей патриотического воспитания.
Метод передачи ценностей направлен на формирование у личности отношения к национальной культуре как универсальной ценности. В социальном плане патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение условий общесоциального и общепедагогического характера:
- взаимное доверие между педагогом и подростками;
- соблюдение такта, отзывчивости по отношению к подросткам;
- учет своеобразия подростка и возраста;
- сочетание индивидуального подхода к каждому с организацией работы с группой;
- взаимосвязь разных форм работы;
- системность в работе с подростками;
- учет особенностей социокультурного окружения;
- использование культурного наследия и традиций народа [16,с.31].
Специфическими социально-педагогическими условиями являются:
- моделирование патриотического воспитания с учетом взаимодействия с другими социальными институтами общества во избежание дублирования деятельности различных институтов социализации;
- совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции саморегулируемого и педагогически организованного аспектов деятельности;
- активизация патриотического опыта подростков с использованием многообразных и вариативных форм и методов воспитывающей деятельности, что стимулирует субъектную позицию, обеспечивающую самостоятельность и ответственность подростка за собственную судьбу;
- опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла), преподавание литературы, истории, краеведения и т.д. как предметов, формирующих духовную сферу человека;
- интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий (экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, филармонические концерты и др.) [16,с.42].
Социально-педагогический подход к патриотическому воспитанию основывается на принадлежности ребенка к конкретной социокультурной среде, определенному этносу, дает посыл к проектированию и организации воспитательного процесса, опоре на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.
Приобщение детей к народной культуре в современном обществе - это очень важный аспект в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Представляется совершенно бесспорным, что в современной ситуации одним из путей является познание традиционной культуры своего народа, изучение и признание культуры других народов, бережное отношение к ней, постижение общих корней в национальной культуре разных народов. Исследователями доказано, что чем раньше начинают приобщать ребенка к традиционной национальной культуре, тем большего эффекта достигают в понимании того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, и впоследствии теряется, утрачивается, не будучи пробужденным и востребованным
[22, с. 53].
Опыт практической деятельности показал, что в процессе патриотического воспитания у подростков формируется:
комплекс знаний гражданской направленности (социально-политических, исторических, философских, филологических, экономических, правовых, экологических, морально-этических);
эмоционально-ценностное отношение к обществу и государству (отношение к Родине, её истории, культуре, традициям, к экономической сфере жизнедеятельности, к правовым нормам, отношение к природе, отношение к морально-этической сфере жизнедеятельности);
навыки гражданской деятельности и активности (способы социально-политической, экономической, правовой деятельности; деятельность в сфере экологии, деятельность в сфере морали и нравственности как система умений и навыков).
Необходимо отметить, высокий уровень гражданственности и патриотизма проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Формирование данных качеств личности подростка будет эффективным при систематической направленной поэтапной деятельности педагогов по формированию патриотического сознания подростков. В процессе такой деятельности социальные установки и знания гражданской направленности переходят в систему личностных ценностей на основе реализации механизмов эмоционально-ценностного восприятия. Вполне очевидно, что социальные знания и ценностные навыки необходимы всем. Следует отметить, что эти понятия едины. Действительно, нельзя процесс формирования социально зрелой личности в условиях социума отделить от процессов воспитания социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям и элементарных социальных навыков при решении жизненных задач.
Значительный вклад в создание условий для эффективного формирования патриотизма и гражданственности социально активного современного поколения могут внести библиотеки, как наиболее мобильные социальные институты. Библиотеки могли бы стать координаторами действий всех социальных институтов, заинтересованных в решении проблем патриотического воспитания. К сожалению, в настоящее время в государственном подходе к данной проблеме никак не просматривается роль библиотек как мощных институтов патриотического воспитания, хотя
патриотическое воспитание всегда было в центре внимания библиотек, даже в те годы, когда это понятие широко не употреблялось.
Таким образом:
1. Подростковый возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Именно в этом возрасте происходит активный процесс накопления знаний о жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора способа поведения. На этой основе можно управлять процессом возникновения и формирования патриотических чувств.
2. Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы необходимо знать внутренние социально-педагогические компоненты, которые в своей совокупности вступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, познавательно-
1.2. Государственный подход к патриотическому воспитанию подростков в Республике Беларусь.
Роль и значение патриотического воспитания возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан. Современная социокультурная ситуация в Республике Беларусь характеризуется «социальной дифференциацией общества, определенной девальвацией духовных ценностей, снижением воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма. Стала более заметной утрата определенными слоями молодежи патриотического сознания, ее неспособность ориентироваться в мире событий, на рынке услуг и предложений и в информационно-психологическом противостоянии. Все это сказывается на отношении молодежи к жизни, семье, своему народу, государству и его институтам» [2, с.65]. Медленно восстанавливается престиж воинской службы, имеют место факты уклонения от выполнения конституционного долга по защите Отечества. В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего воспитания у молодежи чувства патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Патриотизм - это особое, смыслообразующее, одно из наиболее глубоких чувств, уходящее своими корнями в глубь веков. А оно сейчас размывается – особенно у молодого поколения. Для определенной части молодых людей понятие «Родина», «Отчизна» приобретает какой-то неактуальный, потусторонний смысл. Но обществу ведь важно сохранить наши национальные приоритеты, устоять перед жестоким прессингом низкопробной массовой культуры, сформировать патриотическую молодежь.
Сегодня Беларусь нуждается в человеке-гражданине, готовом и способном трудиться не только ради собственного благополучия, но и на благо общества, гражданине-патриоте, испытывающем чувство гордости за свою страну.
Современный этап формирования общественного сознания предъявляет все более высокие требования к воспитанию населения страны в духе патриотизма. Задача состоит в том, чтобы сохранить вековые традиции и нравственные ценности – любовь к Отечеству, уважение к труду, национальную и религиозную терпимость, готовность к защите Родины.