Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:51, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании роли и возможностей детских библиотек в патриотическом воспитании подростков.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Воспитание гражданского патриотизма как одна из
необходимых задач в работе детской библиотеки…………...8
1.1 Социально-педагогические аспекты патриотического
воспитания подростков………………………...................................8
1.2. Государственный подход к патриотическому воспитанию
подростков в Республике Беларусь………………………………….. .17
Глава II. Патриотическое воспитание подростков в библиотеках
Современной Беларуси………………………………………………30
2.1. Программы по патриотическому воспитанию детей и
подростков в Беларуси………………………………………............30
2.2. Формы и методы воспитания гражданственности и
патриотизма подростков ……………………………………………...39
Заключение………………………………………………………...............52
Список литературы………………………………………………………..56
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Воспитание гражданского патриотизма как одна из
необходимых задач в работе детской библиотеки…………...8
1.1 Социально-педагогические аспекты патриотического
воспитания подростков………………………...........
1.2. Государственный подход к патриотическому воспитанию
подростков в Республике Беларусь…………………………………..
Глава II. Патриотическое воспитание подростков в библиотеках
Современной Беларуси………………………………………………30
2.1. Программы по патриотическому воспитанию детей и
подростков в Беларуси……………………………………….......
2.2. Формы и методы воспитания гражданственности и
патриотизма подростков ……………………………………………...39
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе стратегическая цель социального развития Республики Беларусь ориентирована на построение правового государства и формирование единого гражданского общества. Успешность дальнейшего развития страны, решение поставленных перед обществом задач во многом зависит от уровня сформированности гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.
Библиотеки являются мощным институтом патриотического воспитания, оно всегда было в центре внимания библиотек. Библиотеки систематически и целенаправленно работали по формированию патриотического сознания, выполнению патриотического долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В этой работе библиотеки объединяют интеллектуальное и эмоциональное начало, они привлекают весь спектр художественной, научно-познавательной литературы, главная их цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны, Родины. Патриотизму нельзя научить. Это воспитательный процесс. Роль книги и библиотеки в нем крайне важна, в первую очередь в детской, юношеской библиотеках, где учитывают психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.
Детство и юность – самая благодатная пора для формирования патриотического сознания, гражданских, демократических и патриотических убеждений, привития чувства любви к Родине, гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Подростковый возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, обусловленной возрастными особенностями: доверчивостью, подражательностью, высокой познавательной активностью, эмоциональностью. В этот период развития особенно интенсивно формируются моральные качества подростков, складывается духовный мир, они особенно чутки и восприимчивы. И здесь необходим самый широкий спектр подходов к решению задач патриотического воспитания: активное переосмысление накопленного опыта, поиск новых методов и способов формирования гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
Организация патриотического воспитания детей и подростков является актуальной задачей и становится приоритетным направлением деятельности детских библиотек. Им отводится особая роль в формировании патриотического сознания детей и подростков. В последние годы деятельность библиотечных учреждений в сфере патриотического воспитания принимает комплексный характер, этому во многом способствует программное планирование, в рамках которого чётко определяются цели и задачи, намечаются конкретные меры, пути, способы и формы работы, направленной на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Очевидно, что для того, чтобы оптимизировать деятельность библиотек в данном направлении, поднять ее на более высокий качественный уровень, необходимо активное изучение и обобщение накопленного опыта, выявление эффективных формы работы, внедрение в практику работы детских библиотек новых методов и способов формирования патриотического сознания подрастающего поколения.
Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени разработан широкий круг вопросов, связанных с патриотическим воспитанием детей и подростков. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в работах Б. Г. Зайналовой [8], Н. А. Ивашкиной [9], Р. Н. Кудряковой [11], С. Князева [12], В. И. Лутовинова [22], Мызыкиной [24], В. Я. Цимбалюк [51] . В своих работах ими были предприняты попытки отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения.
Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания детей и подростков затрагивают в своих работах Е. А. Леванова [16], Е. Г. Лисецкая [18], В. М. Лутовинов [22], Н. В. Мазыкина [23] и другие авторы.
Анализ деятельности библиотек по патриотическому воспитанию детей и подростков рассматривается в публикациях А. Водатурской [4], А. Гуревич [6], Б. Г. Зайналовой [8], Н. Некрасовой [28], О.И. Урядовой [48], В. Я. Цимбалюк [51]. Авторы обозначают роль библиотек, их возможности в работе по данному направлению.
Опыт работы детских библиотек Республики Беларусь в области патриотического воспитания представлен в публикациях авторов: С. лапикова [15], А. Лемеш [17], А. Певень [37], О. Петровская [38], С. Пластун [39], О.Прошкина [40], В. Шикуть [52]. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией деятельности детских библиотек по патриотическому воспитанию детей и подростков, а значит и новыми требованиями к этой работе.
Однако, несмотря на актуальность проблемы патриотического воспитания детей и подростков, внимание к ней недостаточно, ряд вопросов остаются неосвещенными, патриотическое воспитание затруднено отсутствием методических работ, в которых библиотекари могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Специалисты детских библиотек нуждаются в практических разработках по патриотическому воспитанию подростков. Возникает необходимость серьезной практической реализации данного направления работы библиотек, в том числе и детских.
Актуальность рассматриваемой проблемы, недостаточность ее практического развития и определило выбор темы.
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании роли и возможностей детских библиотек в патриотическом воспитании подростков.
Задачи исследования:
1). Выявить социально-педагогические аспекты патриотического воспитания подростков;
2). Раскрыть направления государственного подхода к патриотическому воспитанию подростков в Республике Беларусь;
3). Дать характеристику программ по патриотическому воспитанию детей и подростков в Беларуси;
4). Выявить содержание, формы и методы работы детских библиотек, направленные на патриотическое воспитание подростков;
Объект исследования: детская библиотека.
Предмет исследования: работа детской библиотеки по патриотическому воспитанию.
Методы исследования: библиографический, анализ и синтез, статистический метод, моделирование, цитирование.
Гипотеза исследования: формирование патриотического сознания подростков будет проходить более эффективно, если в рамках деятельности библиотек применять совокупность средств, форм и методов работы с подростками, наполненных интересным содержанием.
Новизна и практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы при формировании стратегий и концепций развития современных детских библиотек. Материалы исследования будут полезны в дальнейшей разработке технологий работы детских библиотек, способствующих решению проблем патриотического воспитания детей и подростков, могут служить основой для инновационной деятельности библиотек в поиске форм и методов работы библиотек по патриотическому воспитанию, студентам, обучающимся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».
Апробация. Работа прошла апробацию на 8-й студенческой научной конференции «Библиотечное дело в XXI веке», в виде доклада «Патриотическое воспитание подростков в библиотеках современной Беларуси» (апрель 2011г.).
Композиционные особенности работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Во введении дано обоснование актуальности темы, определены степень научной разработанности проблемы, цель, задачи, предмет и объект исследования, выдвинута гипотеза.
В первой главе «Воспитание гражданского патриотизма как одна из необходимых задач в работе детской библиотеки» рассмотрены теоретические основы проблемы, выявлены социально-педагогические аспекты патриотического воспитания, дана характеристика государственного подхода к патриотическому воспитанию в Республике Беларусь.
Во второй главе «Патриотическое воспитание подростков в библиотеках современной Беларуси» раскрывается содержание деятельности детских библиотек, анализируется их опыт работы, выявляются содержание и формы работы по патриотическому воспитанию детей и подростков.
Глава I. Воспитание гражданского патриотизма как одна из необходимых задач в работе детской библиотеки.
1.1. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания подростков.
Социально-экономические преобразования и движение к гражданскому обществу и правовому государству предъявляют новые требования к модернизации системы воспитания юных граждан. В связи с этим проблема формирования патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения приобретает особое значение. Значение патриотизма и гражданственности для молодежи возрастает еще и потому, что такие понятия, как долг, честь, гражданственность в молодежной среде в огромном дефиците, но именно их необходимо формировать для успешного функционирования современного гражданского общества.
Патриотизм включает в себя любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре, гордость за принадлежность к белорусскому этносу, идентификацию (соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем), признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.
Гражданственность – долг, достоинство, ответственность, социальные практика и активность, формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения; овладение способами реализации прав и ответственности по отношению к себе как личности, семье, окружающим, Отечеству, планете, признание и соблюдение Конституции РБ, овладение основами правовой культуры, социального жизнетворчества, осознание приоритетов белорусской модели развития (социального ориентированная направленность, многоукладный характер экономики – государственная и частная формы собственности); осмысление роли государственных социальных минимальных стандартов. Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом.
Критериями гражданственности и патриотизма выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданственности и патриотизма основывается на процессе постижения, освоения и присвоения подростками нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. В содержательном плане важно выделять и рассматривать основные характеристики национальных ценностей белорусского народа, особенности белорусской модели развития, а также содержание государственных минимальных стандартов.
Сегодня патриотическое воспитание - это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель - формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности;
расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
изучение национальной культуры, народного искусства;
привитие юным гражданам чувства глубокого уважения и почтения к символам Республики Беларусь.
Патриотическое воспитание всегда было важнейшим направлением в работе с подростками. «Этот возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Именно в этом возрасте происходит активный процесс накопления знаний о жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни подростка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значение. На этой основе можно управлять процессом возникновения и формирования патриотических чувств детей»[16,с.23]. «Педагогическое воздействие заключается в том, чтобы, во-первых, представить ту совокупность чувственных образов, мыслей, состояния ребенка, которая характеризует смысл его внутренней жизни; во-вторых, выделить те патриотические идеи, которые возникают на основе этих образов; в-третьих, разработать определенные педагогические технологии, воздействие которых, будет способствовать развитию и укреплению патриотических чувств» [11,с.3].