Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:51, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании роли и возможностей детских библиотек в патриотическом воспитании подростков.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Воспитание гражданского патриотизма как одна из
необходимых задач в работе детской библиотеки…………...8
1.1 Социально-педагогические аспекты патриотического
воспитания подростков………………………...................................8
1.2. Государственный подход к патриотическому воспитанию
подростков в Республике Беларусь………………………………….. .17
Глава II. Патриотическое воспитание подростков в библиотеках
Современной Беларуси………………………………………………30
2.1. Программы по патриотическому воспитанию детей и
подростков в Беларуси………………………………………............30
2.2. Формы и методы воспитания гражданственности и
патриотизма подростков ……………………………………………...39
Заключение………………………………………………………...............52
Список литературы………………………………………………………..56
работа с военкоматами по торжественным проводам в армию;
работа с Управами, паспортными столами по вручению паспортов молодым гражданам Беларуси;
проведение заседаний клубов «Служу Отчизне», «Воинская слава отцов и молодых воинов»;
организация фактографических выставок «Материалы о Великой Отечественной войне: 65-летие великой Победы», «Дети-герои» и др.;
проведение утренников;
проведение уроков мужества;
проведение Дней воинской славы;
организация вечеров – встреч молодежи с представителями армейских служб, ветеранами войны [47,с.26].
Сегодня нет повода для чувства патриотизма более общепризнанного и бесспорного, чем Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Именно Победа была в советское время, и остается сейчас главным источником патриотических умонастроений и эмоций. Человек, добродушный, доверчивый, порой беспечный и медлительный в дни мира и благоденствия, преображается во времена грозных испытаний и вражеских нашествий. В эти моменты личные обиды, материальное благополучие и даже собственная жизнь отступают на второй план. Главной и единственной целью остается защита своей Родины. В годы Великой Отечественной войны это проявилось особенно ярко. Война, начавшаяся со страшных поражений, окончилась величайшим триумфом нашего народа и советского государства. Триумфом, равного которому не знала история человечества. В священной войне с фашистскими захватчиками народ проявил чудеса мужества, самоотверженности и героизма. Мы выжили, сохранились как народ и как государство только благодаря тому, что в критические, судьбоносные для Родины периоды истории патриотизм всегда брал верх над личными, семейными и групповыми пристрастиями и интересами.
Вот уже почти 65 лет отделяют нас от исполненных счастьем и гордостью майских дней 1945 года. И чем дальше от нас отодвигается это событие, тем труднее становится говорить о нем с подрастающим поколением. Поэтому библиотеки делают всё возможное для воспитания в каждом ребенке гордости за свою Родину, веры в силы своего народа. Правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, демонстрация примеров беззаветного служения Отечеству способствуют укреплению духовных сил молодёжи, воспитанию у неё чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, готовности проявить мужество и героизм, до конца выполнить свой воинский долг.
В рамках подготовки к 65-летию Победы в работе детских библиотек наблюдалась тенденция к увеличению количества мероприятий, посвященных этой дате, разнообразию форм их проведения, а главное были разработаны и реализованы интересные целевые программы.
Следует отметить целевую программу Гомельской детской библиотеки «Без памяти нет будущего», включающую:
интерактивные выставки: выставки - размышление «Есть память, которой не будет конца», «Никто не забыт и ничто не забыто!», выставку-поиск, «Незабытые рубежи: будем помнить».
часы и уроки мужества: «Навеки в памяти людской», «По следам мужества и стойкости»
вечера памяти «Война глазами очевидцев», «Нам не забыть тех грозных лет»;
вечер-диалог встречи с ветеранами «Вы в битве Родину спасали»;
литературно-музыкальные композиции «И сердцу по - прежнему горько», «Мы этой памяти верны»;
фестиваль «Песни, рожденные войной»;
молодёжный форум «День Памяти»;
мероприятия с использованием новейших телекоммуникационных технологий: виртуальные экскурсии, фестиваль фильмов, презентации.
Витебская детская библиотека к 65-летию Победы реализовала программу «Есть память, которой не будет конца». Данная программа разрабатывалась для старшеклассников и была наполнена яркими, значимыми и привлекательными для них мероприятиями. В рамках программы прошли:
Неделя исторической памяти «Бессмертный подвиг защитников Отечества»;
Неделя славы «Солдатский подвиг не забудем»;
поэтический вернисаж «Строки, опаленные войной»;
час исторических сообщений «Я – солдат твой и сын, Родина!»;
литературно-музыкальная композиция «Мы этой памяти верны»;
музыкальное ревю «Песням тех военных лет поверьте» и др.
К мероприятиям оформлялись красочные книжно-иллюстративные выставки: «Судьба и Родина едины», «Вы в битве Родину спасали», «Нам не забыть тех грозных лет» и др.[46,с.75].
Увлечь молодёжь чтением, воспитать любовь к книге, познанию – задача непростая. Проблема чтения историко-патриотической литературы особенно остро звучит, когда речь идёт о подростковой части современного общества. Подростки и молодёжь – ближайший социальный резерв общества, именно они будут определять картину мира в недалеком будущем. В целях популяризации патриотической литературы, к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне Минской детской библиотекой разработана патриотическая литературно-образовательная программа «Время грозных испытаний», включающая следующие разделы:
«Годы великого мужества» - об основных этапах Великой войны и великом народном подвиге;
«Стояли насмерть в огненных котлах» - о боях советских войск в окружении 1941-1942 гг.;
«Нам дороги эти позабыть нельзя» - о главных сражениях Великой Отечественной войны;
«Подвигу народа поклонимся» - о городах - героях;
«Вспомним всех поименно» - о героях Великой Отечественной войны;
«И помнит мир спасенный» - об освобождении стран Европы;
«Праздник, который всегда снами» - о Дне Победы [44,с.38].
Мероприятия Программы проводились в форме вечеров исторической хроники с показом видеофильмов, электронными презентациями, с оформлением интерактивных выставок и обзорами литературы на тему мероприятия. В рамках программы проведена конференция для работников детских библиотек «Работа с историко-патриотической книгой», молодежная акция «Вклад моей семьи в Победу», молодежный исторический форум «Высокой чести имена».
Большой отклик у ребят получили:
выставка-размышление «Человек и история в зеркале литературы»; литературный обзор «Другая война в новой венной прозе»;
викторина «Память, высеченная в камне»;
литературно-музыкальная композиция с видеорядом по творчеству Б. Окуджавы «А мы с тобой, брат, из пехоты…»;
литературный час, посвященный Ю. Друниной «И обернулась звездою…»;
литературно-музыкальная композиция «Жди меня, и я вернусь»: любовь и война»;
выставки-просмотры из цикла «Прочти книгу о войне»: «Юные герои сороковых»; «И только потому мы победили», «О тех, кому вечно будет 20» [44,с.52].
Праздничная программа патриотической песни «И песня тоже воевала» – завершение мероприятий Программы.
Одним из основных направлений деятельности библиотек является воспитание патриотизма и гражданственности через приобщение к историческому и культурному наследию родного края. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой осуществляется рост духовной культуры человека и всего общества. Поэтому роль краеведения неуклонно возрастает, особенно в последние годы, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Разнообразные формы библиотечного краеведения оправдывают себя, являются эффективным средством патриотического воспитания.
Центральным направлением работы многих библиотек стало возрождение истории своего края. Пожалуй, сегодня только библиотеки способны полностью собрать уникальную информацию о родном крае и удовлетворить повышенный интерес, особенно детей и юношества, к краеведческой литературе. Таким образом, краеведческая деятельность библиотек получила новый импульс. Большим достижением библиотек в области краеведения стал переход от эпизодических мероприятий к систематической работе по долгосрочным программам. Например, программа Витебской детской библиотеки им. У. Караткевича «Нам осталась спадчина» ориентирована на широкую краеведческую деятельность. В рамках этой программы состоялось много интересных мероприятий. Традиционными стали:
Дни литературы, посвященные У. Караткевичу,
Дни патриотической книги,
тематические вечера,
уроки исторической памяти.
Следует отметить историко-информационную краеведческую программу Могилевской детской библиотеки «Отечество, земля моя седая», включающую:
Месячник патриотической книги «Былого незабвенные страницы»;
краеведческую мозаику «Из сокровенной памяти старожилов»;
краеведческий смотр-конкурс «Неповторимый Отчий край» (работы детей и подростков – фотографии, рисунки, вышивки, сообщения);
краеведческий фольклорный праздник «Мой край, ни в чем неповторимый»- заключительное мероприятие программы [45,с.21]
Понимая роль краеведения в патриотическом воспитании, Браславская детская библиотека Витебской области реализуют данное направление через программу «Здесь Родины моей начало», которая предусматривает:
совместные планы со школами, музеями, общественными организациями, издательствами;
создание краеведческого фонда;
открытие краеведческого кабинета;
циклы массовых мероприятий;
краеведческие чтения «Песняры роднага краю»;
работу клубов по военно-патриотическому воспитанию;
создание фактографических и библиографических пособий;
разработку выставок;
проведение круглых столов и конференций [30,с.44].
Таким образом:
1. Широкое распространение в библиотеках Беларуси получил программно-целевой метод деятельности. Библиотечные учреждения работают по комплексным областным программам, а также разрабатывают и реализовывают в городах и районах собственные локальные краеведческие программы по историко-культурному, духовно-нравственному, героико-патриотическому и экологическому направлениям.
2. Сильная сторона целевых программ – стремление к координации усилий разных социальных институтов, общественных организаций, различных советов, фондов и пр. Кроме того, выполнение целевых программ по патриотическому воспитанию предусматривает целый комплекс логически выстроенных, взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий для подростков.
2.2. Формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма подростков
В последние годы в белорусских библиотеках наблюдается тенденция к увеличению мероприятий по патриотическому воспитанию подростков и разнообразию форм их проведения. Совершенствуя свою работу, библиотеки используют различные формы деятельности, среди которых особая роль принадлежит массовым формам работы, что объясняется их высокой эффективностью. Условно формы работы детских библиотек по патриотическому воспитанию можно классифицировать следующим образом:
Диалоговые формы массовой работы: обсуждение книг, беседа, диспут, читательская конференция, пресс-конференция, круглый стол, вечер-диалог, вечер встреч, вечер-портрет и др.
Рекламно-информационные формы массовой работы: литературно-музыкальный вечер, премьера книги, встреча с актуальной книгой, устный журнал, библиографический обзор, книжная выставка, день информации, посиделки, чтения, уроки, часы, виртуальные экскурсии, фотовыставки, интерактивные выставки, и др.
Игровые формы массовой работы: конкурсы, викторины, турниры, литературные игры, ринги, литературный суд, пресс-бой, книжные аукционы, литературно-музыкальные гостиные.
Формы работы с использованием ИКТ: виртуальные путешествия, фестивали фильмов, презентации, радиоэфиры, Интернет-эфиры, видеомосты и др.
В массовой работе по патриотическому воспитанию детей и подростков белорусские библиотеки стремятся к новым формам работы, которые бы удовлетворяли читателей, были бы для них привлекательными. При этом сохраняются наиболее эффективные с традиционные формы работы. Здесь чередуются серьёзные и развлекательные темы, в реализации которых часто используются и не библиотечные формы - с подключением театрализованных приемов, музыкальных заставок и других средств, которые содействуют установлению эмоционального фона мероприятий. Часто детские библиотеки используют композиционный строй знаменитых: «Поле чудес», КВН, «Счастливый случай», «Колесо истории».
Среди инновационных форм следует выделить такие формы мероприятий, как презентации книг, слайд-беседы, слайд-викторины, исторические ревю, виртуальные путешествия, виртуальные экскурсии. Библиотеки начинают активно практиковать метод творческих проектов. В рамках сотрудничества с образовательными учреждениями к проектной деятельности привлекаются школьники всех возрастных групп.
С приобретением компьютерной техники массовые мероприятия, которые проводятся библиотеками агрогородков и детскими библиотеками стали более интересными и полезными для читателей.
Детские библиотеки Беларуси выстраивают патриотическую работу с детьми и подростками по нескольким направлениям:
возрождение национального наследия;
с любовью к родной стороне, краеведческое направление;
я - гражданин своей страны;
пользователям - правовые знания.
Остановимся более подробно на формах работы наиболее часто используемых в практике белорусских библиотек. Уже несколько лет подряд во всех библиотеках Беларуси проводится «Урок гражданственности», по книге «Герб. Флаг. Гимн.», на котором детей и подростков знакомят с главными символами страны [30,с.23].